Новая Морская доктрина: какими могут быть первые российские авианосцы

39

Озвученная накануне, в день Военно-морского флота РФ, новая Морская доктрина является документом огромной важности, поскольку определяет направление его развития на десятилетия вперед. Государство наконец определилось, нужны ли ему зарубежные военно-морские базы, авианосцы в частности и крупнотоннажные военные корабли в целом. И это радует.

Больше не «сухопутная держава»


Очень хочется надеяться, что обновленная Морская доктрина наконец положит конец всем этим откровенно безумным дискуссиям на тему того, нужны России авианосцы или нет. Одни на этой теме откровенно «хайпуют», строча статью за статьей, в которых с глубокомысленным видом утверждают избитые и давно неоднократно опровергнутые ложные тезисы о якобы ненужности авианесущих кораблей, набирая просмотры и прочитывания, другие, наслушавшись, за ними бездумно повторяют. В итоге, пока американцы, британцы, французы, испанцы, китайцы, японцы, южнокорейцы и турки строят авианосцы, укрепляя свои ВМС, в России эта сложнейшая тематика превращена в откровенный балаган.



Что еще хуже, теперь нападкам начали подвергаться даже не пресловутые авианосцы, а просто крупнотоннажные боевые корабли. Поводом для подобных инсинуаций стала трагическая гибель флагмана Черноморского флота РФ ракетного крейсера «Москва», предположительно, из-за попадания украинских противокорабельных ракет «Нептун». Происходит откровенная подмена понятий. Вместо того чтобы предъявлять обоснованные претензии тем, кто направил старый, не прошедший модернизацию корабль в одиночку к враждебному побережью с экипажем, который на учениях не обучался перехвату низколетящих ПКР, почему-то делается откровенно странноватый вывод, что крупные боевые корабли уже в принципе не нужны.

Понятное дело, России не нужны. Дескать, от малых суденышек «москитного флота» ПКР противника будут отскакивать, не причиняя им вреда, а то и вовсе промахиваться. Факт, что от размеров корабля напрямую зависит его боеспособность, напрочь игнорируется. Чем больше корпус, тем больше в него может уместиться ударных и защитных вооружений, это же логично, верно?

Итак, на вопрос о том, нужны ли России крупнотоннажные военные корабли и авианесущие в частности, Морская доктрина отвечает следующим образом:

Приоритетными направлениями судостроительного комплекса Российской Федерации являются <…> Обеспечение возможностей судостроительного комплекса Российской Федерации по строительству крупнотоннажных судов, в том числе современных авианесущих кораблей для Военно-Морского Флота.

Получается, все-таки нужны. С этого момента все споры на данную тематику можно считать просто неприличными.

Зачем России флот?


Надо понимать, что констатация факта о необходимости ВМФ РФ своих авианесущих кораблей еще не означает, что их тут же бросятся строить, да еще и в ущерб всему остальному. Нет, авианосцы для российского военно-морского флота сегодня не являются чем-то первоочередным по важности. Есть задачи куда более насущные. О том, что именно от ВМФ РФ напрямую зависит национальная безопасность нашей страны, прямо сказал накануне президент Путин:

Он способен молниеносно ответить всем, кто решит посягнуть на наш суверенитет и свободу.

Тут имеется в виду, что именно на Морскую компоненту завязано до 40% ударной мощи российской «ядерной триады». Стратегические атомные подводные лодки должны находиться на боевом дежурстве и быть готовыми в любой момент нанести ответно-встречный ядерный удар по противнику, если тот решится на превентивный удар. Вот только безопасность развертывания наших ПЛАРБ давно вызывает массу вопросов.

Нужны многочисленные корветы и фрегаты ПЛО, тральщики, патрульные самолеты противолодочной авиации, подлодки-«охотники» на вражеские субмарины для прикрытия наших «стратегов» и так далее. Именно это является приоритетом, задачей, на решении которой необходимо сосредоточить, не распыляя, и без того невеликие ресурсы. Об этом и говорил накануне в своем обращении президент Путин:

Мы открыто обозначили границы и зоны национальных интересов России – и экономических, и жизненно важных, стратегических. Прежде всего это наши арктические акватории, воды Чeрного, Охотского и Берингова морей, балтийские и курильские проливы. Их защиту будем обеспечивать твердо и всеми средствами.

