Опасен ли китайский С919 для российской программы импортозамещения гражданской авиации

18

В настоящее время Россия отстаёт от Китая в создании собственного среднемагистрального узкофюзеляжного самолёта, который смог бы заменить продукцию западных компаний Airbus и Boeing. Выпуск российского импортозамещённого МС-21 снова перенесён, на этот раз на 2024 год, а китайский С919 уже практически готов к массовому (серийному) производству.

Нужно отметить, что палку в колесо российского авиапрома вставил Запад. Именно его деятельность побудила Россию активно заняться программой импортозамещения гражданской авиации, отходя от кооперации, что позволило китайцам вырваться вперёд. Вероятно, на Западе решили на как можно больший срок затормозить развитие хотя бы одного из двух конкурентов и выбрали РФ в качестве главной цели, временно не трогая КНР.



Всё дело в том, что С919 летает и будет это делать ещё продолжительное время на двухконтурных турбовентиляторных двигателях семейства LEAP (совместное предприятие французской Snecma («дочка» Safran) и американской GE Aviation (подразделение General Electric) – CFM International). Китайцы практически не заморачивались по поводу импортозамещения.

Поэтому нет никаких сомнений, что скоро Китай начнёт активно предлагать всем кому только можно, включая авиаперевозчиков России, свои лайнеры С919. Однако не все страны согласятся или смогут пойти на это, даже с учётом отработанных механизмов техобслуживания и наличия запчастей, так как против них могут по-прежнему действовать западные ограничения.

Достаточно вспомнить случай, который произошёл несколько лет назад, когда иранцы хотели купить 40 лайнеров Sukhoi Superjet 100 для обновления своего флота воздушных судов, но американцы не дали разрешение на поставки некоторых комплектующих и сделка не состоялась. Никто не мешает США повторить это, но свой огромный рынок КНР точно обеспечат, а возможно ещё прихватят кусочки в Азии, Африке и Южной Америке.

Учитывая это китайский С919 не сможет негативно повлиять на программу импортозамещения гражданской авиации России. У Москвы просто нет другого выбора, кроме как довести начатое до успешного завершения. Про конкуренцию российских авиастроителей с китайским Comac, а тем более европейским Airbus и американским Boeing на международных рынках в ближайшую пятилетку говорить не придётся точно. Впрочем, это не столь важно, ведь главное сохранить для авиастроителей из РФ отечественный рынок и доли в странах, которые находятся под санкциями Запада. При этом действительно важным является количество выпускаемых в России самолётов, производство которых необходимо поднять с десятков в год, до сотен, тогда конкуренция станет реальной, иначе толку будет мало.
18 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. -4
    13 декабря 2022 20:27
    Будет как всегда,начнем закупать самолеты в КНР,про свои забудем 100% как это случается всегда и назовем его МС-22,главно шильдик сделано в России прикрутим.
    1. +1
      13 декабря 2022 20:39
      Не все, такие же обманщикики, как Вы, Шамиль!!
  2. -3
    13 декабря 2022 21:22
    В 24ом перенесут на 28 и т.д. МС21 не нужен никому. Коллекционерам только
  3. +2
    13 декабря 2022 22:31
    Статья не подписана. Скорее автор и сам в это не верит...
  4. +4
    13 декабря 2022 23:20
    Опасен. Есть опасность, что в стране вообще не останется никакого производства.
    22 года продолжается все это.
    Сегодня я был в ТЦ Гранд. Люстру выбирал. Германия, Польша, Китай, Испания, Италия.
    Где то в самом дальнем углу небольшая российская экспозиция в несколько метров.
    В низшем ценовом сегменте. Соответственно дизайн и материалы сами понимаете.
    Несколько метров на общей площади в пару тысяч. Вот вам и результат эффективности и производительности.
    Впервые я был в Ю. Корее лет 14 назад. Удивило отсутствие Мерседесов, БМВ и Японцев.
    На мой вопрос, а почему, ответ, о это слишком дорого, Через таможенные пошлины строили свои экономики все азиатские, как принято их называть, тигры. А мы в роли доверчивого мишки-простачка.
    1. 0
      17 января 2023 18:53
      Ну, нижний ценовой диапазон тоже надо кому-то заполнять. А в Корее сейчас есть свои авто похожего на конкурентов качества, чего нельзя сказать об РФ. Пошлины пошлинами, но те же корейцы очень много работали над своим автопромом, а правительство не только пошлины выставляло, но и создавало условия развития своего автопрома, вместо тупого заливания бюджетным баблом убытков недостаточно эффективных автопроизводителей, как это делают в РФ.
  5. +2
    14 декабря 2022 04:06
    Китайцы огромную промышленность создали у себя на изначально западных технологиях. Но палок им никуда никто не вставил.

