Эффект неожиданности: могла ли Россия сбить 24 украинских самолета за 5 дней?

20

Одна из самых любопытных новостей последнего времени – это официальное заявление главы российского военного ведомства о том, что за какие-то пять дней нам удалось сбить аж 24 вражеских самолета. Звучит это столь круто, что нашлись люди, которые отнеслись к информации если не с недоверием, то с изрядной долей скепсиса. Так было или не было?

«Литакопад»


Сперва наделала шума официальная сводка Минобороны РФ за период с 14 по 20 октября 2023 года, где содержались следующие данные о потерях ВВСУ:



В результате эффективных действий истребительной авиации и подразделений противовоздушной обороны за прошедшую неделю уничтожено 12 самолетов, из них: 10 Миг-29 и два штурмовика Су-25, а также два вертолета Ми-8 Воздушных сил Украины. Только в течение последних суток средствами противовоздушной обороны сбито семь украинских самолетов Миг-29. Кроме того, за неделю уничтожены 314 украинских беспилотных летательных аппаратов и перехвачены 35 реактивных снарядов HIMARS, пять оперативно-тактических ракет, две переделанные в ударный вариант зенитные ракеты С-200, шесть управляемых авиационных бомб JDAM.

Это прозвучало так здорово, что разномастные военные эксперты и околовоенные блогеры начали строить догадки о том, как же это мы смогли устроить такой масштабный «литакопад». Высказывались версии о воздушной засаде а-ля Брянск, но уже при помощи нашей ПВО, а также о некой спецоперации по дезинформированию противника, которого якобы выманили на дистанцию удара, вынудив сосредоточить свою авиацию на аэродроме, по которому якобы был нанесен массированный удар.

Однако уже 27 октября министр обороны РФ Шойгу в ходе встречи с военнослужащими подразделений группировки «Восток» рассказал о появлении на вооружении России неких новых средств поражения:

У нас появились комплексы, которые сбили 24 самолета за пять дней.

Как следует из заявления Сергея Кужугетовича, количество уничтоженных самолетов противника за это время успело вырасти еще больше. Что же это за «вундерваффе» такое?

Делай, что должно


Из разъяснений агентству ТАСС неким информированным источником по данному поводу следует, что никакого особенного «чудо-оружия» у нас все же не появилось:

Россия в ходе СВО использовала ЗРС С-400 «Триумф» в тандеме с самолетом дальнего радиолокационного обнаружения А-50, что обеспечило успех применения системы по авиации противника.

ЗРК С-400 – это самый новый из состоящих на вооружении отечественных комплексов ПВО большого радиуса действия. Дальность стрельбы из него составляет от 250 до 380 км, высота – от 5 м до 60 км. Инструментальная дальность радара 91Н6Е установлена в 600 км. Казалось бы, поставь десяток дивизионов С-400 в Крыму и на территории Белоруссии, и почти вся территория Незалежной будет перекрыта противовоздушным зонтиком, и об опасности, исходящей от британо-французских крылатых ракет, запускаемых с украинских Су-24, можно будет забыть.

К сожалению, на роль «вундерваффе» не тянет даже очень хороший «Триумф». Украинская авиация, пилотируемая и беспилотная, предпочитает летать на малых и сверхмалых высотах, чтобы ее было сложнее увидеть на радарах наземного базирования. Оптимальным решением является поднятие РЛС как можно выше: на специализированных самолетах ДРЛО типа А-50У, а также гипотетических беспилотниках и аэростатах ДРЛО. Как утверждает источник ТАСС, было сделано именно это, что и дало сногсшибательный результат.

Признаться, отношение к данной информации какое-то смешанное. С одной стороны, использование наших немногочисленных А-50/А-50У для воздушной разведки и выдачи данных целеуказания ракетам – это то, что нужно было сделать с первых же дней СВО, и о чем все вменяемые военные эксперты и околовоенные блогеры твердили более полутора лет подряд. С другой стороны, фантастичность цифр потерь противника даже позволяет в них поверить, поскольку для украинского Генштаба и его натовских советников явно оказалось сюрпризом, что против них вдруг начнут воевать, как по учебнику.

