Крушение «Суперджета»: пилоты допустили роковую ошибку

33
В московском аэропорту Шереметьево потерпел катастрофу отечественный региональный лайнер «Сухой Суперджет 100» авиакомпании «Аэрофлот». По последним данным, из 78 человек, находящихся на борту, погиб 41, в том числе один член экипажа. Это первая серьезная авария данного типа воздушного судна за последние 7 лет. В 2012 году в Индонезии «Суперджет» выполнял демонстрационный полет, в ходе которого лайнер врезался в склон горы. Официальной причиной трагедии тогда было названо незнание экипажем особенностей рельефа местности.





Однако вернемся к катастрофе в Шереметьево. Сразу замечу, что самолет был практически новым (бортовой номер RA-89098). Свой первый полет он совершил менее двух лет назад – 21 июня 2017 года. Через три месяца лайнер был поставлен «Аэрофлоту», где летал отнюдь не на износ. Средний налет самолетов этого типа в авиакомпании составляет всего 3,6 часа в сутки, против почти 11 часов у машин производства Boeing и Airbus. Большую часть времени «Суперджеты» проводят на земле. Возможно, это и стало одной из причин случившейся трагедии. Объясню почему.

Буквально спустя полчаса после катастрофы была названа основная причина произошедшего – попадание молнии в самолет во время полета. Действительно, как подтвердил пилот Денис Евдокимов, который осуществлял посадку воздушного судна (ВС), спустя примерно 20 минут после взлета, в лайнер ударил электрический разряд. Он вывел из строя оборудование радиосвязи самолета, работу которого впоследствии удалось частично восстановить.


Здесь хотелось бы заметить, что абсолютно все современные коммерческие авиалайнеры спроектированы так, что даже очень мощный удар молнии им не страшен. Последняя авиакатастрофа, причиной которой стало попадание молнии, произошла в 1963. Тогда в результате удара электрического разряда по лайнеру Boeing-707 авиакомпании Pan American сдетонировал топливный бак. Самолет рухнул вблизи города Элктон, штат Мериленд, США. Все находящиеся на борту люди погибли. С тех пор все самолеты начали оборудоваться статическими разрядниками, которые снимают электрический заряд с поверхности ВС во время полета. Несмотря на то, что каждый год ударам молний подвергаются сотни лайнеров, за последние 50 лет это не приводило к трагедиям.

Выход из строя средств связи «Суперджета», безусловно, связано с попаданием электрического разряда в самолет, однако причину такого поведения оборудования еще предстоит выяснить. Первое, что приходит на ум – недостатки в проектировании, сборке и обслуживании воздушного судна.

Вернемся к записи объяснений пилота рокового «Суперджета».

Из-за молнии у нас произошла потеря радиосвязи. И переход самолета в минимальный режим – режим прямого управления. И не через компьютер, как обычно, а напрямую. Аварийный режим управления,

– заявил пилот.

«Прямого управления» на данном типе самолета нет. Все взаимодействие с управляющими плоскостями лайнера происходит через компьютер. Однако существуют два режима работы. Нормальный режим, когда отклонения сайдстика (джойстика) обрабатываются бортовым компьютером, который применяет различные алгоритмы, основываясь на данных положения самолета в пространстве, скорости набегающего потока и т.д, то есть в определенной степени помогает пилоту управлять ВС. Аварийный режим (условно «прямой»), когда управляющие плоскости самолета полностью повторяют отклонения сайдстика. Однако и в этом случае в качестве посредника сигналов выступает компьютер. Именно он отдает команды гидравлическим приводам, которые отклоняют рулевые поверхности лайнера.

Разница между двумя режимами колоссальна: на одни и те же движения сайдстика самолет реагирует по-разному. Конечно, в идеале пилоты должны уметь управлять ВС в обоих режимах, но на практике все оказалось иначе. В этом контексте крайне странным кажется заявление пилота Дениса Евдокимова:

Скорость была небольшая для посадки, обычная. Все согласно оперативного сборника экипажа. Подходили к земле плавно, с уменьшением вертикальной скорости.


