Должна ли Россия выйти из проекта совместного с КНР лайнера CR929

9
Должна ли Россия выйти из проекта совместного с КНР лайнера CR929

Под занавес уходящего 2022 года пришла еще одна негативная новость в области экономики. Глава Минпромторга РФ Денис Мантуров сообщил, что в уже в первом квартале 2023 года пройдут переговоры с Пекином, в результате которых будет решаться судьба дальнейшего нашего участия в проекте совместного российско-китайского лайнера CR929. Перспективы у него, скажем прямо, так себе.

Как рассказал ТАСС министр и в одном лице вице-премьер, КНР рассматривает возможность привлечения к участию в проекте дальнемагистрального широкофюзеляжного лайнера третьи страны, судя по всему, из числа недружественных России. Москва этому возражает и готова пересмотреть свой формат участия в данном амбициозном проекте, пояснил Мантуров:



Мы же такой формат для себя не рассматриваем с учётом сегодняшней ситуации и всех рисков, которые очень хорошо понимаем. Поэтому, чтобы с ними не столкнуться, возможно, примем для себя решение из партнёра в рамках этого проекта перейти в статус поставщика агрегатов, компонентов.

И кто бы мог подумать, что так получится, правда? Собственно говоря, мы последовательно говорили об этом в течение многих лет.

Хроника одного «кидка»


То, что России суждено было быть в конечном итоге обведенной вокруг пальца китайскими партнерами, мы предупреждали еще в публикации от 1 сентября 2019 года под говорящим заголовком «Что, если Китай «кинет» Россию с лайнером CR929?». А ведь как красиво все начиналось…

Технологиями производства широкофюзеляжных лайнеров в свое время обладали только США, Франция и СССР. Российская Федерация как его правопреемница пока сохранила компетенции в данной сфере лишь благодаря тому, что на широкофюзеляжных лайнерах Ил-96 летают первые лица государства. И этим решил воспользоваться Китай, желающий войти в высшую лигу мирового авиастроения.

Предполагалось, что совместный российско-китайский дальнемагистральный лайнер сможет перевозить от 230 до 320 пассажиров в зависимости от модификации. Доли обоих партнеров должны были быть равными, 50% на 50%, соответственно, и каждая сторона обязалась инвестировать по 10 миллиардов долларов. При этом мы вполне справедливо указывали, что Россия в данном проекте была младшим партнером, на что намекала сама его аббревиатура. В нашей стране должно было разместиться только производство крыльев, а производство всего остального фюзеляжа и сборка - в КНР. На первоначальном этапе самолет должен был полететь с американскими или британскими двигателями, а впоследствии предполагалась его ремоторизация на перспективные ПД-35, которые еще только предстоит разработать и пустить в серию.

Что же еще три года назад заставило нас усомниться в том, что все в итоге пойдет не по плану? Именно тот факт, что Россия была для КНР младшим партнером, от которого требовалось разработать «под ключ» и передать технологии производства широкофюзеляжных лайнеров.

Уже тогда прошли слухи, что китайцы настроены на то, чтобы разделить продажи CR929 на своем внутреннем рынке и все остальные. Это был очень дурной знак. Дело в том, что собственные потребности КНР в лайнерах такого класса оценивались в 1200 самолетов, в РФ – от 50 до 120 в течение ближайших двух десятилетий. Иначе говоря, мечты Москвы зарабатывать 50% прибыли от продажи лайнеров совместного производства на богатейшем внутреннем китайском рынке пролетали, как фанера над Парижем. Получив все требуемые им технологии и документацию, китайским партнерам осталось бы только импортозаместить крылья, что для них проблема невеликая. С чем тогда осталась бы Россия?

С крыльями, но без самолета. Чтобы производить CR929 у нас, его пришлось бы полностью создавать с нуля. Попытка продавать на международном рынке один и тот же самолет одновременно с КНР тоже не привела бы ни к чему хорошему. CR929 китайской сборки явно отличался бы от CR929 российской сборки меньшей себестоимостью и большими объемами производства, что позволило бы предложить покупателям более выгодные условия. В условиях, когда есть производимый, пусть малой, но серией отечественный широкофюзеляжный Ил-96, это было бы самое настоящее вредительство.

То, что именно этим всё и закончится в конечном итоге, было понятно с самого начала. Несмотря на это, под публикациями по данной теме было много нелицеприятных комментариев в адрес автора строк. Тем не менее, чувство гражданского долга побуждало вновь и вновь возвращаться к этой тематике. 3 сентября 2021 года на «Репортере» вышла статья под говорящим заголовком «Вместо «китайского» CR929 России нужен свой Ил-96-400М». В статье от 10 апреля 2022 года под названием «Широкофюзеляжный лайнер CR929 улетит в Китай, а Россия останется с Ил-96-400» мы пришли к следующему выводу:

Имея свой широкофюзеляжный лайнер, нет никакого смысла городить огород с локализацией у нас CR929. Все, это объективно уже китайский самолет, который мы им почти «подарили». Чтобы кавычки действительно не пропали, необходимо максимально ускорить разработку и сертификацию сверхмощного ПД-35, чтобы начать поставлять его в Китай для производства CR929. Никаких совместных предприятий с локализацией их в КНР допускать нельзя – только продажа готовых двигателей в сборке! Тогда доля в 50% с продаж лайнеров точно никуда не уплывет.

