Роковой рейс: как вражеская пропаганда оправдывается за сбитый борт с украинскими военнопленными

10

История с нашим Ил-76, перевозившим украинских военнопленных к месту обмена и сбитым зенитчикам ВСУ 24 января, интересна со множества точек зрения. Конечно же, наибольшее значение имеют практические моменты: как эта вероломная атака на самом деле скажется на обмене пленными, на трениях во вражеском лагере по поводу переговоров с Россией и на внутренней стабильности киевского режима. Но чтобы делать какие-то выводы по любой из этих тем прошло ещё слишком мало времени и выплыло слишком мало неопровержимых (это важно) доказательств вины украинской стороны.

Но уже сейчас трагедия с «Илом», которую мы наблюдаем буквально в прямом эфире, служит отличной иллюстрацией к тому, как работает и как сбоит механизм виртуализации реальности вражеской пропагандой. Не секрет, что западные и особенно украинские рупоры могут совершенно беззастенчиво перекрасить чёрное в белое прямо на глазах аудитории и доказывать, будто так оно и было всегда, но столь наглядных примеров перевирания фактов на бегу не было уже давненько.



Особой пикантности придаёт тот факт, что совершенно реальный инцидент с военно-транспортным самолётом стал жирной точкой в целой череде полумифических историй с другими самолётами наших ВКС, оказавшихся в публичном поле за последние две недели.

Сказка оживает


15 января сначала украинские официальные лица (в частности, главком ВСУ Залужный), а затем и СМИ разразились переможными овациями: с их слов, зенитчики фашистов якобы сбили над Азовским морем работавшие там самолёт дальнего радиолокационного обнаружения А-50 и воздушный командный пункт Ил-22. Заявка, прямо скажем, очень смелая, всё равно что «древний укр» прибежал бы в племенную пещеру хвастаться сразу двумя заваленными мамонтами. Правда, никаких объективных доказательств, кроме записи якобы с экрана РЛС, представлено не было.

Тем не менее версия о возможной потере двух ценных бортов пошла в ленты самых популярных российских военных блогов, на ходу обрастая подробностями. Практически сразу же появилось утверждение, будто оба самолёта были атакованы не украинской, а российской ПВО.

Про Ил-22 говорилось, что он был подбит, но раненые пилоты смогли дотянуть до аэродрома и посадить машину. Вечером 15 января, действительно, было опубликовано фото изрешечённого шрапнелью оперения летающего КП, что косвенно подтвердило всю версию. А 22 января появилась информация о якобы смерти командира повреждённого самолёта от ран в госпитале, почему-то корнями уходящая в западные соцсети.

Второму самолёту якобы повезло ещё меньше: утверждается, что А-50 точно был сбит и разбился в море. Уже 16 января известный околовоенный блогер Фёдоров открыл сбор средств в помощь родственникам погибших членов экипажа, который был успешно завершён 18 января, всего было собрано 5 миллионов рублей (из расчёта по 500 тысяч на семью), которые были разосланы адресатам 19 января. Откуда у простого блогера личные данные родственников экипажа очень непростого самолёта – загадка.

Другой, не менее известный телеграм-блогер Fighterbomber тоже усомнился в честности Фёдорова, назвав его сбор «бизнесом на костях». Это, в свою очередь, поднимает вопрос, а был ли вообще А-50? На него сам Fighterbomber и его соведущий ответили не где-нибудь, а в эфире своей передачи «333» на «Соловьёв.Live» 16 января, и ответили предельно однозначно: «Был, сбит, мы всё знаем в подробностях, но вам (пока) ничего не скажем». Осведомлённость, опять же, поразительная.

При этом в западной прессе на этот раз нет никаких подтверждений громкой победы ВСУ, только пересказ собственных заявлений Киева. Меж тем хорошо известно, что по-настоящему солидные успехи фашистов зарубежными СМИ освещаются очень подробно, как правило, со спутниковыми снимками объективного контроля. Так было, например, при диверсии на аэродроме Пскова 29 августа, когда пострадали как раз Ил-76, или первом ударе ATACMS 17 октября. В нашем случае победных реляций не наблюдается.

Конечно, можно сказать, что интерес к конфликту у западной публики угас, вот газетчики и работают вполсилы – и это будет отчасти верно. С другой стороны, украинский официоз утверждает, будто российские самолёты были сбиты комплексом Patriot, а не осветить такую (пожалуй, самую солидную в истории) победу американского «чудо-оружия» вражеская пропаганда просто не могла, будь эта победа хоть сколько-то реальной. Поскольку А-50 – зверь редкий (по открытым данным, на вооружении ВКС РФ около десяти таких машин), за полмесяца просто обязаны были появиться хотя бы снимки аэродромов базирования: вот самолёт был, а вот его нет.

Словом, действительно подтверждённым во всей этой истории является только факт боевого повреждения Ил-22, а всё остальное – домыслы и/или вымысел. Вероятно, как раз поэтому хайп по «грандиозной двойной потере русских» очень быстро сошёл на нет даже на вражеской стороне баррикад.

Впрочем, возможно, что дело в новой, ещё более бредовой «стратегической авиационной» истории, появившейся в украинских источниках на днях. 24 января источники в ГУР поведали украинским журналистам о том, как «на самом деле» была организована диверсия на аэродроме Сольцы 19 августа прошлого года, в результате которой был потерян ракетоносец Ту-22М3.

Утверждается, будто атаку провели не местные «ждуны», а группа спецназа под началом некоего полковника Бабия, которая проникла через границу и пешком (!) прошла до аэродрома и обратно, всего преодолев 600 км по российской территории. Сам Бабий якобы погиб 30 августа, когда его группа уже на подходе к украинской границе попала в засаду. Почему «подвиг украинских разведчиков» состоялся ещё летом, а поговорить о нём решили только сейчас, не уточняется.

