Смогут ли МС-21 и Ту-214 мирно сосуществовать и производиться параллельно

30

Санкции, наложенные на Россию за ее спецоперацию на Украине, оставили нашу страну без возможности закупать новые авиалайнеры западного производства и обслуживать еще имеющиеся. Те лизинговые «Боинги» и «Аэрбасы», что остались на руках у отечественных воздушных перевозчиков, фактически стали невыездными, поскольку за рубежом им грозит арест и конфискация. Поэтому внимание федеральных властей было обращено на национальных авиапроизводителей, что автоматически привело к росту внутренней конкуренции.

Битва за российское небо


В самом востребованном рыночном сегменте, среднемагистральном, нашей главной надеждой считался лайнер МС-21. Самолет получился действительно очень приличным и вполне конкурентоспособным с западными и китайскими аналогами. Однако главной его проблемой оказалось то, что разрабатывался перспективный российский среднемагистральный лайнер, как и ближнемагистральный «Суперджет-100», в рамках широкой международной кооперации, то есть имел в своей конструкции большое количество компонентов иностранного производства. И наши геополитические противники не преминули этим воспользоваться.



Сперва санкции были наложены на поставки композитных материалов для производства «черного крыла». Затем России было отказано в продаже авионики и иных электронных устройств для МС-21, а также для «Суперджета». Нам было обещано, что все выпавшие компоненты иностранного производства будут полностью импортозамещены, однако задача это не такая простая, как ее пытаются представить. Реальное импортозамещение с доведением уровня локализации до заявленных 99% может занять долгие годы. Косвенным подтверждением того, что полностью «обрусевшего» МС-21 придется подождать, является решение возобновить, точнее, увеличить объемы производства советского среднемагистрального лайнера Ту-214, который должен послужить своего рода «костылем» для отечественных авиаперевозчиков.

И вот тут начинается самое интересное. Помните тот разнос, который президент Путин публично устроил главе Минпромторга Мантурову за отсутствие твердых заказов на отечественные самолеты? Ошалевший от неожиданной жесткости министр с «рыбьими глазами» выслушивал под камеры от главы государства следующее:

Денис Валентинович, у вас сверстано, но контрактов нет. Я же вам говорю… Сейчас закончим совещание, чего мы тут с вами пикироваться будем? Я знаю, что контрактов нет на предприятиях, мне директора сказали. Ну чего вы в самом деле дурака-то валяете?

Дело в том, что сислиб Мантуров является покровителем проектов «Суперджет-100» и МС-21 и совершенно не заинтересован в появлении внутренней конкуренции от казанского Ту-214. В прошлом году было подписано соглашение о намерениях по приобретению «Аэрофлотом», главным национальным авиаперевозчиком, 210 лайнеров МС-21, 89 Superjet-NEW и 40 Ту-214 в период с 2023 по 2030 год на сумму 1 триллион рублей. Вот только твердого контракта так оформлено и не было.

Глава «Аэрофлота» Сергей Александровский довольно туманно высказался о реальных рыночных перспективах среднемагистрального МС-21:

Но как МС-21 полетит, сколько он будет находиться в подконтрольной эксплуатации, как будет проходить процесс совместных доработок — на эти вопросы сейчас никто не ответит. Наличие в парке Ту-214, летающего самолета с понятными характеристиками, позволит «Аэрофлоту» в спокойном ритме довести МС-21 до нужных кондиций.

При этом он кинул камень и в огород Ту-214:

В части Ту-214 у нас однозначно будут требования по переходу или приведению его к двухчленному экипажу. Это сложновыполнимая задача для производителя, но мы это требование не снимем и будем на нем настаивать.

Вопрос о том, должен ли быть экипаж пассажирского лайнера на средних и дальних магистралях двухчленным или трехчленным, является весьма дискуссионным. Но ведущий отечественный авиаперевозчик четко дал понять, что ждет от Казанского авиазавода переделки компоновки кабины. А это, в свою очередь, означает дополнительные расходы при отсутствии твердых долгосрочных заказов для КАЗ. Налицо определенный конфликт интересов.