Сами же мы будем летать на родных Ил-96-400, которые надо также ремоторизировать под ПД-35 и, возможно, снабдить композитными крыльями. Вся производственная и компонентная база для них имеется, серия будет постепенно расти.

Идея выхода из проекта CR929 в пользу отечественного дальнемагистрального лайнера Ил-96 с его модернизацией и ремоторизацией озвучивалась нами и в статье от 2 июля 2022 года под названием «Отказ России от китайского CR929 дает будущее отечественному лайнера Ил-96».

И вот всё и подошло ровно к той ситуации, которую мы предсказывали еще в 2019-м. Россия подарила КНР технологии производства широкофюзеляжных самолетов, и теперь китайские партнеры создали условия, при которых она не может оставаться дальше в проекте. Видимо, в Пекине сейчас дают Москве возможность сохранить лицо, уйдя с гордо поднятой головой самой. Еще один долгосрочный прогноз, увы, сбывается.

Отметим, что при всем негативе от происходящего есть в нем и свои позитивные моменты. Теперь отечественный лайнер Ил-96 становится для нас безальтернативным, и придется сосредоточиться именно на нем, не суетясь в качестве младших партнеров у Китая. Уж лучше выйти из проекта CR929 сейчас, на ранней стадии, чем потом, загубив предварительно под благовидным предлогом «ненужности» Ил-96-400.
9 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +6
    30 декабря 2022 14:12
    Китайцы наш ПД-35 на CR929 не видят в упор, да и мы скорее всего будем не в состоянии поставить эти двигатели в нужном количестве ( до 2500 шт) и в приемлемые сроки. Но они могут принять наш ПД-35 в "дар" с передачей в "дар" и всех технологий, и не исключено, что (как в прочем и всегда) дар будет преподнесен под видом какого либо сотрудничества. И это не правильно...
    Конечно же надо производить широкофюзеляжники на базе Ил-96 с новым крылом и двумя движками и заполнять ими внутренний рынок а ч.з. какое то время, постепенно и на внешнем будут покупать .
    1. 0
      7 ноября 2023 14:20
      2500 штук двигателей это даже не за год, это как минимум лет на 10. И 30 10лет их можно поставить и больше. Скорей тут причина в другом, кто упорно тянет на себя одеяло больше, и все.
  2. +4
    30 декабря 2022 16:43
    Возможно ,отказ идет просто потому , что наша "оптимизированная" экономика просто не может произвести столько крыльев.
    В том или этом году какойто наш чиновник сказал: "нам столько не нужно".
    Скорее в смысле, мы столько не сможем сделать. если вспомнить о прибылях за производство... ...
    Кроме того ,о сложностях с распиаренными новыми композитными крыльями, то тут то там ктото из авторов регулярно пишет....

    Так что возможно, не китайцы хотят нас кинуть, а мы не можем запросы китайцев выполнить...
    И предпосылки так считать есть Ведь тоже самое было в проектах с индией. Об СУ, об ИЛ, об Ракетах (в последнем неуверен на 100%, но совместный проект вдруг стапл только индийским, писали...)
  3. +1
    31 декабря 2022 10:44
    раздаем всё, а у самих штаны рваные уже давно. Если ничего в скором времени не поменять, то катастрофа вот вот придет. Времени очень мало. Возможно, что и нет его совсем.
    1. 0
      7 ноября 2023 14:22
      Рваные штаны это у вас! Не кто не чего не раздает. Одни делают одно другие другое. Китай по ходу будет сам крылья разрабатывать. От России он документацию не получил, и вряд ли получит.
  4. +2
    31 декабря 2022 12:00
    Наше управление не способно на творчество, а только на распродажу и раздачу.
  5. -1
    2 января 2023 13:58
    автор мы просто не можем обеспечить кнр всем необходимым в указанные ранее сроки, и крылья тут не причем. "политическое руководство" отдает себе отчет что "талантливые" менеджеры (от них же) просто завалят свое гражданское авиастроение и тогда партнер из поднебесной поможет за нефть и газ.
  6. 0
    12 января 2023 11:15
    Россия подарила КНР технологии производства широкофюзеляжных самолетов,

    простите, а откуда инфа такая???
    1. 0
      7 ноября 2023 14:24
      Не откуда! Просто сейчас такая фишка, чтоб обосрать все, что Россия делает. А что там другие в лужу садятся то пофиг на это.