Может ли легендарный Танкоград вновь начать выпускать танки?

20

Сразу же после начала специальной военной операции на Украине встал вопрос о необходимости перевода страны на военные рельсы. Требовалась мобилизация экономики, промышленности и самого российского общества, однако и по сей день все происходит в стиле полумер, когда можно сделать шаг вперед и потом три назад. Как конкретно должна выглядеть мобилизация ВПК?

Милитаризация


Для понимания глубины проблемы мобилизации стоит рассмотреть ее не вообще, а на конкретном примере. Вот недавно замглавы Совбеза РФ Дмитрий Медведев порадовал нас планами увеличения производства танков:



Одних танков в этом году мы 1,5 тысячи штук сделаем. Прокалькулируйте, сколько получит наш противник даже по самым оптимистичным расчетам, – вот вам и ответ.

Звучит здорово, но давно живущие в России привыкли с настороженностью относиться к заявлениям в будущем времени, наподобие «произведем», «разработаем», «запустим» и проч. Было бы приятнее услышать отчет о том, сколько реально уже произвели, разработали или запустили. Вот и коллега с «Военного обозрения» Скоморохов усомнился в реалистичности заявленных господином Медведевым цифр. Он прокалькулировал пережившие «либеральные реформы» оборонные заводы, трезво оценил их производственные мощности и допустил, что амбициозные планы направить на фронт указанное количество танков могут и не воплотиться в жизнь.

Удивляться тут особо нечему. Напомним, как мы недавно сами рассказывали о судьбе старого советского оборонного предприятия в Новосибирской области, где когда-то производили снаряды, взрывчатку и прочие боеприпасы, а теперь «эффективные частные собственники» пилят на металлолом уникальное промышленное оборудование, готовясь на высвобождаемой территории построить жилые высотки, рестораны и прочую инфраструктуру для обеспеченных сограждан. Говоря о танках, невозможно не упомянуть и о легендарном Танкограде, где тоже как следует поработал «Атлант, расправивший плечи».

Решение построить в Челябинске тракторный завод было принято еще в 1929 году, и в его проектировании приняли участие американские специалисты, чему поспособствовала Великая депрессия в самих США. В Детройте было создано совместное проектное бюро «Челябинск трактор плэнт», в 1930-м был сформирован генплан и началось строительство. Гигантское предприятие должно было выпускать до 40 тысяч единиц гусеничной техники в год. Первый трактор вышел из цеха ЧТЗ в 1933-м. К 1940 году на его мощностях было собрано уже 100 тысяч тракторов.

Отметим, что изначально по проекту ЧТЗ в нем была заложена возможность выпуска не только гражданской, но и военной техники – танков и артиллерийских тягачей. Первые тяжелые танки «КВ» («Клим Ворошилов») в Челябинске начали производить в 1940 году. С началом Великой Отечественной ЧТЗ превратился в уникальный комбинат, куда были эвакуированы Ленинградский Кировский завод, Харьковский моторный завод № 75, станкостроительный завод «Красный пролетарий», завод шлифовальных станков № 7, часть производства электромашиностроительного завода «Динамо» имени Кирова, Воронежский завод резиново-паронитовых изделий, лаборатория электротермии, специализированный проектно-технологический институт, а также конструкторское бюро Военной академии моторизации и механизации. Для их размещения были оперативно построены 17 новых цехов общей площадью в 100 тысяч кв. м. Так появился настоящий индустриальный город, получивший название Танкоград.

С началом активных боевых действий 22 июня 1941 года на ЧТЗ поступил заказ освоить массовое производство среднего танка Т-34. Всего через месяц после получения проектной документации легендарный танк вышел из цеха ЧТЗ. Также 31 октября 1943 года в серию пошли тяжелые танки ИС-2 («Иосиф Сталин»). В 1944 году в Танкограде был разработан еще более совершенный ИС-3, который принял участие в военном параде в 1945 году в Берлине. После окончания Великой Отечественной завод постепенно начал переходить на гражданские рельсы, однако производство танков и комплектующих к ним на нем сохранялось.

