Dream Chaser: украли ли американцы советскую идею?

1
Многоразовый шаттл Dream Chaser может стать новой космической революцией: он будет не просто многоразовым, но еще и дешевым. Но это в теории.


Шаттлы как предчувствие



Сама по себе идея многоразового использования космических компонентов — очень богатая: созданная компанией SpaceX тяжелая ракета Falcon 9 это подтверждает. Увы, многоразовым космическим кораблям не повезло. Если кратко, сама концепция появилась не в то время не в том месте. И американский «Спейс шаттл», и советский «Буран» не были плохими кораблями. Просто они получились дорогими и сложными. Дело в том, что оба аппарата создавались с оглядкой на военное применение. В теории их могли использовать для вывода на орбиту боевых лазерных комплексов или похищения спутников врага. Деньги на гонку вооружений в годы холодной войны никто не считал, поэтому экономичность во многом была условной.

В конечном счете, специалисты пришли к выводу, что многоразовые челноки не имеют преимуществ на гражданском поприще. Их репутация была сильно подпорченной, ведь даже старые «Союзы» оказались намного дешевле. Программу «Буран» закрыли в 90-е, а «Спейс шаттл» выполнил последний запуск в 2011 году. Однако, согласно здравой логике, рано или поздно человечество должно было вернуться к многоразовым космическим кораблям. Только сделаны они будут уже с учетом новых требований экономии.


Dream Chaser: дешевый, многоразовый, чужой

Dream Chaser разрабатывает SpaceDev — подразделение компании Sierra Nevada Corporation. Перед нами сильно уменьшенный «Спейс шаттл»: корабль имеет массу одиннадцать тонн, а его длина составляет девять метров. Заявлено, что корабль будет перевозить до 5,5 тонны на станцию и возвращать на Землю до 2 тонн. В пилотируемой версии Dream Chaser сможет доставлять на орбиту до семи человек: для сравнения, в «Союзе» помещаются только трое.

Сам корабль стал частью амбициозной программы NASA под названием Commercial Orbital Transportation Services: ее целью является снабжение МКС. У Dream Chaser были конкуренты. На каком-то этапе, перспективные частично-многоразовые аппараты выглядели настолько уверенно, что многие поспешили «похоронить» многоразовый корабль. Но не тут то было. В начале года стало известно, что компания Sierra Nevada Corporation получила разрешение на запуск Dream Chaser на МКС в 2020 году. Аппарат, как ожидается, будет запущен с помощью ракеты-носителя Atlas V. В апреле 2018-го появилась информация, что Sierra Nevada собрала часть корпуса космоплана, с тех пор компания только развила прогресс. Роскосмос может только позавидовать темпам «частников». Впрочем, не будем о грустном, лучше постараемся понять, откуда возникла сама концепция Dream Chaser.


«Раньше всё было…»

Не успели американцы представить концепцию Dream Chaser, как на просторах Рунета принялись активно обсуждать «плагиат». Мол, корабль возник не сам, по себе, а на основе старого проекта HL-20, который, в свою очередь, создан на базе космоплана серии БОР (беспилотный орбитальный ракетоплан), разработанного как содействие программе «Спираль». Доля правды в данной точке зрения присутствует, но вопрос требует более детального рассмотрения. Система «Спираль» и правда активно создавалась в советские годы. Она состояла из орбитального самолета и гиперзвукового самолета-носителя. Космоплан хотели выводить в космос, используя технологию воздушного старта — в этом случае запуск космического аппарата с высоты нескольких десятков километров.

«Спираль» свернули еще в 60-е, хотя потом частично восстановили. Выполненный в рамках нее орбитальный самолет породил целое семейство любопытных космопланов, которые запускали уже в рамках программы «Буран». Так, в 1980 году стартовал спутник БОР-4С, а последний запуск аппарата этой серии произвели в 1984 году. Важно отметить, что данные беспилотные орбитальные ракетопланы запускали не методом воздушного старта, а при помощи ракеты-носителя «Космос-3М». Это обстоятельство роднит их с Dream Chaser, который, как уже отмечалось, тоже стартует при помощи ракеты-носителя. Также американский аппарат и БОР-4 похожи чисто визуально. Но на этом сходства заканчиваются.


Прежде всего, следует сказать, что родословную Dream Chaser, HL-20 и космопланов серии БОР правильней всего вести с американской аэрокосмической системы X-20 Dyna Soar: «Спираль» создавали именно в качестве ответной меры, подобно тому, как «Буран» был ответом на заокеанский «Спейс шаттл».

Еще в далекие 50-е годы США видели X-20 в качестве пилотируемого космического перехватчика/разведчика/бомбардировщика. Американцы рассматривали разные варианты системы, однако не один из них не был воплощен в жизнь, а проект закрыли сразу после начала строительства. Здесь важно отметить еще один, пожалуй, даже более значимый аспект. Если X-20 Dyna Soar и «Спираль» видели в качестве боевых комплексов, то Dream Chaser, по всей видимости, должен стать исключительно мирным космолетом. Само по себе это делает его принципиально отличным от космопланов холодной войны, ведь такой аппарат должен быть не только надежным, но также экономичным и комфортным (если говорить о пилотируемой версии).

В целом же, у Dream Chaser и аппаратов серии БОР разные возможности, разное назначение и разные габариты. Это относиться и к Dyna Soar, а значит, говорить, что Sierra Nevada Corporation «украла» одну из старых разработок некорректно. Dream Chaser можно назвать вполне самобытным космическим кораблем, хотя и создававшимся с оглядкой на более ранние космические аппараты, в том числе — советские.


Отдельно стоит сказать о перспективах самого Dream Chaser. Они выглядят весьма туманно, что связано с сильной конкуренцией со стороны таких новинок, как Dragon V2. Можно почти не сомневаться, что последний появиться раньше. На момент ввода в эксплуатацию мини-шаттла, «Дракон» сможет эффективно решать стоящие перед ним задачи. Получится ли у SpaceDev сделать свое детище дешевле конкурентов? Это мы узнаем лишь со временем: гарантий здесь никто не дает.
1 комментарий
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. -1
    25 сентября 2018 10:33
    главное- реализация идеи.