Проект первого российского УДК претерпел заметные внешние изменения

15
Проект первого российского УДК претерпел заметные внешние изменения

Одним из символов ожидаемого возрождения российского военно-морского флота считаются универсальные десантные корабли проекта 23900. Это самые крупнотоннажные и многофункциональные авианесущие боевые корабли для ВМФ РФ, которые были заложены на заводе «Залив» в Керчи 20 июля 2020 года. Однако с тех пор по данному проекту нет никакой конкретной информации, кроме нарисованной на компьютере картинки и пластмассового макета, продемонстрированного на выставке несколько лет назад. И вот, наконец, появилась некая конкретика, но от этого вопросов стало только больше.

Как и зачем строят УДК


Прежде всего, надо сказать несколько слов о том, зачем вообще нужны универсальные десантные корабли. Потребность в них возникла во время Вьетнамской войны, когда американским агрессорам надо было высаживать морские десанты на побережье, активно обороняемом вьетнамскими патриотами. Чтобы избежать поражения ствольной артиллерией, высадку приходилось осуществлять загоризонтным способом, находясь на расстоянии до 30 километров от берега. При этом нужно было обеспечивать воздушное прикрытие и воздушный десант при помощи вертолетов, а также – общее командование всеми задействованными в операции силами. В итоге получился крупнотоннажный корабль с прямой палубой, способный перевозить морскую пехоту, бронетехнику, вертолеты, ударные и транспортные, а также служить штабом.



Первым универсальным десантным кораблем был УДК «Тарава» с полным водоизмещением почти в 40 тысяч тонн, несущий, помимо экипажа, 1903 морпеха, бронетехнику, а также авиакрыло, представленное 16 вертолётами CH-46, 6 вертолётами CH-53 и 4 вертолётами UH-1N. Всего в серии было построено 5 таких кораблей.

Преемником «Таравы» стал УДК «Уосп». При полном водоизмещении в 40,4 тысячи тонн он может перевозить 1893 морских пехотинца и бронетехнику. Авиакрыло «Уоспа» также выглядит более внушительно: 30—32 вертолётов CH-46, 6—8 AV-8B «Харриер» или до 46 вертолётов CH-46 или 20 самолётов AV-8B. Как видно, к винтокрылым машинам добавились самолёты вертикального взлета и посадки «Харриер», которые усилили возможности Корпуса морской пехоты США. Всего в данной серии было построено 8 УДК, но один был потерян из-за сильнейшего пожара во время ремонтных работ.

Вершиной эволюции данного класса, несомненно, являются УДК типа «Америка». При полном водоизмещении в 45,7 тысячи тонн каждый такой корабль несет до 1871 морпехов, бронетехнику, а также очень внушительное авиакрыло: 12 MV-22, 6 F-35B, 4 ΑH-1Z, 4 ΜΗ-53, 3 UH-1 или 22 F-35B. То есть, устаревшие «Харриеры» заменены на истребители пятого поколения с укороченным взлетом и вертикальной посадкой. Де-факто «Америка» - это самый настоящий легкий авианосец. Всего их запланировано построить 11 штук в серии.

Что объединяет все эти три корабля? Если посмотреть сверху, то видно, что палуба американских УДК представляет собой прямоугольник, позволяющий максимально эффективно использовать каждый квадратный метр ее поверхности, а также осуществлять взлет и посадку истребителей.


Несколько иным путем пошли испанцы, которые сделали свою собственную вариацию на тему УДК «Уосп», оснащенную сплошной продольной взлетной палубой и трамплином на носу, под названием «Хуан Карлос I» L61. На основе данного проекта австралийцы построили 2 УДК типа «Канберра», а турки – свой TCG Anadolu (L-400) и планируют второй такой же. Это позволит им эксплуатировать либо американские истребители F-35B, либо беспилотники, на что, в частности, сделала ставку Анкара.


Наш, «особый» путь



А теперь хотелось бы вернуться к российскому проекту 23900. В открытом доступе имелись только нарисованная на компьютере картинка, а также макет, который еще год назад вызвал у нас жаркие споры в комментариях. Возникли вполне обоснованные вопросы, почему надстройка-остров столь массивна, а носовая часть корабля так заострена. По факту это техническое решение уменьшает полезную площадь палубы отечественного УДК, которая могла бы использоваться для размещения дополнительных вертолетов, а также делает невозможным горизонтальный взлет истребителя по укороченной схеме, если таковые СКВВП у нас когда-нибудь появятся.

И вот на Международном военно-техническом форуме «Армия-2022» появился новый макет УДК, который удивил еще больше, чем прежний. Познакомиться с эксклюзивными фотографиями можно по ссылке.

Во-первых, судя по его габаритам и моделям вертолетов на палубе, по которым можно определить пропорцию, про 40 тысяч тонн полного водоизмещения, обещанных разработчиком, можно не мечтать.

Во-вторых, возникает ощущение, что надстройка-остров стала еще массивнее, чем раньше, забрав половину ширины палубы.

В-третьих, палуба, кажется, стала еще короче, чем в прежнем макете, и вместо рациональной прямоугольной формы, она стала напоминать элемент какого-то паззла. Да, «красивенько» и «стильненько», но, увы, нефункционально. Можно подумать, что ее рисовали пресловутые «девочки-дизайнеры».