А вот когда Россия действительно надежно защитит свою ближнюю и дальнюю морскую зону и обеспечит устойчивость МСЯС, тогда можно всерьез задуматься о зоне океанской, для чего, собственно говоря, и нужны авианесущие корабли.

Чтобы не соврать, стоит перечислить обозначенные в Доктрине национальные интересы нашей страны в Мировом океане: сохранение за РФ статуса великой морской державы, развитие морского потенциала и укрепление обороноспособности России в Мировом океане, обеспечение гарантированного доступа к глобальным транспортным коммуникациям в Мировом океане, свобода открытого моря и безопасное функционирование трубопроводных систем по транспортировке углеводородов, осуществление военно-морской деятельности в Мировом океане с целью обеспечения защиты национальных интересов РФ в Мировом океане и так далее. Очевидно, что никакому «москитному флоту», за который у нас так топят некоторые, выполнение подобных задач просто не по плечу. Когда потенциальные противники понастроили авианосных ударных группировок, без своих авианосцев и сети военно-морских баз за рубежом не обойтись.

Какие, как и когда?


Вопрос о том, какие именно авианосцы нужны ВМФ РФ, кто и где их будет строить и где они потом должны базироваться и обслуживаться, является очень непростым и весьма дискуссионным. Понятно, что авианесущие корабли нужны только на двух наших флотах – Северном и Тихоокеанском. По одному будет мало, поскольку периодически они должны становиться на ремонт и модернизацию, а значит, на этот период боеспособность КСФ и КТОФ будет значительно падать. Следовательно, оптимальным является решение о строительстве серии из четырех авианосцев, по два – на Северный и Тихоокеанский флоты. Соответственно, под них нужно будет построить необходимую береговую инфраструктуру. Плюс должны быть современные палубные истребители, корабли сопровождения, что-то надо решать с самолетом ДРЛОиУ или довольствоваться вертолетами.

Где строить такие огромные корабли? «Севмаш» занят заказами на подводные лодки на годы вперед. На керченском «Заливе» неспешно строятся два УДК проекта 22390, и пока никаких новостей оттуда не идет. Если российские войска все же дойдут до Николаева, тогда могут появиться варианты. На Николаевском судостроительном когда-то строили крупнотоннажные корабли, вплоть до крейсеров или линкоров, на Черноморском судостроительном – советские тяжелые авианесущие крейсеры, включая нашего «Адмирала Кузнецова».

Увы, но Черноморский судостроительный был сознательно разорен и в 2021 году прошел процедуру банкротства. Все его оборудование вывезли и порезали на металлолом, территорию предприятия планировали отдать коммерсантам. Восстановить его и вернуть обратно специалистов, конечно, можно, но это потребует времени и серьезных инвестиций.

Какие именно авианосцы нужны ВМФ РФ?


Идеальным вариантом было бы построить что-то вроде АТАВКР «Ульяновск» с водоизмещением в 70-80 тысяч тонн, на атомном ходу и с катапультами для взлета. Вопрос в том, справятся ли отечественные судостроители с подобной амбициозной задачей, давно утратив соответствующие компетенции и не имея подобного опыта?

Крайне велики шансы, что такой технически сложный проект превратится в долгострой, и от момента закладки до введения в строй первого отечественного полноценного авианосца уйдет лет 15, а то и все 20. В связи с этим хотелось бы предложить обратиться к опыту КНР и Индии в строительстве кораблей подобного типа, которые избрали эволюционный путь.

Так, Китай использовал купленный у Незалежной ТАВКР «Варяг» в качестве учебного корабля под именем «Ляонин», подготовив на нем своих палубных пилотов и технический персонал. Следующим шагом стало самостоятельное строительство первого китайского авианосца тип 002 «Шаньдун». Это увеличенная по размерам и глубоко модернизированная версия старого советского проекта. Авиагруппа по сравнению с «Ляонином» выросла, но взлет по-прежнему осуществляется при помощи трамплина. На этом китайские товарищи не остановились и недавно спустили на воду свой второй авианосец полностью отечественной постройки.