Эти слова противоречат опубликованному в Сети видео, на котором хорошо видно, как самолет «козлит» по полосе. Это происходит как раз из-за непогашенной (слишком высокой) вертикальной скорости ВС. Проще говоря, самолет слишком быстро снижался. После жесткого удара о землю лайнер подпрыгивает как мячик и вновь жестко касается земли.


Последний такой прыжок становится роковым для самолета. Из-за сильного удара левая стойка шасси пробивает бак с горючим, а искры от касания хвостовой части самолета о землю провоцируют воспламенение вытекающего топлива. Учитывая то, что баки были полностью заправленными, динамика горения радикально снизила шансы спастись, покинув воздушное судно. Итог: более половины пассажиров погибли в катастрофе.




Разумеется, желание пилотов во время нештатной ситуации быстрее посадить самолет понятно, однако в этом и заключалась ошибка экипажа. Пилоты допустили прогрессирующее «козление», когда с каждым последующим прыжком лайнер отскакивает от земли еще выше, и в конечном счете, потеряв горизонтальную скорость, просто падает. В такой ситуации следует немедленно прекратить посадку и уйти на второй и последующие круги. Вероятнее всего, экипаж просто не владел опытом аварийного управления данным типом воздушного судна.

Как бы то ни было, в скором времени мы узнаем истинные причины катастрофы. Как стало известно утром 6 мая, бортовые самописцы уже изъяты с места трагедии и отправлены на экспертизу.
33 комментария
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +4
    6 мая 2019 11:57
    Как не "козлить" при посадке - учат первокурсников. Командир, да и весь экипаж, похоже, ни разу не работал в режиме "прямого управления".
  2. -2
    6 мая 2019 12:24
    Сейчас всех собак на пилотов начнут вешать, а вешать надо на тех, кто из самолета конструктор сделал. В нем кроме сборки есть хоть одна отечественная деталь?
    1. +2
      6 мая 2019 12:57
      Чисто статистически, чаще всего крушения самолетов происходят по вине экипажа
    2. -1
      16 июня 2019 22:49
      Цитата: Портвейн
      В нем кроме сборки есть хоть одна отечественная деталь?

      Чем их меньше, тем лучше. Так получается.
      Что касается аварии.
      У самолета есть "особенности пилотирования". Ничего страшного в этом нет, но вот только пилотов об этом предупредить забыли. Не только этих, всех. Поэтому они сажали самолет не так, как надо было бы.
      Нетрадиционная реакция самолета на вполне традиционные действия экипажа в такой обстановке, привела КВС в замешательство, а самолет к первому козлу. Далее КВС так и не пришел в себя окончательно.
      Однако, приходилось встречать мнение о том, что нетрадиционной реакция самолета была не из-за "особенности пилотирования", а из-за излишнего посадочного веса.
      Думаю, специалисты разберутся. И просто так повесить эту аварию на пилотов тоже не удастся, Аэрофлот не даст.
  3. +2
    6 мая 2019 13:35
    Не удивлюсь, что данная трагедия произошла по причине экономии денег. Трагедия в Кемерово-тому подтверждение.
  4. +4
    6 мая 2019 14:57
    Можно ещё добавить, что они садились при почти полной загрузке (не выработав топливо в полете). Если ещё и радиовысотомер отказал, то ситуация была непривычная для пилота. На видео видно как он 'клюёт' носом прижимая самолёт к полосе, как будто боится перелететь зону касания. В их защиту можно сказать что на второй круг на таком самолёте заходить не просто, но на то и профподготовлка два раза в год ...
    1. +3
      6 мая 2019 15:05
      1. На третьем прыжке он зону касания уже давно перелетел.
      2. На второй круг он уже уходил. Это была вторая попытка сесть. Ничего не мешало уйти на третий круг. Но пилот решил иначе.
      1. +1
        6 мая 2019 15:15
        Вряди он что-то уже решал. Скорей сработали рефлексы против "удержать штурвал"
      2. 0
        8 мая 2019 09:36
        Ничего не мешало уйти на третий круг.

