«Русский след»: что погубило украинскую ГТС

2
В современной Незалежной модно обвинять во всех своих проблемах и бедах Россию. Краеугольным камнем споров между Киевом и Москвой является газовый вопрос: пока «бояре дерутся», у простых украинцев растут счета за «голубое топливо». Но сегодня мы расскажем, как на них «нагреваются» собственные «эффективные руководители», безо всякой «руки Кремля».





Ступив на путь «евроинтеграции», Незалежная взяла на себя определенные обязательства по либерализации газового рынка. В частности, должна быть внедрена система суточного балансирования газа, то есть, механизма устранения установленной разницы между поступившими в ГТС и отобранными из нее объемами «голубого топлива». Украинский эксперт Владимир Шведкий поясняет:

Введение суточного балансирования – это, во-первых, либерализация, потому что так работает цивилизованный мир и рынки Европейского Союза. Во-вторых, нововведение повысит эффективность рынка с точки зрения выбора цены.


Звучит здорово, и могло получиться «как в Европе». Но получилось, как всегда. Система должна была заработать еще в августе 2018 года, однако, ее внедрение постоянно переносилось на более поздние сроки. В этом уже изначально были некие странности. Сперва украинская сторона закупила хорошо себя зарекомендовавшую информационную платформу компании IP Systems за 100 миллионов гривен, но затем от нее почему-то отказалась, решив разрабатывать программное обеспечение собственными силами на основе немецкой SAP. Та получилась «сырой» и функционировала плохо из-за множества «багов», и потому была запущена только 1 марта 2019 года.

Начало работы системы выявило любопытнейшие схемы сбыта газа, предназначенного для нужд населения, коммерческим структурам. Об этом заявил глава «Нафтогаза Украины» Коболев:

Газ, который НАК «Нафтогаз Украины» передавал газсбытам, частично перепродавался на коммерческие компании.


Однако на этом проблемы не закончились, а лишь начались. «Укртрансгаз», оператор ГТС, начал бить тревогу, подняв на уши СНБО, ГСЧС и Национальную комиссию, устанавливающую тарифы. Спустя всего три с половиной месяца работы «по-европейски» в украинских условиях у компании накопился многомиллиардный долг. Финансовое состояние оператора ГТС оценивается как критическое, денег на бесперебойное функционирование системы хватит только до 24 июня. В чем же причина?

Во-первых, в конце прошлого года украинские власти в два раза снизили тарифы на транспортировку газа на точках входа и выхода.

Во-вторых, воспользовавшись новыми правилами игры, игроки рынка просто начали газ несанкционированно отбирать, а оперативно «затыкать дыры» за всех приходится оператору ГТС. Такая вот получилась «балансировка» в реалиях Незалежной. «Укртрансгаз» в долгу не остался и начислил всем распределительным компаниям пени и штрафы.

В итоге образовался огромный долг всех перед всеми, который только продолжает расти. В судах уже лежат иски, претензии множатся. Потребители нервничают, справедливо предполагая, что им придется своим кошельком поучаствовать в разрешении проблемы. И, примечательно, никакого «русского следа» здесь не просматривается. Чисто украинский бизнес.
2 комментария
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. Dan
    0
    17 июня 2019 10:49
    игроки рынка просто начали газ несанкционированно отбирать,

    Значит, газ из УкрГТС таки воруют?!
  2. +2
    17 июня 2019 12:24
    Конечно воруют. И всегда воровали. Разве может хохол пройти мимо и ничего чужого не украсть? Никогда. Его потом жена из дому выгонит и жаба спать не даст....