Теневой танкерный флот РФ продолжает увеличиваться

0

Западные санкции в отношении российской трубопроводной нефти привели к резкому росту спроса на танкеры средних классов. Количество сделок по покупке самого популярного в мире класса танкеров Aframax в течение 2022 года выросло на 30%. Нефтеналивные суда такого класса могут заходить в большинство российских и зарубежных портов.

Рост спроса фиксируется не только на суда класса Aframax с дедвейтом (максимальной массой всех грузов, которые может принять судно) от 80 до 120 тысяч тонн. В течение года зафиксирован рекордное увеличение количества мировых сделок по купле-продаже танкеров класса Suezmax с дедвейтом от 120 до 160 тысяч тонн. Западные СМИ, знакомые с ситуацией на сырьевом рынке, отмечают, что только в дальневосточном порту Козьмино в Приморском крае ежемесячно осуществляется отгрузка 30 танкеров. При этом не всегда возможно определить собственника судов.



По оценке специализированного агентства VesselsValue, количество сделок с неназванными покупателями в сегменте Aframax выросло с 6 до 10, а в классе Suezmax – с 4 до 14 танкеров. Участники рынка связывают этот прирост с развитием российского теневого нефтеналивного флота. Спрос ожидаемо привел к росту цен на суда. К примеру, в феврале 2022 года стоимость 15-летнего танкера класса Aframax составляла около 17 миллионов долларов, а в феврале текущего года аналогичное судно было продано неназванному ближневосточному клиенту за 37 миллионов долларов.

Растущий спрос на танкеры среднего класса обеспечил загрузку судостроительных предприятий на годы вперед. Так, в портфеле заказов российского судостроительного комплекса «Звезда» находится серия из 12 судов этого типа. Три из них уже переданы «Роснефти», еще четыре в данный момент активно строятся.