В 1991 году в Россию пришел «Атлант», и уже в 1992-м легендарный завод был приватизирован. Производственное объединение «Челябинский тракторный завод им. В. И. Ленина» было преобразовано в акционерное общество «УРАЛТРАК» (ОАО «УРАЛТРАК»). Естественно, в 1998 году предприятие было доведено до состояния банкротства, после чего реорганизовано в ООО «ЧТЗ-Уралтрак». В 2011 году владельцем 80% акций стал «Уралвагонзавод». Сегодня на его мощностях производят различную колесную и гусеничную технику гражданского назначения типа тракторов и бульдозеров, а также дизельные двигатели и комплектующие к ним, которые ставятся на российские танки и САУ. То есть предприятие скорее живо, чем мертво, однако в реалиях СВО есть вопросы по использованию его потенциала.

Для раскрытия потенциала его гигантских производственных площадей эффективным собственником было создано ООО «Технопарк Тракторозаводский», которому передали все основные фонды ЧТЗ. Все иные структурные подразделения ООО «ЧТЗ-Уралтрак» стали арендаторами площадей и прочего имущества у ООО «Технопарк «Тракторозаводский», что, как утверждалось, «позволит повысить эффективность использования имущества и снизить себестоимость конечной продукции». А потом начались какие-то странные истории с незаконным использованием электроэнергии кем-то из арендаторов, из-за чего компания – оператор «технопарка» стала копить многомиллионные долги. Потом начались претензии челябинского КУИЗО и встал вопрос о банкротстве. Любопытные подробности того, что происходило и происходит сейчас на ЧТЗ, можно почитать в южноуральской прессе.

Но вернемся к медведевским планам на 1,5 тысячи новых танков в год. Объективно производственных мощностей для их реализации в стране нет. Но есть гигантское челябинское предприятие с огромным опытом в разработке и производстве тяжелой бронетехники, которое не используется и на сотую долю от своего оборонного потенциала. Не пора ли государству навести порядок на ЧТЗ и перевести его на военные рельсы, разместив там сперва ремонтные цеха для модернизации и восстановления бронетехники, а потом и запустив конвейер под Т-90М?
20 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +3
    3 апреля 2023 11:32
    "производственных мощностей" теоретически, можно :
    "Петербургский тракторный завод", "Алтайский завод" Прогресс ", Челябинский Завод Тракторный Техники.
    " Урал трак ", Чебоксарский Агрегатный Завод.
    Было бы желание, а наладить выпуск танков, не составит большого труда.
    Правда, понадобится увеличеное производство, броне стали, увеличить производство дизельных двигателей. А тут у нас:"засада" отечественные дизельные двигателя имели ограниченый моторесурс. Я сейчас, не помню в часах. Помню, что малый.
    В Белоруссии, попросту построили совместные заводы с немцами. Там только шилдик свой
    Была информация, что у нас было совместное производство с Камингс, а теперь сами продолжают выпуск :2 дизелей. КАМаЗ тоже перешёл на китайские двигатели, а китайцы - немецкие дизели.
    Как Коломенцы поступили, я не знаю, но там тоже, что-то зарубежное.
    Об этом были материалы по ТВ,
    1. +4
      3 апреля 2023 11:52
      Глава ЕР и юрист Медведев, вместе с Путиным ,Шойгу пускали под нож десятки ,сотни предприятий оборонки.
  2. +7
    3 апреля 2023 12:06
    чтз еле дышит ,заказы есть и минимальные тупо он балансирует на грани банкротства, и выход для него как раз и наладить выпуск танков он все равно стоит.
    Два года назад на 1июня последний раз был день открытых дверей и вид мягко говоря не очень полуразруха,что даже потом отменили день открытых дверей
    1. +1
      3 апреля 2023 12:19
      Цитата: Братец Лис_2
      чтз еле дышит ,заказы есть и минимальные тупо он балансирует на грани банкротства

      вот вам и минимальные заказы:

      Челябинский тракторный завод — «Уралтрак» набирает новые кадры. Сегодня на предприятии открыто порядка 900 вакансий
      в связи с возросшим объемом выпуска двигателей для бронетанковой техники...
      завод обеспечен стабильными заказами на ближайшие пять лет