Авианосец тип 003 «Фуцзянь» представляет собой значительный прорыв, если сравнивать его с предшественниками. Полное водоизмещение достигает уже 80 тысяч тонн, вместе с ним увеличилась и авиагруппа. На палубе сможет размещаться спокойно минимум 40 истребителей, не считая вертолетов, самолетов ДРЛОиУ и транспортных. Взлет, в отличие от «Шаньдуна» с его трамплином, будет осуществляться при помощи трех электромагнитных катапульт, что необходимо для тяжелых самолетов. Однако силовая установка «Фуцзяня» по-прежнему остается обычной. Атомным будет уже следующий, третий по счету китайский авианосец, который должен сравняться по возможностям с американскими конкурентами.

Что мы видим? Поднебесная не стала сразу же связываться с аналогом «Нимитца» или «Джеральда Форда» и пошла по эволюционному пути, набивая шишки, постепенно устраняя ошибки и недочеты по ходу дела. Так же действует и Индия, которая наконец вымучила свой первый легкий авианосец национальной постройки «Викрант». Только после этого Нью-Дели готов взяться за свой второй, уже тяжелый авианосец с водоизмещением в 65 тысяч тонн, оснащенный электромагнитными катапультами, «Вишал».

Логика и здравый смысл подсказывают, что России, давно утратившей многие судостроительные компетенции, не стоит идти своим «особым путем», а лучше применить чужой опыт. Вместо того чтобы сразу же хвататься за обновленную версию атомного катапультного «Ульяновска», под который пока нет даже палубного самолета ДРЛОиУ, первым в серии целесообразно построить увеличенную копию индийского «Викранта» водоизмещением в 40-45 тысяч тонн, взлетным трамплином и обычной силовой установкой. Второй авианесущий корабль в серии должен вырасти до 55-60 тысяч тонн и получить уже электромагнитную катапульту. К тому времени, как он будет спущен на воду, уже может появиться палубный самолет ДРЛОиУ. Третий и четвертый авианосцы в серии должны увеличиться до искомых 75-80 тысяч тонн водоизмещения, получить полноценное авиакрыло и атомную силовую установку, которая позволит российским АУГ действовать в Мировом океане.

Эволюционный путь развития, в отличие от «особого», может дать гарантированный результат при наиболее рациональном расходовании ограниченных ресурсов.
39 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +5
    1 августа 2022 12:47
    Вообще, ни в советские ни в российские времена никто особо не отрицал необходимость мощного флота с авианосцами.
    Проблемы начинались при подсчёте денег, необходимых на это великолепие.
    И именно деньги, а не "тупизна" руководства оставляла СССР без авианесущего флота до середины 70ых.
    Возвращаясь же к настоящему... да, было бы здорово иметь 7-10 АУГ, с истребителями 5ого поколения и кучей баз для них по всему глобусу.
    Вопрос в том, откуда взять деньги.

    З. Ы. : Об авианосцах очень любят вспоминать в связи с СВО. Но мы ведь все в курсе, что у них есть некоторые проблемы с толкованием конвенции Монтрё? Иначе говоря, очень многое зависит от Турции. Захочет пропустит, не захочет- может и не пропустить (формальные поводы есть). Или, ещё интереснее - пропустит и не выпустит обратно.
  2. -4
    1 августа 2022 13:25
    Если прислушаться к Вам, то зачем нам крупнотоннажный флот. Может пересядем на галеры? Имея, в своё время, такое мнение флотоводцев - мы упустили момент. А вот результат - мы не смогли провести десантную операцию под Одессой. Без воздушного прекрытия и разведки - это было бы смертоубийство.
    1. +2
      1 августа 2022 16:08
      еще в начале СВО людьми с высшим военным а не юридическим образованием было сказано - одессу брать не будут. стратегического значения она не имеет. свидетели секты - бабуин тоже человек могут мечтать до последнего бабуина. бабуинов там еще много.
  3. +3
    1 августа 2022 13:42
    Всё это конечно хорошо, но существующая экономика не потянет создание и эксплуатацию даже двух АУГ...
    1. +4
      1 августа 2022 14:12
      Ну украденные 300 миллиардов же потянула. А если бы эти украденные деньги вместо вражеских банков вложили бы в ВПК, то пользы больше было ведь это рабочие места.
    2. +1
      1 августа 2022 16:11
      против кого эти АУГ? ядерных держав? а банановых колоний у России нет где можно ими оперативно навести порядок.
  4. +5
    1 августа 2022 13:48
    Цитата: Монаx
    вот результат - мы не смогли провести десантную операцию под Одессой. Без воздушного прекрытия и разведки - это было бы смертоубийство.