Нет ничего удивительного в том, что руководство Татарстана пошло в атаку, не желая, чтобы их Ту-214, производимый в гомеопатических дозах, становился не то «костылем», не то «временной затычкой». Глава республики Рустам Минниханов сделал ход, заказав четыре среднемагистральных лайнера для региональной авиакомпании «ЮВТ-Аэро», и заговорил о том, чтобы начать выпускать в Татарстане по 20 самолетов Ту-214 в год с 2027-го, доведя их общее количество к 2030-му уже до 115.

Планы очень амбициозные, требующие серьезных инвестиций в расширение производственных мощностей КАЗ. Будут ли они реализованы?

Сосуществование


На самом деле, МС-21 и Ту-214, несмотря на один среднемагистральный класс, вполне комфортно могут сосуществовать, производясь параллельно. Базовая модификация МС-21-300 рассчитана на перевозку от 160 до 211 пассажиров. В версии МС-21-200 он сможет перевезти от 130 до 176 человек. В неопределенной перспективе модификация МС-21-400 в одноклассной конфигурации предполагает наличие 256 пассажирских кресел. При этом это изначально именно пассажирский лайнер.

Потенциал Ту-214 в данном отношении значительно шире. Как заявил в ходе Национальной выставки инфраструктуры гражданской авиации NAIS руководитель Объединенной авиастроительной корпорации Юрий Слюсарь, имеются планы по дальнейшему развитию данного проекта:

Делаем грузовую и укороченную версию для полетов на Дальний Восток. Наращивать будем постепенно.

В укороченном варианте Ту-214 в бизнес-версии сможет преодолевать до 9 тысяч км, а в пассажирском варианте дальность его полета составит 7-8 тысяч км. Судя по всему, в основу данного лайнера ляжет его сводный брат Ту-204-300, он же Ту-234, имеющий укороченный фюзеляж и увеличенную дальность полета. Его кабина изначально рассчитана на двух членов экипажа, а пассажировместимость составляет 166 человек.

В основу грузового Ту-214, надо полагать, ляжет какая-то из модификаций Ту-200С, вероятно, Ту-204-120СЕ, уже прошедший сертификацию по европейским стандартам и получивший сертификат типа Европейского агентства по авиационной безопасности (EASA). После того как лизинговые «Боинги» и «Аэрбасы» стали у нас невыездными, возможности России что-то вывозить воздушным путем резко сократились. Подобные среднемагистральные грузовики производства КАЗ могут оказаться даже кстати.

На перспективу возможно впихнуть модернизированный Ту-214 и в иную весовую категорию, разведя его с МС-21. Если снизить вес Ту-214 за счет применения композитных материалов и установить более мощные современные двигатели, одновременно удлинив фюзеляж, может получиться версия на 236, 248 и 254 пассажирских кресла, что сделает ненужным растянутый МС-21-400.

О том, что все идет к параллельному производству Ту-214 и МС-21, мы говорили уже давно и неоднократно.
30 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +13
    13 февраля 2023 12:57
    Только массовые расстрелы спасут Родину.. Пока у нас наверху сидит вся эта либерастная сволочь - ничего хорошего у страны впереди нет и быть не может.
    1. +11
      13 февраля 2023 13:27
      И начать надо с инициаторов производства всякого дерьма типа суперджетов, предварительно конфисковав у них все нажитое непосильным разворовыванеием.
      1. -13
        13 февраля 2023 14:10
        Вам бы лишь бы конфисковывать )) Большевисткие гены покоя не дают? )) Кстати, говоря, не трудитесь - ген.конструктор ССДжея погиб в памятной катастрофе в Индонезии, так что "все уже расстреляны до вас" )))
        1. +8
          13 февраля 2023 21:18
          Цитата: whitebeard
          Вам бы лишь бы конфисковывать )) Большевисткие гены покоя не дают? )) Кстати, говоря, не трудитесь - ген.конструктор ССДжея погиб в памятной катастрофе в Индонезии, так что "все уже расстреляны до вас" )))

          Вы забыли "семейку" Погосянов, папаша "верховодил" , а сынок был гл. бухом. laughing Неплохо поживают сейчас , надо сказать.
          1. +1
            14 февраля 2023 00:53
            Семейку знаю хорошо.По МИИГА.Вся шобла обитает сейчас в Лос-Анджелесе.
            1. 0
              14 февраля 2023 05:54
              Было бы неплохо переселить их на Новосибирские острова...
    2. -18
      13 февраля 2023 14:08
      Эта "либеральная сволочь" спасла страну от краха под санкциями. Будь за эконом-рулем хазины и глазьевы, мы бы уже давно в экономическую сев.корею превратились бы ;)
      1. +1
        13 февраля 2023 21:41
        были бы у Сев.Кореи те ресурсы и те земли плодородные,как и у РФ,посмотрели бы где она была...