        Хватит нести чушь про то, что "можно", а чего "нельзя". Вас там (на борту) не было.
        Есть официальные заявления, подтверждающие отказы бортовых систем. Неизвестно, что это за системы. И как они влияли на принятие решения пилотами.
        Зато вам всё "известно".
        1. 0
          8 мая 2019 09:44
          При этом есть официальные заявления о том, что логику действий пилотов понять невозможно. Также есть расшифровка переговоров экипажа с диспетчером, где КВС говорит, что «посадка проходит штатно».
          1. +1
            8 мая 2019 09:51
            ....есть официальные заявления о том, что логику действий пилотов понять невозможно.

            Официальные заявления это высказывания лиц причастных к расследованию.
            А высказывания сторонних лиц, пусть и обладающих опытом в данной сфере, всего лишь частное мнение.
            Официальных заявлений типа "невозможно понять действия илотов" и быть не может. Так как комиссия для того и создаётся, чтобы понять эти самые действия. И сделать вывод. Были ли они правильными или нет.
            Но многим и без расследования всё "ясно".
            1. +1
              8 мая 2019 10:08
              Если уж на то пошло, то официальных заявлений по поводу отказа оборудования также НЕ БЫЛО. Меня обвиняете в «чуши», а сами что-то выдумали и размазали по бумаге.
              1. 0
                8 мая 2019 10:59
                ...а сами что-то выдумали и размазали по бумаге.

                Моё "придумали" было ответом на ваш комментарий.
                Напоминаю...

                При этом есть официальные заявления о том, что логику действий пилотов понять невозможно.

                Ссылочку не дадите, где и когда были подобного рода ОФИЦИАЛЬНЫЕ заявления?
                Я бы на вашем месте не отвечал.
                1. +1
                  8 мая 2019 11:07
                  По-моему, вы потерялись во времени. Ваше сообщение о якобы «официальных заявлениях» было ПЕРВЫМ:

                  Есть официальные заявления, подтверждающие отказы бортовых систем.

                  А мое сообщение как раз таки было ответом на ваше.
  5. +1
    6 мая 2019 15:23
    Все эксперты. А как Ту22 садился в Карелии видели? Слава богу хоть половина людей выжила. Что сброса топлива нет - это печаль. Да и бабушка надвое сказала, что с полупустыми баками при такой вертикальной лучше бы сели. Не крепкий орешек смотрим.
    1. +4
      6 мая 2019 15:59
      Дело не только в экспертизе. Наверняка КВС был опытным пилотом, и при нормальных обстоятельствах (и даже наверное не при совсем нормальных) знал как садить самолёт. В том то и вопрос, почему он допустил столько ошибок в этот раз (а то что были ошибки, сомнений мало). Я даже начинающим вдалбливаю: не надо 'спасать' плохую посадку. Пока самолёт летит, нет пожара и есть топливо, пробуй садится хоть сто раз, никакого стыда в этом нет. Да, 'Сухой' это не D-40 и не Cessna 172, но и пилот тоже наверное, поболее 40 часов налетал. Вот Ан-148 в Москве в прошлом году разбился из-за элементарного отсутствия дисциплины в кабине, отказ датчиков скорости---это, так, неудобная причина. Так что произошло здесь? Датчики отказали? Так ведь можно визуально, есть данные радара, GPS, наконец. Есть время, они ведь сказали, что пожара не было. Так зачем такая спешка посадить машину?
      1. Комментарий был удален.
      2. 0
        6 мая 2019 16:37
        https://www.facebook.com/groups/217193648374343/permalink/1735802299846796/
      3. 0
        6 мая 2019 16:37
        Гарнаеву очень трудно возразить.
      4. Комментарий был удален.
      5. +1
        6 мая 2019 19:57
        Про спешку вопрос конечно. Но никто не знает, что там происходило. Может действительно нужна была, а может и нет
    2. +2
      6 мая 2019 16:29
      Кстати, в случае с Ту-22 был очень важный фактор: погода. Удерживая тяжёлый самолёт на глиссаде, можно забыть про скорость снижения, а при переходе на визуальную, 5 секунд перед касанием может быть недостаточно, чтобы заметить свою ошибку. Здесь же погода была идеальная.
  6. Комментарий был удален.
  7. 0
    6 мая 2019 16:27
    Всё чаще и чаще мне (вполне естественно) приходится слышать вопрос: …”а как в современной РФ можно по-Честному 100% ЗАКОННО юноше стать полноценным профессиональным Гражданским Пилотом”?
    Всё стыднее и стыднее мне врать … но всё невыносимее говорить Правду - теперь уже вообще НИКАК
  8. +1
    6 мая 2019 20:42
    Обучение летчиков гражданской авиации, как и все высшее образование дошло до критической точки . Преподавателям платят копейки ,работать почти не кому. "Среднюю" з/п ,как почти веде нагоняют ЗП руководства и враньем.техники для летной подготовки почти не стало. Правительство решает только один вопрос -экономии во всем, но при этом про себя отнюдь не забывает. Даже гибель людей не заставит их сделать детальный анализ в отрасли, а вдруг положение дел расходов потребует и надо будет от себя отрывать?
    1. 0
      20 мая 2019 15:48
      Правительство решает только один вопрос -экономии во всем, но при этом про себя отнюдь не забывает. Даже гибель людей не заставит их сделать детальный анализ в отрасли, а вдруг положение дел расходов потребует и надо будет от себя отрывать?

