Что означает успешный старт с Восточного тяжелой ракеты «Ангара-А5»

22

11 апреля 2024 года, накануне Дня космонавтики, в России состоялось очень важное событие. Свой первый старт с космодрома Восточный и четвертый по счету вообще совершила ракета-носитель тяжелого класса «Ангара-А5». Какие же возможности это открывает для нашей страны?

Вокруг семейства ракет «Ангара» в свое время было сломало немало копий. Одни утверждают, что российские ракеты-де уже устарели и якобы неконкурентоспособны, а другие справедливо указывают на их очевидные преимущества в виде модульности конструкции, экологичности и возможной многоразовости в использовании. Где же истина?



«Ангара» безальтернативная?


А истина заключается в том, что данному семейству ракет предопределено стать основной рабочей лошадкой Роскосмоса на ближайшие десятилетия. Для выведения космических аппаратов на орбиту требуются носители различных классов – от легких и средних до тяжелых и сверхтяжелых. При этом особое стратегическое значение имеют именно последние, способные доставлять в космос тяжелые спутники связи и метеоспутники, модули орбитальных станций, пилотируемые космические корабли и т. д.

По наследству от СССР России досталась ракета тяжелого класса «Протон-М», однако ее эксплуатация связана со значительными рисками.

Во-первых, запускаться она могла только с космодрома Байконур, который остался в получившем независимость многовекторном Казахстане.

Во-вторых, в качестве топлива для «Протона» используется крайне токсичный гептил, из-за чего власти незалежной соседки уже высказывали претензии Москве.

В-третьих, необходимо было обеспечить технологический суверенитет России, производя все ключевые компоненты для ракет-носителей на территории нашей страны. К слову, производство двигателей для первых ступеней «Протона» было прекращено в 2019 году, и сейчас Роскосмос донашивает последний десяток оставшихся в наличии ракет-носителей тяжелого класса.

Таким образом, семейство «Ангара» в средне- и долгосрочной перспективе является для нас безальтернативным.

Лучшее – враг хорошего?


Сама по себе концепция «Ангары» выглядит чрезвычайно привлекательной. Благодаря модульной конструкции, с помощью различного числа универсальных ракетных модулей можно создать ракету носитель любого класса – от легкого до тяжелого. В частности, ракета «Ангара-1.2» способна доставить на низкую околоземную орбиту 3,5 тонны полезной нагрузки, «Ангара-А5» – 26 тонн, а вот «Ангара-А5В» – уже 38 тонн.

Немаловажно и то, что в качестве топлива для ракетных двигателей РД-191 используется экологически чистая смесь жидкого кислорода и керосина. Это означает большую свободу в выборе траекторий запуска ракеты-носителя. Предполагается создание многоразовой версии тяжелой ракеты «Анагра-А5В», которая сможет повторно использоваться до десяти раз. Ракета-носитель с многоразовым блоком будет оснащена четырьмя посадочными опорами, которые будут выпускаться перед приземлением. Приземляться она сможет либо на плавучую платформу в Охотском море, либо на самом космодроме Восточный.

Многоразовость снизит полезную нагрузку тяжелой «Ангары», однако уменьшится и стоимость эксплуатации, что повысит конкурентоспособность российской ракеты на международном рынке космических услуг. В дальнейшем они смогут использоваться и для обеспечения пилотируемых космических полетов. Предполагается, что перспективный российский космический корабль «Федерация», переименованный в «Орел», будет выводиться на орбиту при помощи тяжелой ракеты-носителя «Ангара-А5П» или «Ангара-А5В».

Серьезным ограничением для эксплуатации «Ангары» было то, что запускаться они могли лишь с космодрома в Плесецке, имеющего военное назначение. Однако данная проблема была снята после ввода в строй космодрома Восточный, расположенного в Амурской области. С Дальнего Востока России смогут стартовать ракеты легкого и среднего класса «Союз», семейство ракет «Ангара» и перспективные ракеты «Амур-СПГ». Планируется, что с Плесецка «Ангара» будет летать для нужд Минобороны РФ, а с Восточного – иных заказчиков.

Получается, что данное семейство ракет является нашей большой «белой надеждой», и потому чрезвычайно важно то, что первый полет «Ангары-А5» с Восточного прошел успешно. По факту это был всего лишь четвертый по счету полет новой российской тяжелой ракеты, разработанной с нуля после распада СССР. Полет испытательный, что подчеркнул глава Роскосмоса Юрий Борисов:

Для нас это были тяжелые три дня, потому что это не телевизионное шоу и не запуск праздничного фейерверка. Это рутинная тяжелая работа. Мы приступили к началу летно-конструкторских испытаний, которые предназначены для того, чтобы выявить все недочеты, все нюансы и обеспечить надежность в будущем при серийных пусках «Ангары».