    Точно.
    Дело именно в отсутствии воздушного прикрытия (из Крыма-то лететь аж на 100-150 км больше, чем с гипотетического АВ).
    А так у нас и с тральщиками и с ПВО/ПРО кораблями всё хорошо. И конечно же непосредственно десантные корабли достаточно современные и в достаточном количестве. Только АВ и не хватило.
    АВ это эффективное и мощное ядро ударного соединения. Не более. Что бывает с ядром соединения без соединения... все увидели на примере Москвы.
    И, повторюсь, всё это великолепие стоит денег. МНОГО денег. Причём денег ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ. Мы же не можем построить АУГ сэкономив на сухопутных войсках (надеюсь).
    А дополнительных денег пока хватило лишь на 4 Су-57. И на модернизацию т72 и бмп1, вместо армат и курганцев.
  5. +2
    1 августа 2022 14:01
    Учитывая сколько строились головные корветы и фрегаты последних проектов и что необходимы не только новые палубные самолёты, но и новые, более мощные корабельные двигатели, даже с сорокатысячными кораблями завязнем в долгострое. Хочешь-нехочешь, а придётся параллельно возвращаться к теме авианесущих атомных ракетных крейсеров на 15-20 тыс т ВИ со сквозной полётной палубой для бортовых беспилотников
  6. -1
    1 августа 2022 14:04
    Земля России похожа на русскую матрешку, в экзоскелете которой всегда слой за слоем проклинают развитие России. Черное море, Средиземное море, незамерзающие порты.
  7. +1
    1 августа 2022 14:07
    Авианосец - это дорогая и брутальная игрушка мирного времени, служащая исключительно для демонстрации военной и промышленной мощи государства. В случае начала войны они, как первоочередные цели, будут немедленно уничтожены и послужат украшением стола Нептуна вне зависимости от наличия/отсутствия ПВО/ПРО. Так нужны ли они России? Несомненно, нужны. Здесь, как в спорте - культуристы (не люблю импортное слово "бодибилдер") показывают, что можно построить из человеческого тела, а гимнасты демонстрируют возможности человеческого тела. Т.е. крупнотоннажный тяжелый авианосец - это культурист, показывающий, что может страна, это то, чем меряются взрослые политики. И России таки стоит показать, на что способна её промышленность и военная мощь. Но особой необходимости в строительстве этих игрушек всё-таки нет, потому и строительство их будет идти ни шатко, ни валко.
    Кстати, о строительстве. Если удастся восстановить судостроительные гиганты в Николаеве, то только это сможет в большой степени оправдать присоединение Северного Причерноморья к России. Этот регион вполне способен не только себя прокормить, но и обеспечить очень многим необходимым всю страну.
    1. 0
      1 августа 2022 16:15
      спустя 30 лет разрухи и воровства в какляцком николаеве ценность представляет только порт и то после очистки от мусора и возможно углубления. все остальные ресурсы, включая "человеческие" только на свалку.
      1. +1
        1 августа 2022 21:17
        Вы уж не говорите нет или никогда, обстоятельства изменяются , а отстороить, да ещё лучше, с новым наполнением,. почему нет, тому пример Керчь, Феодосия... А Николаев еще при Империи была главной судостроительной единицей на юге, там только броненосцы строились... А сегодня для РФ авианосцы не решимая задача, примером Адмирал Кузнецов так полностью незадействован, работал простым крейсером, с авиакрылом, практически как обузой, (в Сирии всё авиакрыло работало с полевых аэродромов)...
  8. -2
    1 августа 2022 14:20
    Какими-какими? Китайскими! И только...
  9. +8
    1 августа 2022 14:36
    уважаемый автор с одной стороны верно пишет, что ни возможностей ни компетенций, ни денег на авианосцы нет, но опять топит за никому не нужный нашей континентальной державе авианосец...... во первых автор преждевременно купился на лозунги провозглашенные доктриной с целью пиара и не имеющих практического смысла.... во вторых в доктрине никак не упоминаются авианосцы!!!!!!.. и это правильно! все адекватные специалисты ВМФ понимают что они нам не нужны и невозможны в реальных условиях РФ. Бюджет, верфи, инфраструктуре их не потянет.... Авианесущими являются не только авианосцы, а УДК, БДК корветы и фрегаты тоже, доктрина хитро использует этот термин, чтобы фанаты авианосцев были довольны, но строить их никто не планирует в здравом уме... доктрина безусловно урезает сферу наших интересов прибрежными морями, трубопроводами, Арктикой.. ничего нет в доктрине по Африку или Латинскую Америку, где бы пригодился ненужный и уязвимый АВ, доктрина констатирует существующее положение вещей и ясно указывает на подавляющею важность именно АПЛ и особенно РПКСН как основу ВМФ, констатация факта сохранения базы в Сирии никак не влияет на АВ. Утверждение автора что якобы корабли третьего ранга не справятся с охраной сухогрузов и трубопроводов в закрытых морях, беспочвенно и прошу доказать , ...... все задачи указанные доктриной, в том числе в Средиземном и Красном море решаются кораблями третьего ранга, а на океанах фрегатами и подлодками. Кроме основной заявленной задачи ВМФ которая решается РПКСН. Фантазии автора про четыре АВ, оставлю без обсуждения как несбыточные и пустопорожние.
    1. 0
      1 августа 2022 16:10
      Но все-таки (естественно, при наличии желаний и возможностей) пару таких игрушек можно построить (именно, построить) самостоятельно и исключительно в целях демонстрации возможностей. Естественно, никакого строительства таких кораблей в количествах и масштабах, сравнимых с США (и даже прогнозируемых автором), ни в обозримом будущем, ни в дальней перспективе быть не должно.
  10. +6
    1 августа 2022 15:05
    Какие именно авианосцы нужны ВМФ РФ?

