The Drive поведало о программе истребителя шестого поколения в США

0

В настоящее время существует не менее трех демонстраторов самолетов нового поколения Next-Generation Air Dominance (NGAD), но все ли они представлены в виде летающих образцов авиатехники, неизвестно. В данном случае речь идет о совместном проекте ВВС США и американских авиастроителей по созданию малозаметного пилотируемого тактического истребителя шестого поколения. Об этом сообщает американское издание The Drive, приводя подробности происходящего.

По данным издания, конкуренция за будущий основной контракт с ВВС США теперь сводится к двум генеральным подрядчикам или группам подрядчиков. Существование трех демонстраторов NGAD указывает на то, что в какой-то момент участвовали три основных подрядчика или группы, и что с тех пор это число было сокращено до двух. Вероятными кандидатами были Boeing, Lockheed Martin и Northrop Grumman – как признанные тяжеловесы с точки зрения производителей боевых самолетов в США, эти трое всегда должны были находиться в центре конкуренции.



Окончательное решение о том, что сейчас считается соревнованием «победитель получает все», ожидается в 2024 году. Однако до сих пор ВВС США не обнародовали никаких подробностей о главных подрядчиках, участвующих в NGAD, или о возможных договоренностях о совместной работе, в соответствии с которыми разные компании могут вместе работать над своими предложениями. В отличие от предыдущих соревнований по истребителям, NGAD остается засекреченным, хотя некоторая информация все-таки просачивается.

Истребитель NGAD должен будет заменить F-22. Но NGAD это не только пилотируемый самолет, а более широкая инициатива, в которую входит также разработка передовых беспилотников с высокой степенью автономности, новых реактивных двигателей, оружия, датчиков, комплексов РЭБ/РЭП, сетевых экосистем, возможностей управления боем и многое другое. Причем не только ВВС, а и ВМС США.

Боевой самолет NGAD будет очень высокотехнологичным, с большой дальностью полета и грузоподъемностью, что станет особенно применимо к будущим конфликтам в Азиатско-Тихоокеанском регионе. Он будет стоить несколько сотен миллионов долларов за единицу. Ожидается, что каждый из этих самолетов будет оснащен множеством экзотических функций и подсистем, среди которых широкополосная невидимость, передовая электроника и другие возможности «спектральной» войны.

Компании, которые проиграют в конкурсе, также не останутся вне денежных потоков и заказов. Победитель получит основной контракт на истребители, а проигравшие – станут производить не дешевые беспилотники Collaborative Combat Aircraft (CCA) и массу всевозможной аппаратуры, комплектующих, оружия и прочих сопутствующих изделий. Более того, ВВС США закажет у проигравших сотни или даже тысячи беспилотников различных других типов для поддержки NGAD и более широких возможностей авиации. Также существует вероятность того, что один или оба проигравших кандидата могут быть даже задействованы в производстве выбранного боевого самолета.


ВВС хотят ввести истребители NGAD в эксплуатацию в начале следующего десятилетия. Даже с одним или несколькими летящими демонстраторами, это чрезвычайно сжатый график, учитывая, что контракт на этап EMD не запланирован до следующего года. ВВС также настаивают на том, чтобы программа избегала «злоупотребления служебным положением», которое, по их словам, отрицательно сказалось на F-35

– уточняется в публикации.

Еще одним фактором NGAD является взаимосвязь между этой программой ВВС США и отдельно осуществляемой аналогичной программой ВМС США – разработка пилотируемого боевого реактивного самолета шестого поколения, известного как F/A-XX. У ВМС есть очень четкие требования и они вкладывают значительные средства в собственную программу.

The Drive поведало о программе истребителя шестого поколения в США

Хотя мы знаем, что между двумя программами есть, по крайней мере, некоторое пересечение, мы не знаем, насколько и в какой степени успех одного подрядчика в программе ВВС может повлиять на выбор ВМС в его собственной версии. Тем не менее, тот факт, что ВМС будет выбирать свой собственный пилотируемый самолет NGAD, означает, что даже проигравшие в тендере ВВС могут выиграть тендер военно-морского флота и они, вероятно, будут в лучшем положении, если создадут демонстрационный образец

– говорится в материале.

Аналитики издания предположили, что программа NGAD ВВС США набирает обороты и хотя достоверных данных мало, в тени ведется жесткая конкуренция, призом которой станет производство передового тактического боевого самолета. Он будет служить в течение многих десятилетий и станет центральным элементом всей американской программы NGAD.