То, что старту предшествовали два переноса, потребовавшихся для устранения технических неполадок, является нормальным рабочим моментом. Куда хуже было бы, если бы проблемы возникли уже в полете.

Тяжелая «Ангара» начала летать, и ей необходимо налетать как можно больше, чтобы доказать свою надежность. Тогда она будет задействована в широком круге важнейших космических программ – от развертывания масштабной спутниковой группировки до вывода модулей национальной орбитальной станции «РОСС» и даже в лунной программе.
22 комментария
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +6
    12 апреля 2024 13:02
    данное семейство ракет является нашей большой «белой надеждой»

    А осуществлять нашу большую "белую надежду" будет поколение ЕГЭ.
    Другого-то нет и пока не предвидится.
    1. -1
      12 апреля 2024 13:34
      А осуществлять нашу большую "белую надежду" будет поколение ЕГЭ.

      И в куче пустой породы попадаются золотые самородки.

      Другого-то нет и пока не предвидится.

      Тут я с вами не совсем согласен. Хотя Ап. Павел написал:

      . . .и знание упразднится (1 Кор. 13:8)

      Но это относится ко всем людям Земли. Тут России надо быть аутсайдером. hi
      1. Комментарий был удален.
    2. -3
      12 апреля 2024 20:22
      Я так понимаю вы не поколение ЕГЭ. А вот поколение не ЕГЭ сможет сдать ЕГЭ? Вот я лично в сомнениях laughing
      1. +6
        13 апреля 2024 07:54
        Я так понимаю вы не поколение ЕГЭ. А вот поколение не ЕГЭ сможет сдать ЕГЭ? Вот я лично в сомнениях

        Вьюношь! Мне 73 года и кроме анализов я уже ничего сдать не могу. А когда был молод и учился в школе и институте, так так сдавали без ЕГЭ.
        Как-то читал, что один американец не смог ответить на вопрос, потому что иконку с ответом на дисплее переместили в другой угол. Вы того же хотите? hi
        1. +1
          26 апреля 2024 16:59
          Зачем тогда щеки надувать, у вас даже половины знаний нет тех которыми сейчас нагружают детей в школе!
          Минусанты, такие же жертвы советского образования как и вы, вы просрали СССР со своим лучшим в мире образованием а не "поколение ЕГЭ"! Теперь вы сидите и надуваете щеки в то время как " поколение ЕГЭ " разгребает за вами дерм@ hi
      2. +4
        13 апреля 2024 08:21
        поколение ЕГЭ три года в школе натаскивают и дополнительно репетиторы на дому...

        в нашем поколении была учёба, направленная на сдачу экзаменов.

        года через 2-3 ЕГЭшники сами не смогут уже ЕГЭ сдавать, а вот других общих знаний у них изначально не будет...

        тут скорее соревноваться в общей эрудиции надо, а не в угадайке...
        1. 0
          26 апреля 2024 17:37
          Вам кто мешает самими быть репетиторами для своих детей?
          Почитаешь коменты, так одни профессора, только на деле профессора кислых щей! Если вы не знаете предмет то и угодать не сможете, это же баналь просто.
          Да и говорить о "поколение ЕГЭ" в уничижительной форме как то странно, не "поколение ЕГЭ " родило само себя, оно появилось с помощью поколения советского образования!
      3. 0
        13 апреля 2024 08:52
        Шпаргалки были во все времена и что сложного в ЕГЭ? Он на недоразвитых рассчитан вообще-то.
        1. +1
          26 апреля 2024 17:24
          Так вы знаете ЕГЭ, если оно для не доразвитых то вам то плевое дело сдать good
      4. Комментарий был удален.
    3. +1
      13 апреля 2024 08:18
      а какая наша "белая" надежда?

      советские дети грезили космосом... российские айфонами, приставками и прочими "эффективными" потреблениями...

      что-то никакой надежды: ни белой, ни даже серенькой, в ЭТОМ "долгом" государстве сами знаете кого я лично не вижу...

      может слепой просто
  2. -3
    12 апреля 2024 13:38
    в качестве топлива для ракетных двигателей РД-191 используется экологически чистая смесь жидкого кислорода и керосина

    Про метановые двигатели лучше не вспоминать, что бы не прослыть западэнцем, да?)
  3. 0
    12 апреля 2024 18:44
    Напомню:

    "В соответствии с международным договором между Российской Федерацией и Республикой Казахстан планируется поэтапное прекращение эксплуатации космического ракетного комплекса "Протон". В связи с этим к 2023 году планируется вывод стартового комплекса пусковой установки №24 площадки 81 из эксплуатации", — сообщили в ЦЭНКИ, который отвечает за эксплуатацию всех российских космодромов.

