Будут ли самолёты будущего летать на водороде?

9

Как известно, во всём мире обеспокоены проблемой глобального потепления, связанного с запредельным в последнее время выбросом парниковых газов – CO₂, CH₄, N₂O и O₃. По этому поводу, согласно британской правительственной программе Jet Zero, к 2040 году авиаотрасль Соединённого Королевства обязалась обеспечить «абсолютно нулевой уровень» выделения углекислого газа. В ЕС и Соединённых Штатах эту планку намерены достичь к 2050 году. Для реализации таких амбиций потребуется альтернатива классическому самолётному горючему.

SAF как полумера в переходе на экотопливо


Экологически чистое авиатопливо (SAF, он же биокеросин), получаемое не из полезных ископаемых, – частичный выход из положения. Указанное горючее изготавливается из биомассы или переработанного углерода. Это модифицированная версия топлива Jet A и Jet A-1. Авиакомпании уже применяют его в сочетании с традиционным авиатопливом. На современные крупные аэродромы оно доставляется сейчас не через имеющиеся топливопроводы, а в цистернах.



Однако SAF обходится априори дорого и выпускать его можно лишь ограниченными объёмами. Поэтому эксплуатационники вслед за разработчиками проявляют немалый интерес к энергоёмкому водороду, при сжигании которого не образуется CO₂.

Технологические трудности


И всё бы ничего, но... Водород целесообразен для промышленного использования в сжиженном состоянии, что требует охлаждения до -253 °C. Обращение с такой субстанцией весьма сложная техническая задача. Поэтому все ёмкости и трубопроводы должны быть тщательным образом качественно изолированы.

Однако французская Air Liquide – профессионал в этом деле. Уже полвека фирма выпускает криогенный водород для ракетоносителей Ariane Европейского космического агентства, а также для авто и прочих промышленных нужд в количестве более 1 млн т ежегодно.

Air Liquide входит в консорциум H₂Fly, который нынешним летом успешно испытал летательный аппарат, работающий на жидком водороде. Для персонала фирмы это явилось удобным шансом протестировать системы заправки. Эксперимент показал, что в этой части эксплуатационной цепочки сдерживающих факторов практически нет, а если и возникают, то они устраняемы.

Зато само хозяйство газового хранения-распределения-заправки обойдется аэропорту недешево. По оценкам консалтинговой компании Bain & Company, оно может стоить до $1 млрд.

Выход вроде бы найден


В данной связи компания Universal Hydrogen заявила, что обладает ноу-хау, которое удешевляет стоимость замысла. Заправка осуществляется за пределами аэропорта, на предприятии – изготовителе газоконденсата. Изобретены специальные модули-баки для жидкого водорода, которые с предприятия доставляются на аэродром. Модуль устанавливается на штатное место в самолёте и подключается к двигателю. Всё! В трубах, шлангах и насосах необходимость отпадает.

В модуле жидкий водород сохраняется в течение 4 дней. Пара таких изделий вмещает 360 кг водорода, что обеспечивает 500 миль (805 км) полёта плюс резервные 45 минут лётного времени.

Universal Hydrogen вызвалась переоборудовать ближнемагистральное воздушное судно, где механическая энергия от сжигаемого водорода будет преобразовываться в электричество, вращающее винты. По плану испытательные полеты начнутся в следующем году. Техдиректор компании Марк Казин уточняет:

Наша идея хороша тем, что не надо переоборудовать существующую схему заправки, которую авиакомпаниям в любом случае необходимо сохранить для остального сегмента своего парка. Судя по всему, водород подойдёт лишь для региональных рейсов. Для полётов на большие расстояния обычное авиатопливо незаменимо.

Неявное и пока непреодолимое препятствие


Есть ещё одно узкое место, о котором с некоторых пор стали говорить всё чаще в связи с водородной альтернативой. Объясним на простом примере. В будни в лондонском Хитроу взлетают и садятся 1300 бортов, что предполагает ежедневный расход около 20 млн л горючего (половина всей потребности Великобритании в авиатопливе). Чтобы обеспечить этот непрерывный процесс, керосин поступает на территорию аэродромной инфраструктуры по топливопроводу непосредственно с НПЗ, а затем хранится в резервуарах на двух базах.

Парадокс ситуации в том, что администрация аэропорта, являясь его распорядителем, не занимается вопросами обеспечения самолётным топливом, это компетенция авиакомпаний и партнёров – поставщиков керосина. Тем не менее необходимо продумать компоновку склада, выделить место под хранилища, развести коммуникации, позаботиться о системах и средствах защиты и пр. За это отвечает как раз аэропортовское руководство.

