ЧП на ледоколе «50 лет Победы»: удар по репутации «Атомфлота»
28 января в различных СМИ начали появляться сообщения о том, что в Карском море произошло ЧП, атомный ледокол «50 лет Победы» столкнулся с сухогрузом Yamal Krechet. Позже в пресс-службе «Атомфлота» добавили, что повреждение обшивки края левого борта было получено при околке льда, отметив, что мореходные качества ледокола не утеряны и угрозы системам жизнеобеспечения и реакторной установке нет. В настоящее время атомоход продолжает работу в акватории Северного морского пути в штатном режиме.
Начнем с того, что строительство атомного ледокола «50 лет Победы» пришлось на сложное для нашей страны время. Атомоход был заложен в 1989 году на Балтийском заводе в Ленинграде. В 1993-м все работы в рамках данного проекта были заморожены, причиной стал недостаток финансирования. Спустя 10 лет (в 2003 году) деньги все-таки нашлись, и уже в 2007-м новый ледокол вышел на ходовые испытания, после которых отправился в порт приписки (город Мурманск).
Однако без скандалов тогда обойтись все равно не удалось. Уже в 2010 году Балтийский завод обратился в суд, пытаясь вернуть денежные средства, которые, по мнению руководителей предприятия, государственный бюджет оказался должен заводу за строительство атомного ледокола «50 лет Победы». Сумма иска составляла порядка 1,2 миллиарда рублей. Интересна и дальнейшая судьба бизнесмена Сергея Пугачева, который в 2005 году приобрел контрольный пакет акций Балтийского завода и являлся одним из инициаторов данного иска. Еще в 2013 году в РФ против него было возбуждено уголовное дело. По мнению бизнесмена, который уже довольно давно проживает во Франции, приобретение у него в 2012-м 88,32% акций Балтийского завода Объединенной судостроительной корпорацией (ОСК) можно рассматривать как реализацию плана российских властей по принудительному отчуждению судостроительных предприятий, принадлежавших структурам Сергея Пугачева.
Отметим, что до 2020 года атомоход «50 лет Победы» являлся самым большим ледоколом в мире. Его длина составляет порядка 150 метров, а водоизмещение – 23 тысячи тонн. В 2020-м в состав атомного ледокольного флота Российской Федерации вошел атомоход «Арктика», являющийся головным кораблем проекта 22220 (ЛК-60Я). Именно к нему перешло звание самого мощного атомного ледокола нашей страны.
Крайне важно, что «50 лет Победы» уже долгое время можно считать своеобразным лицом гражданского атомного флота нашей страны. Все дело в том, что именно этот атомоход государственная корпорация «Росатом» использует для экспедиционных круизов на Северный полюс. Несмотря на довольно высокую стоимость подобного путешествия (от 3 миллионов рублей), спрос на эту услугу довольно высок. Зачастую ею пользуются и иностранцы, конечно, учитывая геополитическую ситуацию в мире, их основную часть в последние годы составляют граждане Китайской Народной Республики. Уже несколько десятков лет ледокол «50 лет Победы» функционирует именно в таком режиме, выполняя в зимний период времени свои главные задачи (сопровождение караванов судов через льды Арктики), а летом открывая свои двери для туристов. На данный момент непонятно, какие коррективы в устоявшийся график внесет чрезвычайное происшествие с атомоходом в Карском море, но нет никаких сомнений, что судну потребуется серьезный ремонт, который может занять довольно длительный период времени. Нельзя забывать и о том, что просочившаяся в СМИ информация об этом событии может отпугнуть потенциальных путешественников, а это негативно скажется на доходах ФГУП «Атомфлот».
Самое же неприятное – это репутационные потери. Многие моряки, не понаслышке знакомые с северными морями, знают, что Арктика ошибок не прощает. В настоящее время Северный морской путь приобретает для нашей страны повышенную важность. Так, по итогам 2024 года был установлен очередной рекорд по объемам грузоперевозок по данному маршруту (37,9 миллиона тонн). Естественно, что достичь таких результатов позволяет эффективная и слаженная работа ледокольного флота РФ. Только в завершившемся календарном году его силами было организовано 976 ледокольных проводок. Остается загадкой, как компании, занимающиеся перевозками грузов по Северному морскому пути, отреагируют на события в Карском море. Ведь безопасность всех кораблей в Арктике напрямую зависит от деятельности ледоколов, борющихся с массивными морскими льдами, которые препятствуют движению караванов.
Стоит напомнить и о том, что на атомоходе «50 лет Победы» функционирует два ядерных реактора, возможное повреждение которых может привести к настоящей экологической катастрофе, что особенно важно, учитывая хрупкость арктической природы. Поэтому необходимо в ближайшее время провести объективное, а главное, открытое расследование, которое позволило бы определить причину случившегося и найти виновных. Даже если в этот раз все обошлось и никаких угроз реакторным установкам нет, ни в коем случае нельзя забывать о том, к чему могут привести подобные происшествия. В памяти многих граждан нашей страны еще жива память о событиях 1986 года. Печальные итоги аварии на Чернобыльской атомной электростанции (АЭС) мы с вами можем наблюдать до сих пор.
В заключение хочется добавить, что по итогам произошедшего в конце января в Карском море события все стороны, на наш взгляд, должны сделать важные для себя выводы. Так, ФГУП «Атомфлот» необходимо провести служебное расследование, предоставив его результаты общественности. Главной его целью должно стать наказание виновных (если таковые имеются) и принятие решений, которые позволят избежать подобных происшествий в будущем. Компаниям, использующим Северный морской путь для транспортировки грузов, нужно понять, что даже в XXI веке Арктика продолжает оставаться зоной повышенной опасности, где в любой момент может произойти ситуация, которая повлияет на сроки доставки ваших товаров. Властям же Российской Федерации стоит установить максимальный контроль за соблюдением всех существующих норм и правил безопасности при эксплуатации атомных ледоколов. Будем надеяться, что впредь такие ситуации будут обходить нашу страну стороной.
Информация