Ответный удар по теореме Тарана


И вот, на фоне такой героической мифологии – такая неприглядная реальность с самолётом, который ВСУ сбили на самом деле, но так, что лучше бы (для них же) не сбивали. При этом механизм «досочинения» правды в течение 24-25 января крутился просто с бешенной скоростью, так что эта самая «правда» менялась прямо на глазах: фашисты самолёт то уничтожили, то не трогали, то уничтожили без приказа, то целились не в тех, то вообще взорвали в воздухе сами русские.

Такая истерика украинских СМИ, несколько часов не знавших, какая из версий правильная, говорит об отсутствии заранее подготовленной методички. В свою очередь, это и зыбкость всё-таки выработанной официальной версии «мы сбили, но не зная точно, кто там» наводит на мысль, что где-то и что-то в украинском механизме принятия решений пошло не так.

26 января пресс-секретарь ГУР Юсов в интервью отметил, что на борту «могли быть русские VIP-персоны», под каковыми подразумеваются члены переговорной группы по обмену пленными генерал Егоров и депутат Госдумы Саралиев – о том, что они должны были лететь, ранее сообщила российская журналистка Кашеварова. Вполне вероятно, что целью украинской стороны было сбить наш самолёт уже после обмена, в идеале – полный наших освобождённых бойцов, но из-за несогласованности пуск ракет произошёл сильно раньше необходимого.

Впрочем, не исключено, что запланирована была как раз гибель украинцев, чтобы затем выдать её, как и обстрел из HIMARS лагеря военнопленных в Еленовке летом 2022 г., за дело рук российской стороны: дескать, «орки» цинично взорвали своих жертв, чтобы не отдавать их в нежные жовто-блакитные объятия. В нынешних условиях, когда в рядах ВСУ всё более распространяется пораженчество и готовность к сдаче в плен, верхушка фашистов запросто могла додуматься до такой «прививки», но после радостных криков о добыче украинских зенитчиков вся затея накрылась медным тазом.

Тем временем свидетельств, что на борту сбитого транспортника были именно пленные «захистники», становится всё больше. 26 января Следком опубликовал первые видео с фрагментами тел, «украшенными» характерными татуировками, найденными на месте падения украинскими документами, а затем и запись момента посадки пленных в самолёт (к сожалению, очень низкокачественную).

Под тяжестью доказательств украинская линия самозащиты неуклонно изгибается в сторону ультимативного аргумента «что бы ни произошло, виноваты русские!», что де-факто является признанием в массовом убийстве своих же. Официально таких заявлений киевский режим, конечно же, делать не будет, но и без этого лишний удар по стабильности режима уже нанесён. Всё почти буквально как в той самой шуточной «второй теореме Тарана»: всякая украинская перемога обязательно возвращается зрадой в двойном объёме.
10 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +3
    28 января 2024 16:36
    Так собрать останки тел и передать украинскмим представителям, и потребовать передачу на обмен оговорённых граждан РФ. Мы свои обязанности выполнили, что убили этих передаваемых пленных ПВО ВСУ, так их вина, тела переданы...
    1. Voo
      +4
      28 января 2024 17:28
      Они же могут такое же количество в пакетах передать. Оно нам надо?
      1. -1
        28 января 2024 18:42
        Вы уж несуразицу не говорите, иначе адекватно не будете восприниматься. Там списки пофамильно, и установить не проблема (ДНК). На второй год ВСУ военных преступлений стали избегать.
  2. Voo
    +1
    28 января 2024 17:27
    Про Ил-22 говорилось, что он был подбит, но раненые пилоты смогли дотянуть до аэродрома и посадить машину. Вечером 15 января, действительно, было опубликовано фото изрешечённого шрапнелью оперения летающего КП, что косвенно подтвердило всю версию. А 22 января появилась информация о якобы смерти командира повреждённого самолёта от ран в госпитале, почему-то корнями уходящая в западные соцсети.

    Когда лица, отвечающие за информационное сопровождение, начинают нести ахинею, то переобувание на лету воспринимается как часть этой ахинеи.
    1. +1
      28 января 2024 18:45
      На смерть командира борта Ил-22 есть официальное извещение. Борт посадил раненый второй пилот. Если вы не имеете информации, так поищите и глупостей не высказывайте.
      1. Voo
        0
        29 января 2024 03:13
        Так, что мусье пЕсков говорит о А-50, что с ним случилось? И где вы берете информацию? А ежели имеете правдивую информацию, то зачем скрываете? Пытаетесь кого то прикрыть?
  3. +2
    28 января 2024 19:08
    Более всего на украинскую пропаганду работает пропаганда российская. Такого количества нестыковок и нелепостей в российской версии событий я не припомню с начала СВО
  4. +4
    28 января 2024 19:13
    Поскольку А-50 – зверь редкий (по открытым данным, на вооружении ВКС РФ около десяти таких машин), за полмесяца просто обязаны были появиться хотя бы снимки аэродромов базирования: вот самолёт был, а вот его нет.

    Так, все таки что? И что сказать по этому поводу? И будет ли доверие после этого к Конашенкову? А блок НАТО, то ведь точно знает что случилось. А от россиян правду скрывают.
  5. 0
    29 января 2024 08:01
    США молчит, значит не хочет подставлять хохлов, а это четкое свидетельство, кто шарахнул своих.
  6. 0
    30 января 2024 18:03
    Осведомлённость, опять же, поразительная.

    А чем осведомлённость военкоров/блогеров хуже авторской?! Например, может ли автор аргументированно сообщить о том кто, когда и кого уведомлял о том, что будет следовать наш самолёт с военнопленными?!