    А почему бы на особо опасных направлениях, например, в Тихом океане не построить вместо авианосца хороший аэродром на российских островах? Денег на это уйдет меньше, непотопляемость намного выше, охрану тоже можно напичкать оружием. Зато какой эффект против Японии или США например. В радиусе 500 км железно можно контролировать внешний периметр, а остальные 500 км достать с воздуха ракетами. Это будет не хуже авианосца.
    1. +1
      1 августа 2022 16:16
      Цитата: Буланов
      Зато какой эффект против Японии или США например

      Никакого.
      До Штатов с Курил не достать. До их баз в Тихом океане не достать. Строить аэродромы дальше Курил - ещё то удовольствие, а если принять во внимание неимоверные трудности с логистикой, то задумка превращается в чистой воды садо-мазо. Япония в обозримом будущем никому не противник.
      1. +2
        1 августа 2022 16:57
        Цитата: k7k8
        Япония в обозримом будущем никому не противник.

        ВВС Японии порядка 200 ф15 и 20 ф35 (ещё 40 заказаны).
        Это больше, чем у нас на ДВ было до СВО (а с её началом часть авиации наверняка и с дв взяли).
        ВМФ Японии
        4 вертолетоносца
        10 ракетных эсминцев. Водоизмещение каждого 8-9 тыс тонн (москва, например, "весила" 11 - так, для понимания, что это за "эсминцы").
        28 эсминцев по 4-6 тонн.
        24 подводные лодки.