      Производственная компания «ЧТЗ» собирается передать литейное и кузнечное производства контрагентам в рамках промышленной кооперации. Причина — нехватка мощностей из-за большого объема заказов.
      1. +1
        3 апреля 2023 14:28
        Извиняюсь, в цитате выше смешалось 2 предприятия (но из одного корня).
        А еще есть Чебоксарский ТЗ.
        (если именно его имел ввиду Братец Лис_2 - то прошу пардону, но ЧТЗ для меня всегда в первую очередь ассоциировался с Челябинским ТЗ)

        Диверсификация на Челябинском тракторном заводе произошла летом прошлого года. Производство дизельных двигателей для нужд головной компании, концерна «Уралвагонзавод», сохранилось в существующем ООО «ЧТЗ-Уралтрак», а для выпуска гражданских тракторов было создано совместное предприятие с чебоксарским концерном «Тракторные заводы» — ПК «ЧТЗ».

        То что по двигателям - загружено по самой полной программе.
        То что по бульдозерам - то же без заказов не сидит.
        https://chel.dk.ru/news/237181345

        На чебоксарском заводе - труба пониже, дым пожиже.
        Но то же шевелятся.
        https://glavpahar.ru/news/v-rf-lokalizuyut-proizvodstvo-indiyskih-traktorov-pod-markoy-agromash
        1. -3
          4 апреля 2023 11:17
          Нельтон ну чо Вы всю малину местным миновщикам обломали своими цифрами? Но они не заметят скорее всего...
        2. +4
          4 апреля 2023 12:36
          В Чебоксарах не ТЗ, а бывший ЧЗПТ - Чебоксарский завод промышленных тракторов, ныне АО "Промтрактор" - мощь.

          Режет небо на части трубами,
          Вширь раздался - могуч и суров -
          Чебоксарский завод промышленных -
          Не каких-то там - тракторов.

          Сталь терзают фрезою и плазмою,
          В тигли льётся потоком металл,
          Ты, рабочий с рожею красною,
          Стой, работай, пока не устал.

          А устанешь, работай дальше -
          Труд твой городу необходим.
          Отдавайся работе без фальши,
          Пусть с комбеза потянется дым.

          Пусть конвейер гремит колесницею
          Того бога, что Тором зовут.
          Ты своею могучей десницею
          Осуществляешь нелёгкий труд.

          И вот ползёт он, бубеня траками,
          Воплощение общей мечты -
          Не какой-то там, а промышленный -
          Трактор, что сделал ТЫ.
  3. +9
    3 апреля 2023 12:12
    Чтобы получать ответы на эти вопросы, надо представлять нашу экономику. Вся правительственная структура служит ширмой для действительно реальной экономики. И она основана на несколько разлинованных и приватизированных в 90е секторах промышленности. Кто-то работает на нефти, кто-то на газе, кто-то курирует лес, кто-то с\х, кто-то чугуний, кто-то люминий. И вот все эти прихватизированные сектора в целом и составляют нашу экономику. Понятное дело, всё это кому-то выгодно, ну да, государству что-то там достаётся. А вот медицина, образование, культура, всё это понятное дело, дохода не даёт. Вот они и отошли на шею государства, ну а как можно с них получить выгоду? Ну вот, а когда государству необходимо что-то серьёзное, то самое реальное, что могут эти прихватизаторы, так это продать государству что-то по мелочи. Но к сожалению, само государство в такой схеме дензнаков своих не имеет, они у олигархов, вернее им принадлежат. Так что любое новое производство в таких условиях обречено на безденежье. И даже самые необходимые указа и распоряжения Путина не имеют хода. Вспомните судьбу "майских указов". Да мало-ли, помниться лет 5 назад Путин активно пробивал среди олигархов проект запуска линии полупроводников. Но увы, на ровном месте и за бесплатно никто ничего делать не станет. С год назад народ был возмущён фразой Юдаевой, зам главы центробанка, о том, что любое новое производство в нашей стране обречено повышать инфляцию. Вот зря возмущались, просто она реально представляет нашу экономику, в отличии от нарисованной, как котёл у папы Карло. И в такой ситуации ничто и никто не может организовать новое серьёзное производство. По мелочи, да, какие-то олигархи могут себе позволить открыть какой-нибудь комбинат по производству туалетной бумаги, но не более. И даже Путин здесь ничем помочь не сможет, поскольку у него нет средств, которыми он бы мог распоряжаться, он лишь главный менеджер в нашем государстве по сохранению равновесия, законности наверху и стабильности государства.
    1. -4
      4 апреля 2023 11:22
      Джули Вы явно живете не в России, если утверждаете подобную ересь. Зарубите себе на носу, Путин - это и есть экономика руками, производствами, финансами и рабочими местами олигархов. В советские времена их называли не олигархами, а красными директорами министерств и ведомств. А их *богатства* назывались - Полное государственное обеспечение!
  4. +1
    3 апреля 2023 12:13
    Но вернемся к медведевским планам на 1,5 тысячи новых танков в год. Объективно производственных мощностей для их реализации в стране нет.