        спасли они страну...извините,сейчас по некоторым данным даже с производством сметаны проблемы стали возникать...СМЕТАНЫ!!!! гражданских самолётов нет,автомобильной отрасли нет,семена ваших "рекордных" урожаев очень большая доля импортные, яйца цыплят-бройлеров импортные,фармацевтика импортная...

        первым действием набиулиной после февраля какие были? задрала ставку ЦБ до 20%...якобы для борьбы с инфляцией....а на самом деле,чтобы производственников без кредитов оставить и чтобы развития здесь не допустить...спасатели малибу...только вместо мал надо поставить Я,а перед второй часть пробел
        1. -6
          13 февраля 2023 23:55
          Цитата: Николай Волков
          сейчас по некоторым данным даже с производством сметаны проблемы стали возникать...СМЕТАНЫ!!!! гражданских самолётов нет,автомобильной отрасли нет,семена ваших "рекордных" урожаев очень большая доля импортные, яйца цыплят-бройлеров импортные,фармацевтика импортная...

          Рановато злорадствовать стали.
          Исчезнут сметана/яйца из магазинов, рухнут урожаи до уровней РСФСР - тогда и попляшете на костях. Если конечно сие произойдет.
          А пока - пока Камаз, представитель автомобильной отрасли, которой как бы нет, возобновил производство К5.
          Другие автопроизводители - то же ищут и находят варианты выхода из той пропасти, в которой они оказались вот не по собственной вине. Соллерс уже под собственной маркой автомобили поставляет.

          Авиастроители строят новые производственные мощности под компоненты самолетов и авиадвигателей.
          1. -1
            14 февраля 2023 00:55
            Автопроизводители?Это КТО?ГДЕ?Они точно раньше были?
      2. -1
        14 февраля 2023 13:46
        Цитата: whitebeard
        Эта "либеральная сволочь" спасла страну от краха под санкциями. Будь за эконом-рулем хазины и глазьевы, мы бы уже давно в экономическую сев.корею превратились бы ;)

        Хватит нести эту нелепую чушь, ваше время заканчивается, так как раньше уже никогда больше не будет и это действительно радует.
    3. 0
      14 февраля 2023 14:01
      Хм...расстрелы хорошо. А смысл?...тусовать пауков в банке? Одни лучше других? По какому принципу!
      И КТО? ЗАЧЕМ? с Какой целью!?....этот принцип будет поддерживать! У вас есть ответ на этот вопрос?
      или ШО? ..."Рынок всё решит!"
  2. +12
    13 февраля 2023 13:25
    Ежу было понятно, что вся эта возня с разработкой и производством пассажирского суперджета из иностранных комплектующих на непрофильном предприятии, производящем истребители - банальное освоение (разбазаривание, растаскивание) бюджетных средств. Это при том, что существовал прошедший все сертификации и испытания, соответствующий всем европейским требованиям экономичный, по характеристикам превосходящий боинги и эйрбасы Ту -204, к тому же допущенный к эксплуатации во всем мире. Нет надо было распилить десятки миллиардов долларов на разработку и производство сборной солянки суперджетав, чтобы в итоге остаться у разбитого корыта. Зато сколько было рекламно-эпосного шума с этим дерьмом.
    1. -8
      13 февраля 2023 13:47
      Цитата: Алэкс
      превосходящий боинги и эйрбасы Ту -204

      Только его даже Иран брать побрезговал... хотя ради него даже права на ПС90 обратно выкупили...