Будь, что будет


Впрочем, известный авиаблогер и военный летчик в отставке, публикующийся под ником Fighterbomber, прокомментировал «литакопад» довольно сдержанно:

У меня требуют комментариев. Комментирую. Даже если не сбили, а ранили, не 24, а 2.4, то это же все равно хорошо. Это же намного лучше, чем не сбили вообще ничего. Так что вот. Я лично рад. И вы радуйтесь.

Как говорится, понимайте как пожелаете. Однако от него не отстали, и военлет все же посчитал возможным более подробно прокомментировать гигантские потери украинской авиации:

ЗРК, как и ИА, работают «в связке» с самолетами РЛДНиУ (А-50) с момента появления таких самолетов на свет. Во всем мире. Лет 60 точно. Конечно, такие самолеты видят намного дальше, чем наземные РЛ-станции. И, конечно, они могут и увидеть цель (не только воздушную), и рассчитать примерно, где цель окажется через какое-то время. Ну и, соответственно, поделиться этими знаниями с кем угодно.

Такими же знаниями может поделиться и малыш с телефоном, который увидит самолет своими глазками. Вопрос в том, что и самолету РЛДНиУ, и малышу с телефоном нечем больше помочь ни истребителю, ни комплексу ЗРК. У них обоих нет ручек прицелов и станций подсвета цели, которые подсвечивают ее для того, чтобы ракета к ней летела, до момента вступления работы своего «прицела», так называемой ПАРЛГСН (если она у него есть конечно).

Как вариант могу предположить, что мы допилили нормальную головку активного самонаведения на ракету (не суть важно, какого базирования), которая, прилетая по приблизительным координатам цели (неважно, откуда полученным) с серьезных расстояний, захватывает цель и ее поражает. Но это все, естественно, лишь мои размышления. Не более.

А вот это уже интересненько. Не исключено, что министр обороны Шойгу под новыми комплексами подразумевал новые, улучшенные ракеты для них. Но это всего лишь гипотеза блогера Fighterbomber. Как бы то ни было, начало активного использования самолета ДРЛО в зоне СВО и применение его по целевому назначению означает более эффективное использование уже имеющихся в наличии вооружений.

Представляется рациональным решением более широко применять комплексы РЛС контейнерного типа «Сыч» в зоне СВО, подвешивая их не только под истребителями-бомбардировщиками Су-34, но и самолетами иных типов – Су-24, Су-27 и т. д. Это позволило бы создать над ЛБС и глубоким тылом противника сплошное радиолокационное поле.
20 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +4
    27 октября 2023 16:17
    нашлись люди, которые отнеслись к информации если не с недоверием, то с изрядной долей скепсиса

    Хохлы уже 9 лет не верят что с майданом их обманули laughing не верят и ладно. нечего перед свиньями бисер раскидывать.
    1. Voo
      -1
      29 октября 2023 14:12
      Цитата: Сергей Токарев
      нашлись люди, которые отнеслись к информации если не с недоверием, то с изрядной долей скепсиса

      Хохлы уже 9 лет не верят что с майданом их обманули laughing не верят и ладно. нечего перед свиньями бисер раскидывать.

      Ну, некоторые евреи бывают довольно таки убедительны
  2. +1
    27 октября 2023 17:26
    «Почему так резко возросло количество сбиваемых самолетов? Во-первых, потому что эти самолеты у Украины появились. Эти самолеты были переданы странами Восточной Европы, около 30-ти, по-моему, самолетов, половину из которых передавала Польша. Вот, они начали летать.

    Ну и у нас повысились возможности не просто их сбивать, а обнаруживать. И тут можно только предполагать. Сегодня появляются предположения, что здесь приложили руку наши самолеты дальнего радиолокационного обнаружения, так называемые «самолеты судного дня» А-50, их еще называют «Русский AWACS». Это такой Ил-76 с тарелкой наверху… Это самолет, который может обнаруживать цели на расстоянии, если я не ошибаюсь, до 650 километров. То есть, большую часть Украины он покрывает.

