Какие самолеты РЭБ нужны российской ударной авиации

4

Как показала СВО на Украине, современная война немыслима без развитых средств радиоэлектронной борьбы. Остро необходимы как компактные комплексы РЭБ для прикрытия сухопутных войск от вражеских FPV-дронов, так и воздушного базирования для повышения эффективности действий российской авиации в небе над Украиной.

Как там у них


Поводом для написания данной публикации стал пост в профильном телеграм-канале «Русский инженер», который освещает многие технические вопросы, касающиеся хода СВО:



Чего у нас категорически не хватает, а точнее, отсутствует как класс – это самолетов РЭБ на основе фронтовой авиации. То есть не тот РЭБ, что привыкли видеть от FPV, а заводские системы, которые давят связь, ставят активные помехи против радаров ПВО. В НАТО их соотношение, грубо говоря, выводят до одной машины на 10 ударных, и десятки таких машин глобально глушили ПВО Ирака, Югославии во время налетов. По сути, его задача находится выше и чуть позади, не в зоне досягаемости ЗРК, и, когда те пытаются навести ракеты на ударные самолеты, самолет РЭБ слепит помехой радар ЗРК, подбирает нужную частоту и форму сигнала, чтобы ее нельзя было отфильтровать.

Если вдруг кому-то интересно, то тематики РЭБ авиационного базирования мы касались в публикации еще от 21 сентября 2021 года, до начала активных боевых действий. Поводом для рефлексии стал миф о том, как российский Су-24 десять лет назад якобы смог в одиночку отключить систему ПРО «Иджис» американского эсминца «Дональд Кук» РЭБ-атакой при помощи комплекса «Хибины», после чего его экипаж якобы чуть ли не поголовно подал в отставку от сильнейших душевных переживаний.

О том, какие средства РЭБ воздушного базирования у нас имеются реально, будет сказано далее, а пока что посмотрим, чем располагают американская и китайская армии.

Так, например, на палубах американских «разносчиков демократии» базируются самолеты EA-18 «Гроулер» (Boeing EA-18 Growler), специально созданные для противорадиолокационной борьбы при помощи подвесных контейнеров РЭБ ALQ-99 и ALQ-218. Также в состав вооружения палубного самолета входят две противорадиолокационные ракеты AN/AGM–88 HARM. Основным предназначением EA-18 Growler является установка помех бортовым РЛС и управляемым ракетам противника, а также обеспечение групповой защиты боевых порядков самолетов от средств ПВО.

Известно о том, что для ВМС США разрабатываются дистанционно управляемые версии «Гроулера», а также новейший самолет РЭБ на базе палубного самолета укороченного взлета и вертикальной посадки F–35B.

Стараются не отстать от своих потенциальных противников и в Китае. Там на базе советского истребителя Су-27, производимого по лицензии, создали собственную глубоко модернизированную версию под названием J-16, которая теперь относится к поколению 4++. В модификации J-16D двухмоторный китайский истребитель превратился в самолет РЭБ. А вот для своих авианосцев Пекин разработал самолет РЭБ J-15D, в котором угадываются гены советского палубного истребителя Су-33.

А что у нас?


Когда начинаешь смотреть, что в плане РЭБ воздушного базирования есть реально у нас, то складывается не вполне однозначное впечатление. Вроде бы все есть, но мало, в условно «гомеопатических» дозах.

Вот, например, есть специализированные самолеты РЭБ Ил-22ПП «Порубщик». Поднявшись в небо, они должны автоматически находить нужную частоту и нарушать канал связи между передающей и принимающей техникой противника. Казалось бы, «Порубщики» должны были порубить ВСУ всю связь, нарушив их координацию и взаимодействие, вот только произведено их было всего три штуки. И это на всю тысячекилометровую линию фронта!

И стоит ли отдельно говорить о том, что относительно тихоходный самолет, созданный на базе Ил-22 «Бизон» (воздушный командный пункт на основе Ил-18), является приоритетной целью для вражеской ПВО, наводимой на цель при помощи НАТО? Последнее справедливо и для РЭБ вертолетного базирования.