    Здесь имеются в виду не только новые танки, но и модернизированные. Из слов Медведева это не понятно, но некоторые издания добавили вслед. А то неудобно потом получится.
    https://www.vedomosti.ru/politics/articles/2023/03/24/967932-vooruzhennie-sili-poluchat-1500-tankov
    Ну и все, почему-то, забывают про Омск. Омсктрансмаш тоже жив, мощности и кадры есть. Есть интересные модернизации. Например, Т-55 с пушкой 125 мм. "Чёрный орёл" это тоже Омск. Уж не знаю, дойдёт ли до серии в условиях СВО.
  5. 0
    3 апреля 2023 13:13
    Пора, да к тому же лет так 8 назад...
  6. +3
    3 апреля 2023 19:54
    Может ли легендарный Танкоград вновь начать выпускать танки?

    Может, если будут хорошо платить, потому как после госпереворота и реставрации капитализма во главе всей общественной жизни стоят деньги, а всё остальное - производное от денег.
  7. +1
    3 апреля 2023 22:18
    Проиграем, строить уже ничего не надо будет. В том числе и жилые высотки. Кстати непонятно зачем эти муравейники в принципе строить? "Престижа" ради? При наших территориях строим, как в Сингапуре! Как будто места нет. Наш президент умный, но невероятно мягкий и человеколюбивый чел.
  8. -1
    3 апреля 2023 22:31
    Ну вот и приехали. В купе с развалом завода СибСельмаш, isofat пусть и ответит как это понимать? И как относиться к правящей верхушке России? Зато ты, isofat, такой умный, такой мудрый, прямо куда деваться.
  9. -2
    4 апреля 2023 12:40
    А так да, на ЧЗПТ дури много, можем всю Россию танками завалить, дайте только заказ.
  10. +3
    4 апреля 2023 21:25
    НО забыли про пятую колонну и пока она во власти, не только победы, но и каких либо сдвигов в ВПК нам не видать!
  11. Комментарий был удален.
  12. +4
    5 апреля 2023 06:55
    До сих пор не понимаю как можно уничтожить завод производства БОЕПРИПАСОВ во время ВОЕННЫХ ДЕЙСТВИЙ, в такие моменты мнение о нашем правительстве сильно портится. Если честно не уверен, что кто то будет восстанавливать чтз, но небольшая надежда ещё есть
    1. +1
      5 апреля 2023 07:58
      а до этого действия у вас было хорошее мнение о правительстве? ну и "эстонец" же вы...20 лет полнейшей деградации всего и вся вам было мало для осознания? таких сибсельмашей за 20 лет закрылось СОТНИ
  13. 0
    5 апреля 2023 07:55
    а зачем? почитайте мистера Z...у него Америка и так на днях сама развалится...
  14. +1
    7 апреля 2023 12:54
    Вопрос риторический. От всего завода и "Танкограда" остался только очень хороший музей, в котором я с семьёй провел более двух часов. К сожалению, челябинцам музей фиолетов - об этом мне сказала по большому секрету Надежда Артемьевна. Надеюсь, что Вы, Сергей, с ней знакомы лично.