    Палки вставили почему-то только нам.... Некоторым танцорам мешают не только чужие палки и самолёты, но и свои собственные... органы
    1. 0
      14 декабря 2022 18:52
      А слегка подумать почему ы именно нам вставляют палки, а не китайцам - Вам слабо будет?!!
    2. 0
      18 декабря 2022 11:50
      Цитата: иван2022
      Китайцы огромную промышленность создали у себя на изначально западных технологиях. Но палок им никуда никто не вставил.

      Санкции в 1987 из-за подавления студенческого пуча в Пекине.
      и сейчас в Китае около 50 крупных фирм под санкциями.
      Американцы если надо то еще против Китая введут, они их никогда не отменяют, они вводят только новые.
    3. 0
      17 января 2023 19:00
      Не, им палки тоже вставляли, к примеру, туда запрещено поставлять микропроцессорные технологии и технологии 2ного назначения. Но они, конечно, совершенно по-другому относятся к собственному производству, чем в РФ, это верно
  6. 0
    14 декабря 2022 07:37
    если китай начнет их тАлкать за продажу нефти- то это угроза и огромная
  7. 0
    15 декабря 2022 09:44
    США долго терпеть такое не будут. Все технологически современное они будут в Китае давить, как Хуавей например. Как только делать начнут не по 1 штуке, так и санкции включат, что бы убыток был побольше.
  8. 0
    15 декабря 2022 09:50
    Хм, в статье все правильно написано, что в С919 дофига американских компонентов, включая двигатели, и он так же попадает под запрет на поставки в РФ, как в свое время SSJ-100 попадал под запрет на поставки в Иран.
    Что характерно, брать Ту-214, не попадающий под запрет, даже Иран не захотел.
  9. 0
    15 декабря 2022 16:20
    объехали нас китайцы в создании среднемагистрального узкофюзеляжного самолёта хотя и начали разработку проекта гораздо позже чем мы с МС-21. Конечно санкции притормозили ОАК, но почему нельзя было их предвидеть и не делать ставку на западные комплектующие и системы. Ведь уже был негативный опыт с суперджетом. Непонятно, что сейчас то мешает запустить МС-21 в производство. Вроде по громогласным заявлением руководителей ОАК все сейчас для этого у них есть. Свой Двигатель ПД-14, крылья из своих композитов, свои системы управления. навигации и т.д. А самолет до сих пор не сертифицирован и не запущен в серию. Намеченные сроки срываются и постоянно сдвигаются. Создается впечатление что дело не только в санкциях, а и в умении и желании работать топ менеджеров ОАК, их компетенции и организаторских способностях.
    1. 0
      15 декабря 2022 17:11
      Цитата: wladimirjankov
      хотя и начали разработку проекта гораздо позже чем мы с МС-21.

      Практически одновременно, и долгое время шли ноздря в ноздрю.

      Comac c919 -
      начало программы - 2008,
      первый полет - 2017 (с алюминиевым крылом и импортными двигателями.),
      построенных экземпляров - 9 шт
      первый полет с китайскими двигателями - нет даже в планах
      первый полет с крылом из китайских композитов - нет даже в планах

      МС-21
      начало программы 2007
      Первый полет 2017 (с крылом из импортных композитов и импортными двигателями.)
      построенных экземпляров - 6 шт.
      первый полет с ПД-14 - декабрь 2020
      первый полет с крылом из российских композитов - декабрь 2021.

      все бы так работали, как создатели МС-21.
    2. 0
      17 января 2023 19:04
      С919 - изначально гораздо более простой самолет, почти полностью металлический, там мало композитов, он будет только своей стоимостью рынок брать. МС-21 же гораздо более передовой, 1ый среди коммерческих узкофюзелов в данном сегменте с композитным крылом. Движки, опять-таки, будут теперь полностью собственные, пусть и вынужденно. А в качестве нашего "аналога" С919 у нас есть Ту-214/204, которые тоже не надо сбрасывать со счетов в нынешних условиях
  10. Комментарий был удален.
  11. 0
    17 января 2023 18:58
    Вероятно, МС-21 и С919 будут сосуществовать на нашем рынке, т.к. производство нашего самолета вначале будет небольшим. Ну и в принципе, китайцы могут вообще не решиться поставлять С919 на наш рынок, т.к. там много импортных комплектух, который к нам запретят поставлять. Поэтому вполне вероятен и сценарий не с закупкой С919, а Ту-214/204. Уже была инфа, что Аэрофлот настаивает, чтобы Ту-214 поставлялся ему с 2 членами экипажа, а Туполев отвечает, что у них нет технической возможности сократить экипаж, ибо соотв. авионикой они не располагают.
  12. 0
    21 января 2023 13:39
    Для РФ с его около нулевой промышленностью опасно всё. Что обсуждать? Есть МС-21, Ту-204/214 и ещё Ил-96 выпускайте 100 самолётов в год, заполняйте рынок РФ, а не занимайтесь поиском, как не сделать и не пустить российский самолёт. Не занимайтесь вредительством.