      Владимир, Вы не правы! Правительство быстро отреагировало на эту катастрофу и в руководство авиапрома срочно включило господина Сердюкова, который погоны крепил на грудях. Так вот, господие Сердюков быстро наведёт порядок в гражданской авиации - и скоро самолёты будут падать гораздо чаще.

      Пароход хорошо, самолёт хорошо, а олени лучше!
  9. -7
    6 мая 2019 21:09
    здоровые мужики хватали свои сумки. мешали эвакуации вместо того, чтобы помочь людям в хвосте. у русских своя рубаха ближе к телу.
    1. +4
      6 мая 2019 21:34
      Ну как Вам не стыдно сводить такую трагедию к национальному характеру! А как же бортпроводник, который пожертвовал своей жизнью ради спасения пассажиров? А эгоисты есть среди любого народа.
    2. +2
      7 мая 2019 11:08
      Сам какой национальности будешь? Напиши и я приведу тебе примеры животного поведения твоей нации.
    3. +1
      7 мая 2019 11:09
      Выдумал! Никаких подтверждений нет ни на видеоматериалах, ни от свидетелей. НЕкрасиво! ( не имеешь мужского достоинства).
      1. +1
        7 мая 2019 14:18
        A chto skajut "experti" zdeshnie na to chto pasajiri vixadili iz samaleta s bagajom??? Kto im pozvolil vo vremya pojara vzyat bagaj? I poteryat bestcennie sekundi? Gde bil ekipaj? . Polnimi bakami avarino posadit samalet! Nu neznayu.
  10. +2
    7 мая 2019 15:37
    Ага...... самолет горит..... никаких спасательных служб не видно.... очевидно, они спят... или они ПРОСТО НЕ ГОТОВЫ !!! Так может всё-таки не на лётчиков всё валить надо а сажать чинуш от Росавиации и аэродромное руководство ?
  11. 0
    8 мая 2019 09:29
    Эти слова противоречат опубликованному в Сети видео, на котором хорошо видно, как самолет «козлит» по полосе.

    У пилота перед глазами были приборы. А вы судя по всему умеете определять скорость по видео? Уникальная способность.

    Разумеется, желание пилотов во время нештатной ситуации быстрее посадить самолет понятно, однако в этом и заключалась ошибка экипажа.

    Кроме определения скорости по видео, у вас видимо колоссальный опыт аварийных посадок?
    Не надоело ещё болтологией заниматься? Может дождёмся хоть каких-то предварительных итогов расследования?
    Уже в СМИ есть заявления представителей комиссии о том, что нет никаких "роковых ошибок". Хотя конечно, просто ошибки есть.
    1. +2
      8 мая 2019 15:01
      Вы безусловно правы, что нужно дождаться завершения расследования чтобы определить решающие факторы в этой трагедии. Но я хочу вступиться за автора: его анализ довольно убедителен. Конкретно:

      У пилота перед глазами были приборы. А вы судя по всему умеете определять скорость по видео? Уникальная способность.