То есть речь идет о выполнении основной функциональной задачи: обеспечении достаточной пропускной способности с гарантированной стабильностью эксплуатации. Таким образом, безопасное и ритмичное топливоснабжение для мировых аэропортов-гигантов представляет сегодня серьёзную проблему, ведь топливопотребление на терминале не может расти до бесконечности. А такая тенденция наблюдается.

Выводы и прогнозы


В общем, пока не ясно, вытеснит ли водород керосин в авиации будущего. Самолёты, работающие на водороде, находятся на ранних стадиях разработки. В отличие от нынешнего лайнера, топливо которого прячется в плоскостях, в работающем на водороде оно будет находиться в фюзеляже, что уменьшит полезное пространство. Наконец, и вопрос, будет ли производиться достаточное количество экологически чистого водорода для удовлетворения спроса, остаётся открытым.

Менеджер по планированию и развитию аэропортовской сферы консалтинговой компании Landrum and Brown Пракаш Дикшит резюмирует:

Я не могу сказать, в каком энергетическом направлении пойдет авиационная отрасль в ближайшем, обозримом будущем. Полагаю, все осознают: «чистый ноль» – это то, к чему следует стремиться. Как мы этого достигнем экономически – на данный момент загадка. Что касается самолётов на водородном топливе, то в следующем десятилетии могут состояться демонстрационные полёты. Но полномасштабное внедрение водородных технологий видится далёким и не вполне определённым.
9 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +1
    27 ноября 2023 12:19
    Меня весьма забавляют эти экологические проекты - ведь на мой взгляд экологически чистым должно быть ВСЕ в проекте - и производство модулей, самого жидкого водорода, самолетов, а иначе это все теряет всякий смысл.
  2. +1
    27 ноября 2023 15:48
    Водород низкокалорийное топливо по сравнению с метаном и прочими газами, не говоря о жидких топливах. Вторым, водород гораздо агрессивнее всех упомянутых топлив. В третьих, хранение запредельно объёмное, дорогое и сложное. В четвёртых, эксплуатационные требования и дороговизна исключительно высока по сравнению с другими. Вывод: желания ЕС как-то аккумулировать "зелёную" энергию (ветра, солнца) в виде водорода с дальнейшим использованием (добыча из воды), явно не состоятельна по ряду причин. Все вложения в данном направлении,- деньги на "ветер и солнце"...
    1. +1
      18 декабря 2023 23:10
      1. Водород+кислород - самая высокоэнергетичная пара.
      2. Жидкий водород химически нейтрален.
      3. Хранение, да, очень дорого. Но модульная заправка может снизить цену хранения.
      4. Я категорически не хочу летать на бочке с водородом. Главный аргумент - за секунды сгоревший "Цеппелин".
      1. 0
        19 декабря 2023 21:27
        Вот именно, и это ещё никто толком не летает, катастроф нет. С ростом числа полетов катастрофы появятся .
  3. +1
    28 ноября 2023 09:05
    а рядом статья: "кредитный пузырь «зеленой» энергетики лопнул"
    т.е никакого заменителя-водорода в массе
  4. Voo
    +1
    29 ноября 2023 04:31
    Зачем? Им и на керосине не плохо летается.
  5. 0
    17 декабря 2023 20:13
    Чушь собачья, не будет никакой зелёной энергии, поймите все это проплачено, а реально только биодизель или хорошая солярка! Легкие самолёты и только на дизеле, трд тоже могут на солярке работать, даже лучше
  6. Автору статьи(а так же здесь пишущим) для размышлений:

    В июле 2016 сообщалось, что физикам из Гарвардского университета удалось получить в лаборатории металлический водород. Они нагрели жидкий водород с помощью коротких вспышек лазера до температуры около 1900 градусов Цельсия и подвергли давлению в 1,1—1,7 мегабар.

    Ожидается, что это вещество будет метастабильным, то есть при снятии давления останется металлом. Эксперимент физиков помогает объяснить, какие процессы могут происходить в недрах газовых гигантов. Учёные предполагают, что в будущем металлический водород может быть использован в качестве ракетного топлива или как сверхпроводник, способный существовать при комнатной температуре.

    (Википедия)
    1. 0
      30 декабря 2023 13:33
      Да там по сообщениям ,в США, много чего получают но выход часто 0. Может водород это и хорошо , но при потере герметичности баков или систем с ним - мартен ну или кремация