Возникает вопрос, а стоило ли отдавать такой технически сложный проект АО «Зеленодольское проектно-конструкторское бюро», которое вообще не имеет никакого опыта в разработке крупнотоннажных боевых кораблей? Может, какое-нибудь Невское ПКБ справилось бы получше? Уж больно внешне на рубанок смахивает.
15 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +5
    16 августа 2022 16:45
    Мировая практика, даже СССР во времёна В.И.Сталина , - выдаётся ТТХ на проектирование нескольким профильным организациям, а потом результаты конкурса и победитель, а в его проекты внедряют самые удачные решения от других конкурсных компаний. Иначе станет, как с компанией Сухого, конкурентов нет, а значит что изготовят, и не важно удачно ли , то и хорошо... Что то сегодня непонятно , рыночного капитализма не видно на большой стезе ВПК, государственный феодализм виден невооружённым глазом с откатами, завышениями цен, просроченными работами и прочими болезнями. "Что то в Датском королевстве ВПК не всё хорошо"...
  2. -3
    16 августа 2022 18:39
    Что, "Москвы" было мало ? Или будете держать у причала и грозиться выйти в море ?
  3. -1
    16 августа 2022 19:44
    острой потребности в этих монстрах нет, в военное время бесполезен, а в мирное можно и сухогрузами и БДК обходиться, радостно что хоть водоизмещение снизили до какого более оптимального чем монструозные 40000 тонн, которые ни в какой порт ни в док не влезли бы
    1. +2
      16 августа 2022 21:58
      Чисто теоретически - как можно снизить водоизмещение проекта в два раза на заложенном корпусе два года назад? Думаю, что корпус остался тем же, поменяли планировку палубы и надстройки (пока не дошло дело до воплощения в металле).
      Соглашусь, что для нашего ВМФ 40 кт - это перебор и неоправданные амбиции, как и с Мистралями. Может одумаются и продадут по готовности Китаю или Индии?
  4. +4
    16 августа 2022 22:12
    А какие были статьи то ранее!!!
    Что по ХПП водоимещение то увеличат , палубу спрямят, и будет мини-авианосец, где будут лихо взлетать специализированные противокорабельные БПЛА, новейшие самолеты вертикального взлета, да радарные кукурузники 21 века с дирижаблями....

    А выходит пока по анекдоту. " ну не шмогла я, не шмогла...."

    Радует, что ИМХО, это тоже дезинформация. Уродский нос, футуристические диспетчерские, выступ вбок на надсторйке и прямоугольные выступы/вырезы недалео от носа на корпусе явно не к месту.
    1. 0
      19 августа 2022 10:25

      может автору для начала нужно было вставить новое фото и уже проводить сравнение?а то выходит что статья ради статьи и не о чем.и да,как раз новый проект ближе к "современным УДК" чем ранняя версия
      1. -2
        20 августа 2022 10:44
        Блин, а мы с главредом то и не догадались фото вставить....
        Вот только фото эксклюзивное и защищено авторским правом.
  5. +1
    17 августа 2022 00:30
    Видимо о су75 с уквп можно забыть.
    1. 1_2
      0
      17 августа 2022 11:31
      Борисов говорил что разрабатывают СВВП, мне кажется он самый вменяемый в правительстве, его бы премьером назначить...но Царю виднее конечно, все-таки 20 лет совмещает работу начальника отдела кадров правительства РФ
  6. 1_2
    0
    17 августа 2022 11:25
    Маржецкий можешь спать спокойно, ширины ( заузили надстройку) и длины палубы хватает для взлета миг29, надо только присобачить трамплин и натянуть тросы)), . но думаю ничего этого делать не будут, будет гемор с посадкой( чтобы сесть надо будет освободить палубу, или ждать когда взлетит самолет) скорее всего будут строить на корпусе УДК небольшой авианосец Варан, чтобы пугать папуасов, лучше бы эти бабки направили на строительство апл Арктур



    1. 0
      20 августа 2022 10:47
      Маржецкий можешь спать спокойно, ширины ( заузили надстройку) и длины палубы хватает для взлета миг29, надо только присобачить трамплин и натянуть тросы)), . но думаю ничего этого делать не будут, будет гемор с посадкой( чтобы сесть надо будет освободить палубу, или ждать когда взлетит самолет) с

      Это просто нереально. На УДК могут эксплуатироваться только СКВВП - короткий взлет и вертикальная посадка.

      скорее всего будут строить на корпусе УДК небольшой авианосец Варан, чтобы пугать папуасов

      Ну, как может в одном предложении сочетаться сразу столько глупостей...На базе УДК строить Варан, папаусы...
      УДК и авианосцы - это корабли разных классов, несмотря на внешнюю схожесть. УДК не может вести полноценные воздушные бои, это просто большой транспортник с опцией под небольшое авиакрыло. Его крыло может только оказывать поддержку десанту или вести ПЛО.
  7. 0
    17 августа 2022 12:38
    И вот на Международном военно-техническом форуме «Армия-2022» появился новый макет УДК, который удивил еще больше, чем прежний. Познакомиться с эксклюзивными фотографиями можно по ссылке.

    - я вас немного разочарую... этому макету уже скоро год и ничего нового там нет.
    https://topcor.ru/23263-strojaschiesja-udk-v-krymu-pervymi-poluchat-sekretnye-vertolety-minoga.html
    1. 0
      20 августа 2022 10:48
      Ой, и что же там скрывается под ссылкой...
  8. 0
    17 августа 2022 22:42
    Каждому солдату по очень грозной разработке чтоб боялись чтоб не насмехались
  9. 0
    30 августа 2022 05:25
    Надо дождаться проекта, а не гадать на макете! Многие хотят увидеть, супер универсальный корабль. Это- десантный корабль, а не авианосец. Все мечтают о самолетах на этом корабле. Где, их размещать, если подпалубное пространство на десантных кораблях отдаётся боевой технике и расположенным в доке плавсредства для загоризонтной доставки техники и л/с на берег. Есть, вертолеты. От надстройки не избавиться. У неё свои универсальные функции. Но, ещё раз нужен проект. Мы, все диванные эксперты, а не действующие спецы!