    Но помимо того, что он может обнаружить и самолеты, и крылатые ракеты, которые летят, при этом он может одновременно сопровождать до 300 целей. А тактический экипаж, это операторы, он может одновременно управлять действиями 12 наших истребителей. Он 12 истребителям одновременно может давать разные цели, и они по этим целям работают, им не надо их видеть даже на своих экранах – он просто дает целеуказание, истребители стреляют, попадают.

    Одновременно он может давать информацию уже для самостоятельного наведения еще 60-ти самолетам. То есть, можете себе представить ценность этого аппарата. Неслучайно на него была совершена атака в Белоруссии. Если действовал этот самолет, это здорово, потому что задавались вопросы, почему А-50, почему наши самолеты дальнего радиолокационного обнаружения не работают в зоне Специальной военной операции.

    Значит, будем надеяться, они начали работать. Помимо того, что они могут наводить истребители, они могут наводить и системы ПВО, те же С-400»,

    – отметил Коц.
  3. -7
    27 октября 2023 19:34
    Тут два варианта
    Либо у укров есть технологии стелс на новых физических принципах,что самолеты невидимы в визуальном спектре(что ни спутники,очевидцы,бпла) не видят упавшие самолеты.
    Либо все по плану и успешный успех,как всегда.
    В ТГ за тот период когда 24 самолета было уничтожено,всего 3 уничтоженных ланцетом на аэродроме,два вертолета и вроде как 1 сбитый Су25.
    Чего их жалеть то?Правильно)Так и до 1000 самолетов не далеко
    1. -3
      27 октября 2023 21:53
      Очевидцев на месте военком с повесткой ждать будет и кому рассказать то? сми зеленскому подконтрольны. laughing
    2. 0
      28 октября 2023 00:05
      Афигенно! Т.е. БПЛА заранее должны прилететь( или рядом с ракетой лететь) туда,куда вздумает залететь украинец самолёт и где его собьёт ракета.
      Феерично!
      1. +1
        28 октября 2023 10:49
        Чта? Что за бред ты написал, ты сам понял?
        Ведь оказывается чтобы фиксировать что-то, бпла нужно лететь вместе с ракетой, это же надо додуматься до такого.
        Видимо как в играх,через две минуты текстуры самолета исчезают, да?
        Что тут сказать,отговорки на уровне.
    3. 0
      11 ноября 2023 17:57
      Нашим самолётам дальнего обнаружения и не надо находиться в воздухе все 24 часа. Поскольку украинцы практически летают не с основных аэродромов а участков автотрасс и прочих вспомогательных площадок , слабо оборудованных радиотехническими средствами взлёто-посадок то эти участки практически не годны принимать самолёты в ночное время. Взлететь ещё возможно а посадка нет. Да ещё стараются летать на малых высотах на реактивных бортах. Так что украинская авиация летает только в ПМУ. Её возможности летать в сумерках и ночью ограничены.
      Световой день идёт на уменьшение что ограничивает саму продолжительность работы авиации в простых метеоусловиях .И если летом ещё можно было летать в течении 12-14 часов то теперь ближе к зиме всего часов 8-10 а то и того меньше к зиме.
      Борта сбивали уже после пуска ими ракет при возвращении на площадки посадки. На малых высотах обнаруживать эти площадки очень сложно , надо набирать высоту где то до 500-1000 метров для обнаружения и визуального захода. В украинской авиации асов с интуицией нет. По этому они быстро засекались самолётом ДРЛО и передавались на комплексы ПВО. Ну а далее дело ракет . На вооружение пришли ракеты с новыми блоками управления и наведения . Уже было , что одна из подобных ракет поразила при испытаниях низковысотную маневрирующую цель на расстоянии 468 км . На сегодня это наибольшее расстояние для ракет комплексов ПВО в мире .Так что заявленные для этих ракет дальности 250-360 немного маловаты ну да военным виднее . На этих дальностях и были уничтожены в массе украинские самолёты. Кстати эти ракеты никем не засекались и соответственно экипажи самолётов не оповещались. То есть их просто не видели радары самолётов обнаружения ни НАТОвцев не удалённые наземные украинцев Да и бортовые локаторы целей тоже их не определяли или определяли в последний момент , когда противоракетное уклонение было уже не возможно. Возможно эти ракеты при обнаружении цели идут к ней уже не по инерции после выработки топлива, а на оборот в ракетах есть ступень которая позволяет увеличивать скорость в последнем рывки к цели. Вроде подобная ракета воздух-воздух с таким поведением есть у американцев или это немецкая разработка у тех на вооружении но у этих ракет дальность более чем в 2 раза меньше.
  4. +1
    28 октября 2023 06:03
    I believe the Russians may have had this ability for a while but decided to hold off on using it until they were ready for a massive counterattack, otherwise the West may have devised tactics and equipment to counter this ability. They also may have supplied western jets sooner, if the Russians had totally destroyed the AFU Air Force completely. You can call it a Russian Rope-A-Dope if you will. The Russians are now using their complete air defense and offensive abilities with combined fire from the S-400 systems, AWACS and the R-37M and all assets of their air force. Buckle Up, Hell is coming for dinner.
  5. +2
    28 октября 2023 09:51
    Как бы то ни было, начало активного использования самолета ДРЛО в зоне СВО и применение его по целевому назначению означает более эффективное использование уже имеющихся в наличии вооружений.