      Цитата: Алэкс
      в итоге остаться у разбитого корыта

      Ну а когда СВО начинали - надо было думать, сколько корыт в экономике это разобьет.
      В прочем, для авиапроизводителей это и к лучшему.
      Небольшая задержка по срокам (2-3 года) полностью компенсируется объемами заказов и готовых самолетов, и особенно компонентов для них.
      ОДК уже вовсю рапортует о строительстве новых производств.
    2. -1
      13 февраля 2023 14:15
      Не, не надо путать распил и админ.ресурс. ССДжей нормальный самолет получился. Пусть и с инокомплетухами, но тогда это было абсолютно нормально, наши производители всё равно не могли тогда дать чего-то сравнимого по качеству и потреб.характеристикам. А вот то, что его отдали в разработку фирме, не имевшей опыта разработки гражданки - это да, но это как раз и есть Погосяновский админ.ресурс. Который, в том числе, проявился в выделении средств именно на узконишевой региональный самолет, отбить затраты на проектирование которого вне системы других производимых самолетов (как делают Боинг и Эйрбас) было очень проблематично с самого начала, но зато на небольшом объеме работ удобно нарабатывать новые компетенции. Но это явно не распил. Распил - это к Рогозмосу ;)
      1. +1
        13 февраля 2023 14:41
        Цитата: whitebeard
        Распил - это к Рогозмосу

        Все то Роскосмос покоя не дает...
        Относительно имевшейся базы и общей экономико-технологической ситуации в стране -
        делалось/делается, в общем, все то что нужно и возможно.
        Одно качество изготовления/сборки/тестирования как подняли, и количество аварийных стартов сократили - уже в плюс.
        А что Рогозин языком молол - ну так то дело такое...
  3. +2
    13 февраля 2023 14:23
    Эти самолеты так и так будут параллельно производить, в этом и не было вопроса изначально. Вопрос был - в каких количествах, ибо производственные возможности Туполева очень ограничены, как, собственно, и у МС-21. Но вкладывать в расширение производства перспективного МС-21 более выгодно, чем в Ту-214. Впрочем, 2ой может быть нашим аналогом китайского С919 - дешевый, без каких-то прорывных технологий. Правда, сомневаюсь, что Ту-214 смогут выпускать за недорого, тем более, что им не стОит гнаться за количеством выпущенных самолетов, ибо надо выпускать больше запчастей, с чем всегда у Ту были проблемы и что неприемлемо для нынешних авиакомпаний (такая же проблема была и у ССДж). Впрочем, если они смогут избавиться от 3го экипажника, быстро ремоторизоваться на ПД-14, то перспективы расширения его про-ва становятся более оптимистическими, тем более что начать можно как раз с расширения про-ва запчастей.
  4. +3
    13 февраля 2023 16:08
    Казанцы молодцы, вы правильно делаете, только кувалдой и ломом можно защитить себя! Компрадорская власть кремля понимает только силу. Ту-214 и МС-21 это разные самолёты. Ту-214 находится в нише между дальнемагистральным и среднемагистральный, а МС-21 это типичный ближне-среднемагистральный самолёт. Ту-214 можно использовать, на беспосадочных, линиях Москва - Владивосток, Южно-Сахалинск, Петропавловск - Камчатский. Ту-214 надо выпускать по 40 самолёт в год. Сколько пилотов два или три, какой расход керосина это проблемы государства, а не компании перевозчика, государство может субсидиями компенсировать часть затрат. Сейчас стоит государственная задача обеспечить Россию своими самолётами, а не наполнить частный карман авиаперевозчика. Если Вы гонитесь за экономией в угоду развала развития своей авиации, то возьмите лошадь, ей три пилота не нужны, она ест сено и ей керосин не нужен.
    1. 0
      14 февраля 2023 13:57
      Ту-214 вполне можно доработать и для использования в интересах Министерства Обороны, например самолёт ДРЛО, или специальный разведывательный, он идеально подойдёт для этих целей.
      1. 0
        14 февраля 2023 14:08
        Цитата: sgrabik
        Ту-214 вполне можно доработать для использования в интересах Министерства Обороны, например самолёт ДРЛО, или разведывательный