        Тихоокеанский флот РФ как ни крути СУЩЕСТВЕННО слабее.
        1. Ну что вы нагнетаете? Попросим Японию подождать немного. И наклепаем мощный флот. Быстренько обучим экипажи. Подтянем авиацию. И если японцы неожиданно начнут использовать и пехотные части - отправим две бригады на Восток. То есть победа будет за нами, без вопросов.

          Я то (по глупости) считаю, что с Японией Россия будет воевать ядерным оружием. Но умные люди говорят что будем воевать флотом. Спорить не могу - там три диплома о высшем образовании и морской кортик в придачу.
    2. 0
      1 августа 2022 22:03
      на Камчатке есть авиабаза, ее нужно развивать, а на курилах сложно и нет особой необходимости
  11. +1
    1 августа 2022 16:07
    на николаевском судостроительном только линкоры типа бисмарка строить... там все на чермет пускать можно. и работать кто будет? последний "специалист" там выпустился более 30 лет назад.
    1. +2
      1 августа 2022 22:30
      Лет наверное 15-20 назад ставили на вооружение "Тополь". Так, чтоб склеить корпус для неё разыскивали по всем рынкам уволившихся специалистов, поскольку наличные не смогли это сделать. Это к компетенциям. А 30 лет - это всё. Это гроб. Начинай сначала.
      1. +1
        1 августа 2022 22:42
        Прекращайте читать и пересказывать страшилки, не имеющие ничего общего с действительностью, на ночь
  12. +3
    1 августа 2022 16:14
    Доктрина вещь такая, которую можно менять по мере необходимости. Сейчас попугать кого то, или обьяснить, что с оружием все в порядке.
  13. +1
    1 августа 2022 16:31
    Именно это является приоритетом, задачей, на решении которой необходимо сосредоточить, не распыляя, и без того невеликие ресурсы.

    Фраза, в которую упирается всё в этой статье!
    Во-первых, неужели так уж критически невелики эти "невеликие ресурсы"? В нашей стране много чего нет, но того, что нужно для безбедной жизни государства - с избытком. Нефть, газ, вода, полезные ископаемые, люди, то есть всё, что нужно.
    Второе - что значит "не распыляя"? Не распыляя на что? Если на воровство и оффшоры - тогда так и надо писать! На всё остальное хватит с избытком, даже на авианосцы! Было бы желание, как говорится. Да, для этого придётся вспомнить некоторые заслуги социализма, как, например, образование, здравоохранение, фундаментальную науку, детские сады, школы, ясли, сделать так, чтобы бабы опять начали рожать детей, чтобы население ежегодно прибывало на один миллион в год, а не уменьшалось на тот же миллион, как сейчас. Чтобы детей опять начали учить работать на фрезерных и токарных станках, чтобы было восстановлено среднее специальное образование, техникумы и ПТУ, чтобы было кому РАБОТАТЬ на строительстве и проектировании этих злосчастных сказочных авианосцев!
    Вы спросите, как скоро мы за всё это возьмёмся?
    Правильно спросите.
    Ответ: НИКОГДА!
    Во всяком случае, пока в России не будет с корнем выкорчевана система махрового, антилюдского капитализма, у нас в государстве будет действовать наш основной инстинкт: ВОРОВАТЬ!
    Как правильно говорил наш знаменитый юморист Трушкин, нам надо менять наш основной инстинкт...
    1. +1
      1 августа 2022 22:00
      на авианосцы не хватило даже у СССР
  14. Авианосцы нужно срочно строить. Шесть, а лучше девять штук.
    Чтобы в Азовском море все было под контролем. И на Балтике обязательно пять штук. Естественно со всей положенной свитой. Будем демонстрировать всему миру член, ой, хотел сказать флаг. Чтобы все четко знали - денег у нас куры не клюют. И если надо построим или закажем в Китае еще 120 боевых кораблей, начиная от авианосца и кончая водным велосипедом.
    А всякие там операции на суше нужно отменить, чтобы они не отвлекали нас от покорения морей и океанов. Лучше пошлем наш флот к берегам Новой Зеландии, чтобы местные жители не думали. что находятся в безопасности.
    Надо завтра, край послезавтра, провести всероссийский референдум на котором единогласно признать главную цель российского общества - построение самого могучего флота мира. Эта идея станет главной идеологией нашего государства. Американцы умрут от зависти.
    1. +1
      2 августа 2022 21:49
      Цитата: Эксперт_Аналитик_Предсказатель
      пошлем наш флот к берегам Новой Зеландии