    А50 с первого дня СВО как использовались, так и используются. Как была у 40Н6Е возможность самонаведения, так и есть с известным сектором захвата, как мог А50 лишь выдавать координаты цели и прогнозировать местоположение на несколько вперед так и может. Как не мог нести 92Н6Е так и не несет.
    И если вправду на загоризонтном расстоянии на высоте 1000м поразили цель, то наверняка у ФБ это не гипотеза, а скорее утверждение, что ракету научили летеь куда-то туда, где должна оказаться цель и захватить РЛГСН последнюю
  6. +1
    28 октября 2023 12:31
    Было предположение,что начали использовать СУ 57-е. Их преимущество в том, что НАТОвские ДРЛО, которые летают вдоль Румыской и Польской границ, их не видят. А значит и не могли предупредить Укров.
    Наши А 50-е действительно применяются давно. Но проблема в том, что НАТОвские АВАКСы постоянно мониторят пространство и передают данные о наших бортах, украинским пилотам.
  7. 0
    28 октября 2023 12:39
    И что, нет возможности видеть в инфракрасном из космоса? Да сквозь облака? Да любой самолёт на любой высоте? Может гаджет какой нужен послать? Не думаю, что против таких санкции ввели, да и провести через границу со студентами возможно...
  8. Комментарий был удален.
  9. -4
    28 октября 2023 13:33
    Тут вопрос надо ставить -почему раньше не сбивали . Этих А-50 всего несколько штук. Один новый ,остальные советские. И они нужны для настоящей войны. О полетах в режиме 7х24 речи не идет. Сбивали каким-то импортом. Показали, что импорт пришел и работает. Показали видимо камикадзе на F-16.F-16 проще поставить, чем найти смертников. РЛС в Крыму проще ставить на аэростаты. Но пока не время. Нам не нужна победа над Украиной,нам надо США грохнуть. Вот почему не топим авианосцы? Возможность есть,но рано. Вчера впервые по первому прозвучало, что можем утопить. Рыбу не надо пугать. противнику оставляют иллюзию успеха. Надо дать возможность желающим погибнуть за Украину осуществить свою мечту. Мысль что всех врагов России ждет гибель - медленно ,но верно дойдет до самых тупых, в том числе до летчиков F-16 им пора потихоньку увольняться, особенно на авианосцах.
  10. +4
    28 октября 2023 15:00
    В данном случае отдельные (а то и отдельный) А 50У научили встраиваться непосредственно в управление ракетой, минуя оператора С400.
    Штатные антенны комплекса на большом удалении не видят низколетящие цели. На удалении 100 км они не видят ничего ниже 2 км.
    А50 такие цели видит, может передать инфу для С400, но самолёт выполняет противозенитный манёвр и, когда ракета подлетает к указанному месту, ГСН не находит ничего. Топливо кончается, ракета самоуничтожается. Финиш.
    Если модернизированный А50У включен в схему управления ракетой в режиме онлайн, то он может оперативно менять целеуказание. Ракета полетит туда, куда надо. Из управления убирается некоторый временной зазор. Раньше літаки шли к ЛБС на малой высоте, совершая манёвр. На подходе к ЛБС совершали пуск (при необходимости не надолго набирая высоту). Потом на малой высоте уходили назад. Тоже с манёвром.
    Теперь ракета с помощью нового (модернизированного) А50У может реализовать свой потенциал по дальности. Раньше она просто могла далеко улететь, теперь ещё и знает в любой момент куда лететь, если цель летит низко и маневрирует. Её наводит в режиме онлайн А50У.
    Сыч, в данном случае, не помощник. Это не его функционал.
    А вот таких модернизированных А50У надо больше.
    К такому сюрпризу військово-повітряний флот ЗСУ был не готов. Теперь они разобрались, потери снизятся. Но и выполнение задач будет сильно ограничено.
  11. +1
    28 октября 2023 18:51