В частности, носителями станций активных помех «Рычаг-АВ» и «Рычаг-БВ» являются немногочисленные вертолеты армейской авиации Ми-8МТПР-1. Они применяются в ходе СВО по своему целевому назначению, до этого хорошо показали себя в Сирии, поэтому являются для ВСУ лакомой добычей. 13 мая 2023 года в Брянской области была потеряна целая авиагруппа в составе истребителя-бомбардировщика Су-34, истребителя Су-35 и двух вертолетов Ми-8, один из которых, по некоторым данным, был носителем РЭБ.

Исходя из опыта СВО, можно сделать вывод, что требуется именно массовый фронтовой самолет РЭБ, о чем в начале данной публикации говорил «Русский инженер». Помимо пресловутых «Хибин», для постановки активных шумовых помех обзорным РЛС, ЗРК и авиационным РЛС может использоваться комплекс контейнерной станции групповой защиты САП-14 «Тарантул», разработанный под Су-34.

Таким образом, технические решения в наличии имеются, вопрос лишь в том, где взять столько свободных самолетов-носителей под них и обученных экипажей, чтобы приблизиться к показателю один самолет РЭБ на 10 ударных для их прикрытия. Быть может, нам тоже стоит двигаться в сторону дистанционно управляемых беспилотных машин, как это делают американцы со своими «Гроулерами»?
4 комментария
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +2
    20 февраля 2024 12:55
    Известно о том, что для ВМС США разрабатываются дистанционно управляемые версии «Гроулера», а также новейший самолет РЭБ на базе палубного самолета укороченного взлета и вертикальной посадки F–35B.

    Переход на без экипажные средства явно предпочтителен, что очевидно. Значит давно пора разрабатывать без экипажные самолеты РЭБ и прочие. Какие самолёты, это уже специалисты должны решать, вот только есть-ли у МО такие заказы, если даже старое не могут в нужном ассортименте и количествах построить . Или опять вся надежда на волонтёрах, ибо критика на должностные структуры уже набила оскомину....
  2. +1
    20 февраля 2024 15:23
    Какие самолеты РЭБ нужны российской ударной авиации
    В РФ, что есть огромный выбор самолетов???
    Средства ДРЛОиУ нам тоже нужны. ДРЛОиУ на базе Ил-76 А-100 в 2025 г. будет иметь юбилей начала разработки, 25 лет. Когда будет поставлен в ВС РФ А-100 не известно. Все самолёты РЭБ и ДРЛОиУ, это советские. Чтобы были РЭБ, ДРЛОиУ и др. нужна радиоэлектронная промышленность, свои р/э комплектующие.
  3. +5
    20 февраля 2024 15:52
    Исходя из опыта СВО, можно сделать вывод, что требуется именно массовый фронтовой самолет РЭБ, о чем в начале данной публикации говорил «Русский инженер».

    Не зря говорят, что наши генералы всегда готовятся к прошедшей войне. Что, раньше этого понять было нельзя? Проанализировать действия тех же американцев во всех конфликтов, начиная с Вьетнама, где наиболее массово ими использовалась бомбардировочная и штурмовая авиация! Или Югославия ! Везде американцы использовали авиационные постановщики помех и летающие радары для разведки целей. Просто провести анализ лампасникам было слабо? И зубами вцепиться в горло МО на выделение средств для постройки таких самолётов?
    Давно уже понял, что наши генералы птицы гордые - пока сапогом в зад не долбанёшь, не полетят...
  4. +1
    21 февраля 2024 22:37
    Таким образом, технические решения в наличии имеются, вопрос лишь в том, где взять столько свободных самолетов-носителей под них и обученных экипажей, чтобы приблизиться к показателю один самолет РЭБ на 10 ударных для их прикрытия. Быть может, нам тоже стоит двигаться в сторону дистанционно управляемых беспилотных машин, как это делают американцы со своими «Гроулерами»?

    - таким образом Сергей Маржецкий, что мешало нашему МО заказать, а нашему ВПК создать и обучить? Или нужно ждать волшебный пендель? Почему у матрасников есть а у нас нет? Почему их развед-беспилотники летают над Черным морем как у себя дома, прилетая с Сицилии? Кто должен получить легендарных люлей чтобы всё это зашевелилось, завертелось? Или опять все ждут выборов? И наши ребята в Донбассе ещё как-то побеждают... Бардак!!!