        Разведывательный уже есть.
        И в СЛО - аж 17 бортов.
        2 у Почты России.
        В общем гос. заказчики проект как могли - поддерживали заказами.
        А вот в коммерческие АК он не зашел, ни внутри, ни на экспорт.
        С западной авионикой и двигателями Ролс Ройс - 5 штук в Египет в свое время поставили...
  5. +2
    13 февраля 2023 18:34
    Тяжело перековывать холуёв западных цивилизаций без физического воздействия на мозговые центры...Да и тяжело это ломать, ломать и вдруг строить да ещё и без пригляда старшего капиталистического брата...И это в авиации где хоть выбрать можно...а вот автостроители так эффективно рулили потоки денежные что ни кола ни двора не осталось - степь...кругом...
  6. -2
    14 февраля 2023 00:51
    Какая разница,2 или 3 члена экипаж?
    1. 0
      14 февраля 2023 20:59
      Разница в деньгах ;) Ни одна современная авиакомпания, построенная на коммерческой основе, не будет эксплуатировать самолет с 3 членами, да еще и с устаревшими, менее экономичными двигателями, когда на рынке доступны более экономичные машины. Конечно, дело может дойти, что такие машины даже в условиях техно-каннибализма и параллельного импорта будет невозможно эксплуатировать. Но пока более экономичная возможность есть - авиакомпании ей будут пользоваться, тем более что при всём желании Ту не мог бы удовлетворить спрос от авиаторов, если бы они все дружно бросились бы его покупать. Даже в советские времена Ту могли делать только сами самолеты в больших количествах, с запчастями и обслугой из-за этого у них были большие проблемы. Ну а если брать гос.заказчика, где денег не считают - другой вопрос, но они много таких самолетов не закажут.
  7. -1
    14 февраля 2023 06:08
    Надо производить Ту и Ил, а Мантуров пусть отдаст народу свой дворец в Геленджике.
  8. 0
    14 февраля 2023 09:16
    Ту-334М надо запускать ещё вчера для местных авиалиний вместо Ил-114, который уже устарел на стапеле, хватит этим пылесосом SJ100 деньги высасывать!
    1. 0
      14 февраля 2023 21:06
      Ту-334 и сейчас можно выпускать, он не соперник ССДж, потребность авиакомпаний будет больше, чем способен произвести Сухой. Другой вопрос, что когда-то и не стоило начинать новое российское гражданское авиастроение с узконишевого ССДж, когда был наготове и сертифицирован пусть и не самый передовой на тот момент, но полностью готовый Ту-334. Хотя, конечно, тогдашние резоны тоже можно понять - никому из авиакомпаний не хотелось покупать бесперспективный вдолгую Ту-334, когда в наличии на рынке были доступны иностранные ближнемагистралы, поэтому если бы они и купили, то нечто современное, что можно эксплуатировать долгие годы с выгодой, поэтому проектировщики начали заниматься ССДж. Но сам выбор такого сегмента рынка не позволил бы в обозримой перспективе окупить проектирование, надо было начинать сразу с МС-21 совместными усилиями. Либо заниматься модернизацией Ту-214.
  9. -1
    14 февраля 2023 10:12
    Да же не читал,толку то что,сколько лет говорим говорим,а воз и ныне там,жизнь ничему не учит,из страны одним из лидеров мира,превратились в страну с развалившейся экономикой. Кому у нас создавать самолёты и машины, ни учёных,ни инженеров,ни специалистов, воспитали поколение Дани Милохина и ждёте,что они вам что то создадут
    1. 0
      14 февраля 2023 11:11
      Цитата: OLEG CZIGANOV
      превратились в страну с развалившейся экономикой. Кому у нас создавать самолёты и машины, ни учёных,ни инженеров,ни специалистов

      В РФ - создают новые космические ракеты и аппараты, новые самолеты и двигатели к ним, развивают энергоблоки - ВВЭР-1200, ВВЭР-1300.
      БН-800 в 2022 перевели на МОКС-топливо...
      Строятся ледоколы ЛК-22220, газовозы, траулеры.

      Год санкций, жэсточайший стресс- тест на прочность -
      экономика держится и развивается.
  10. -1
    14 февраля 2023 11:36
    Смогут ли МС-21 и Ту-214 мирно сосуществовать

    Самолёты сосуществовать смогут, а вот компании их производящие - никогда.
    Кто-то кого-то обязательно сожрёт, как Сухой сожрал МиГ.
  11. 0
    14 февраля 2023 12:43
    тупой вопрос заголовка. не только смогут , но притом голоде самолетов в рф можно лет 20 выпускать все что сможем. только уберите эффективных менеджеров от кормушки, тем более заграничной.