      И подарим аборигенам. Это будет полный разгром ихней экономики и государственности. good
      1. А и подарим. Нам что жалко что-ли? Еще настроим. Больше и лучше.
  15. +5
    1 августа 2022 18:16
    Импортозамещение и технологическая независимость, авианосцы, военные базы за границей, космическая станция, освоение Луны, Марса - не надорваться бы.
    1. Инопланетяне нам помогут. И войдут в рублевую зону.
    2. +1
      1 августа 2022 23:47
      и межпланетный шахматный турнир, Луна-Марс-Васюки Масква!
  16. +5
    1 августа 2022 19:59
    о господи, опять свидетели секты авианосца повылазили.. вот об этом я и говорил, когда указывал на их вредительскую роль еще пару лет назад - когда еще кому-то все это казалось бесполезным и безобидным интернет-трепом. но мы знаем, как в нашей стране порой делается "высокая аналитика" в госструктурах - генерал дает задание полковнику, тот майооу, и в результате все опускается до студента-срочника, умеющего пользоваться гуглем. к сожалению, в последние годы этот гугль выдавал следы жизнедеятельности маленькой, но крайне буйной Секты Свидетелей Авианосца (в свою очередь, являющейся составной частью Приверженцев Морских Мрiй).
    результат всех этих процессов - бессмысленная трата крайне ограниченных, даже убогих, ресурсов, на абсолютно бесполезные чрезвычайно дорогостоящие проекты. И это в то время, когда истекающей кровью армии не хватает самого необходимого, элементарного, того что в наше время есть даже у стран типа Ирана!
    Мда. Пожалуй, работники украинского ИПСО могут сегодня хлопнуть бутылку шампанскогь. Как и их слабоумные добровольные помощники из России.
    1. +1
      2 августа 2022 21:59
      Статью писал Маржецкий.
      Он считает себя великим аналитиком
      1. 0
        7 августа 2022 15:34
        Ну у мужика хоть свои мозги а вот у Вас ????????
  17. +5
    1 августа 2022 23:45
    Сны и сновидения, мечты о защите дальних рубежей Родины, когда в это время бомбят ближние рубежи, Белгородскую, Курскую области это еще не считается войной, это всего лишь спецоперация!
    1. Вы ничего не понимаете в политике высшего полета.
      Стоит нам начать строительство 27и авианосцев и оплатить Китаю поставку трех флотов наивысшего качества, как все-все-все нас начнут бояться и уважать. Папой клянусь!
      Все войны в мире прекратятся и ошарашенный мир будет наблюдать за этим строительством, раскрыв рты.
      Японцы будут массово сеппукировать. Американцы просить защиты от Турции. Сербия станет обратно Югославией. Доллар будет стоить 60 копеек.
  18. +2
    2 августа 2022 10:44
    Тут ключевая фраза:"Обеспечение возможностей судостроительного комплекса".
    В необходимости постройки авианосцев сомнений у властей не было, как и возможностей, как финансовых, так и технических, да и были более важные цели и задачи для обороноспособности страны. Но ведь и огромные танкеры к примеру тоже надо где-то строить, СВОИ, они тоже очень важны, как показало время. Крымнаш стал и, стали там потихоньку строить по возможностям авианесущие корабли. Суть, в расширении крупнотонажного судостроения, так как запросы и заказы на крупнотонажное судостроение есть, а вот возможностей пока крайне мало.
  19. Комментарий был удален.
  20. -2
    3 августа 2022 05:04
    Ну и кто будет оплачивать сей банкет? Российские бедолаги-пенсионеры?....