    Полностью прекратить эксплуатацию ракеты-носителя "Протон" на космодроме Байконур планируется в 2025 году в связи с тем, что в носителе используется ядовитое топливо гептил. Казахстан последовательно выступает за прекращение запусков этой ракеты.

    https://ria.ru/20180320/1516822181.html

    Соответственно, с 2026 года Ангара-А5 - единственная ракета РФ, способная выводить 20+ тонн на НОО и 2+ тонны на ГСО.
  4. Voo
    +1
    13 апреля 2024 03:55
    С момента потопления станции "Мир" эта отрасль в рф живёт своей жизнью, как РПЦ. И что бы не происходило у нас в стране, эту отрасль интересует только одно - деньги. Для кого они их зарабатывают, мне не известно, но владельцы, должно быть, проблем в них не испытывают. Никто ведь не приводит статистику её рентабельности. Всё кивают на национальную гордость. Хотя, мы же с ней боремся...
  5. +2
    13 апреля 2024 07:16
    Собственно носитель и его новая площадка, как это не странно для разработки, которой больше 20 лет, все еще на стадии испытаний. Работы на Восточном в основном увязаны с запуском эксплуатации станции РОС и таким же долгостроем КК Орел. Запуски с уходом иностранного бизнеса вообще сдулись. Армады анонсированных спутниковых группировок в нетях. Беспилотники очевидно нужнее. Луна ушла за горизонт планирования, только недавно была утверждена правительством отложенная программа по СТК. Известна только сумма в половину от предполагаемой, но в каком она виде принята, информации нет. Возможно, что и работы с метаном в этой программе прописаны, а возможно что и нет. По крайней мере шум по метановому СТК и его двигателям поднятый Рогозиным в попыхах после отказа минфина , новым технологиям и прочему, шумом без драки так и остался. Ни о каком движении в этом направлении ничего нет ни где, как нет и инициатора на прежнем месте. План очевидно все еще старый - на Луну на Ангаре, но также без конкретных работ по водородной версии, ведь впереди еще долгие испытания А5М. На сколько лет, никто не скажет. В общем десять лет прошло, а конь не валялся. И двадцать может пройти...
  6. +3
    13 апреля 2024 08:05
    Во-первых, "Ангары" разрабатываются не 20 лет, а с 1995 года, то то есть 29 лет. Первые тестовые полёты были в 2014 году десять лет назад. То есть ракета безнадёжно устарела. Если бы она появилась хотя бы 2005, это было круто. Во-вторых, изначально, набор ракет предполагался более широкий. Кроме лёгкой Ангары -1.2 и тяжёлой Ангары-А5, должна была быть ещё средняя Ангара-А3 и рассматривался вопрос создание сверхтяжелой Ангары-А7. Если бы это было сделано, то было бы круто. Мы имели бы полный набор ракет и действительно собирали нужную как конструктор. Но почему-то Ангара-А3 была передана другому КБ и превратилась в Союз-5, который пока так и не сделан, а от Ангары-7 вообще отказались и теперь на Луну нам лететь не на чем. Короче с учётом достиженией Маска, Ангара безнадёжно устарела, ещё не успев вывести ни одной полезной нагрузки.
    1. -2
      13 апреля 2024 08:58
      А кто собирается лететь на Луну? Можно с этого места поподробнее? В основном СМИ туда лететь собираются и пенсионеры из бывших работников космической отрасли. Никто не в состоянии лететь на Луну. А если за мультиками, так это в Голливуд, там всё сделают как надо.
    2. 0
      13 апреля 2024 17:13
      Короче с учётом достиженией Маска, Ангара безнадёжно устарела

      А какие достижения у Маска? Ангары хоть без аварий летают, чего не скажешь об ракете Маска. Уродина с 33 движками.
  7. +2
    13 апреля 2024 08:35
    Что означает? Да мы безнадёжно отстали в этой отросли. Гордимся запуском ракеты, а другие запускают спутники и телескопы. Почувствуйте разницу.
    1. -2
      13 апреля 2024 08:58
      В чём мы конкретно отстали? В ракетах или спутниках? Это разные вещи.
  8. -2
    14 апреля 2024 05:46
    Пыхтели, пыхтели, с третьего раза кой как запустили ракету не вчерашнего дня, а позавчерашнего, шас будут щеки надувать какие молодцы!
  9. +1
    15 апреля 2024 17:33
    ракета «Ангара-А5» – 26 тонн,

    Да ничего не означает, кроме того, что "удалось"...
    Фишка в том, что доставлять нечего...
    То что нужно было "вчера" - спутники разведки связи, их просто нет...
    Делают их у нас "как кот наплакал"...
  10. 0
    15 апреля 2024 22:24
    повысит конкурентоспособность российской ракеты на международном рынке космических услуг

    В голове современных менеджеров только продать за бугор и подороже.
    Ракета тяжелого класса «Протон-М», родом из СССР имеет полезную нагрузку 22 тонны. Первый запуск состоялся 16.07.1965 г. Спустя 59 лет РФ в космонавтике наконец получила новую ракету. Посмотрите на достижения Китая, Индии и др.