    Есть еще и аэростаты ДРЛО их амерские аваксы не видят, так как ЭПР у них, как таковой, практически отсутствует (помните китайский зонд продрейфовавший сквозь США?). Эта фотка с одной из курских телег:
    1. 0
      28 октября 2023 19:00
      Это беспилотный 5G-дирижабль.
  12. -1
    28 октября 2023 18:57
    Скорее всего задействовали новый самолёт ДЛРО А-100 "Премьер" с уже включённой бортовой РЛС новой разработки. РЛС А-100 является более продвинутой системой, чем А-50, и превосходит большинство аналогичных машин потенциального противника. Её возможности включают одновременное сопровождение до 300 целей на расстоянии до 650 километров. Благодаря целеуказанию от РЛС А-100 ракеты Р-37М способны достигать максимальной дальности в 400 километров. Атакже благодаря совместной работе с ЗРК С-400 "Триумф" Самолёт ДРЛО обнаруживает цели, а также рассчитывает их скорость и траекторию и передаёт эти сведения системе ПВО. Приняв их, С-400 тоже рассчитывает оптимальную траекторию полёта зенитной ракеты до района обнаруженной цели, достигнув которого, ракета включает головку самонаведения. Таким образом пусковая установка получает возможность не использовать собственную РЛС и становится незаметной для ВСУ и НАТО.
    1. +1
      28 октября 2023 21:37
      Я в свое время в испытательной бригаде занимал должность ведущего инженера-испытателя по РЛС А-50. Честно говоря очень весело читать Ваши посты. В 1991г. ушел из Владимировки в Жуковку писать диссертацию по результатам испытаний. Уже в те года мой руководитель ставил мне задачу по совместной работе двух Ил-76. Один А-50 а второй пусковая установка, стреляющая ракетами большой дальности (которых в Ил можно погрузить очень много) в зону целеуказания и далее самостоятельно наводящихся на цель. Думаю над этой задачей работал не только я. Сейчас мы видим результат работы очень большого коллектива, который понятен (пародирую Ключко) далеко не каждому. Тем не менее мне очень радостно, что идеи, рожденные в СССР продолжают удивлять мир.
  13. +1
    29 октября 2023 00:32
    Мог автор просто написать - не знаю что там было и не знаю сбили хоть один или нет
  14. +1
    30 октября 2023 15:13
    И всё-таки Россия не обладает превосходством в воздухе в зоне СВО.