      Вы опять правы в одном: определить скорость по видео на глаз сложно (но можно, если известна кадровая частота, положение камеры и т.д., комиссия по расследованию, кстати, обязательно это сделает чтобы скоррелировать показания приборов и реальную скорость). Но этого и не надо делать чтобы заключить что скорость (кстати, относительно воздуха, а не земли) значительно превышала оптимальную. Дело в физике посадки. При идеальной посадке, в момент касания происходит срыв потока --- самолёт перестаёт лететь и превращается в 'грузовик с крыльями'. При нормальной посадке, есть избыточная скорость, которая быстро гасится за счёт трения, сброса тяги и т.п. При посадке со значительной избыточной скоростью, самолёт 'отскакивает' от земли. Происходит это не от того что шасси 'пружинит' (оно как раз противится этому) а за счет проседающего хвоста, и, как следствие, изменения угла атаки. За счёт оставшейся скорости, крыло развивает подьемную силу и самолёт снова отрывается от земли. То что следует за этим, обычно делает посадку невозможной (ну или очень трудной): скорость резко падает, самолёт вылетает из 'поверхностного эффекта' и ... дальше Вы видели на видео.

      Добавлю также, что опыт аварийных посадок у меня есть, хоть и не на таком самолёте как 'Сухой'. И дверь в кабине рядом со мной выносило, с последующей разгерметизацией, и двигатель над Ледовитым океаном отказывал, и приборы, ночью при заходе по приборам отключались в грозу, вместе с посадочными огнями. Не буду, врать, делал ошибки, много. Начать с того, что многого можно было избежать, просто отказавшись лететь в тот момент, или подождать. Но это мои грехи. Как пилоту, мне интересно, почему КВС поступил так, а не иначе, чтобы не поступить так самому, если не дай Бог .... А желание сесть поскорее я очень понимаю, это человеческий инстинкт. При обучении я всем курсантам задаю стандартный вопрос (который, конечно когда-то задали мне, и на который я ответил неправильно): представьте, что Вам в хвост попала птица. Самолёт летит, но плохо слушается рулей, и трясется. С двигателем все в порядке, горючего полно. Что нужно делать? Вот ответ моего инструктора, много лет назад: тебе только что 'выдали' совершенно другой самолёт, набирай высоту и учись его водить. После этого, можешь заходить на посадку. Вот и тут, необычно тяжелый (от избытка топлива) самолёт, готовым ко всему быть всегда нельзя, что вынудило КВС так торопиться? Это ведь не вертолёт где совет при практически любой АС: садись как можно быстрее.
  12. 0
    8 мая 2019 12:11
    ...Россия планирует в конце 2019 года отменить льготные ставки пошлин на временный ввоз иностранных самолетов — конкурентов российских Sukhoi Superjet 100 и МС-21, сообщил «Интерфакс» со ссылкой на Минпромторг. Речь идет о самолетах массой от 20 до 90 тонн вместимостью 50–300 мест. Сейчас для них действуют нулевые пошлины, введенные комиссией Таможенного союза в 2010 году. Это может затронуть самые распространенные модели — Airbus 319/320/321 (сейчас в России летает 262 таких самолета) и Boeing-737 разных модификаций (172 самолета), а также бразильские Embraer (E-170 и E-175)...

    Я не конспиролог. Как вариант. Но все может быть. На кону сотни миллионов долларов/ евро. Интересно, будут ли носом рыть наши внуки Дзержинского по этой версии, пусть и не основной.
  13. +1
    20 мая 2019 15:57
    А о чём спорим Господа? В России уже прекратили своё существование 40 000 предприятий! О каких технологиях можно говорить? Если в России уже не могут выпускать даже свои велосипеды. Медведев сказал: "Мы всё купим!" - правда не подумал, что могут и не продать! А Путин сказал: "А что, пальмовое масло даже полезно" - и Россияне уже съели 1 000 000 тонн этого "очень полезного пальмового масла".