Широкофюзеляжный лайнер CR929 улетит в Китай, а Россия останется с Ил-96-400

35

Оказавшись в условиях «воздушной блокады» без возможности покупать новые авиалайнеры западного производства и обслуживать уже приобретенные, Россия была вынуждена вспомнить о еще советских проектах самолетов. Вторую молодость переживают среднемагистральный Ту-214 и дальнемагистральный Ил-96, которые будут производиться по 8,75% и 2 лайнера в год, соответственно. Возникает закономерный вопрос, а что теперь будет с совместным российско-китайским дальнемагистральным лайнером CR929, в который Россия обязалась вложить порядка 10 миллиардов долларов?

Дорогой «подарок»


Перспективный дальнемагистральный лайнер CR929 считается одним из самых удачных примеров российско-китайского экономического сотрудничества. В кои-то веки от нас потребовались не природные ресурсы, а серьезные технологии. Пекин крайне заинтересован в создании собственной авиастроительной отрасли и немало в этом преуспел. Однако разработка широкофюзеляжных лайнеров и сверхмощных силовых установок для них – это высший пилотаж, который под силу всего нескольким передовым державам. Благодаря наличию советского опыта и наработок по Ил-96, Россия была приглашена к участию в китайском проекте на паритетных началах.



Всего в его рамках будет создано три версии широкофюзеляжного лайнера: базовая CR929—600, младшая — CR929—500 и старшая — CR929—700, которые смогут перевозить от 230 до 320 пассажиров, в зависимости от комплектации. В одной из модификаций в самолет можно будет впихнуть до 440 кресел. Дальность полета российско-китайского лайнера должна составлять от 12 до 14 тысяч километров. Потребности авиационного рынка Поднебесной в следующие двадцать лет оценивается примерно в 1000 самолетов данного класса, поэтому с коммерческой точки зрения у проекта есть хорошие перспективы.

Доля России в этом совместном предприятии составляет 50%. Совокупный объем необходимых вложений составляет от 13 до 20 миллиардов долларов. Основное производство будет развернуто в Китае, наша страна будет поставлять только композитные крылья и в перспективе – двигатели ПД-35, о чем мы еще подробно поговорим далее. Инжиниринговый центр по понятным причинам находится в России, и у нас на руках останется свой комплект технической документации на самолет.

На первый взгляд, все действительно неплохо. Предоставив свои технологии, Россия получает через совместное предприятие доступ на гигантский внутренний рынок Китая и долю в 50% от сбыта 1000 лайнеров. Однако есть в этом деле и свои подводные камни. Так, в 2019 году в СМИ попала информация, что с нашими китайскими партнерами возникло непонимание о том, где именно будет сертифицироваться лайнер, то есть, чьим де-юре он будет считаться, а также с той стороны звучало предложение развести продажи самолетов китайского и российского производства. Иначе говоря, может появиться два CR929, китайский и российский, и судьба у них очевидно будет разной.

Китайская версия CR929 имеет гарантированный рынок сбыта в 1000 самолетов, а внутренний рынок России в данном сегменте оценивается в разбросе от 50 до 120 лайнеров в ближайшие два десятилетия. Мягко говоря, несопоставимо. При этом у Пекина изначально будет вся производственная база, за исключением, разве что, крыльев и двигателя, а в нашей стране все придется создавать с нуля. И это ради сбыта 50-120 широкофюзеляжных лайнеров? Что до выхода этого самолета на мировой рынок, то перспективы тут совсем туманные.

Во-первых, нас там сейчас не ждут.

Во-вторых, Boeing и Airbus вполне официально заключили между собой перемирие для борьбы с «китайской и российской угрозой».

В-третьих, даже в самом лучшем случае российским CR929 придется столкнуться с точно такими же CR929 китайского производства, которые объективно будут дешевле из-за более высоких объемов и скорости сборки в КНР и меньших издержек.

Будем реалистами, ничего хорошего в такой конкурентной борьбе нам там не светит. По факту, Россия просто «подарила» Китаю широкофюзеляжный лайнер «под ключ». Мы берем слово в кавычки только потому, что есть доля в совместном предприятии в 50%, которая дает основания надеяться на возвращение 10 миллиардов долларов, что еще придется вложить, чтобы у китайцев появился свой CR929.

Еще одной гарантией от недобросовестного «кидка», если вдруг китайские партнеры решат снизить долю ОАК в СП или выкупить ее по сходной цене, является зависимость от поставок двигателей. Изначально лайнер планировалось создавать в международной кооперации, и в Пекине заглядывались на британский двигатель Rolls-Royce Trent 7000 и американский GEnx от компании General Electric. В перспективе их должен был дополнить российский ПД-35, ближе к концу десятилетия, которых планировалось произвести и поставить 600 штук до 2060 года.

Теперь очевидно, что ни Великобритания, ни США свои силовые установки в КНР поставлять не будут. Остается только наш ПД-35, которого пока нет «в железе», и перспективный AEF3500, который китайцы поспешно начали разрабатывать в последние несколько лет. Представитель китайской корпорации AECC CAE так описывает его характеристики:

Это турбовентиляторный двигатель с высокой степенью двухконтурности. Его главные характеристики — это низкое потребление топлива, малые выбросы вредных веществ, низкие шумовые характеристики, длинный жизненный цикл, низкие операционные затраты.

Звучит неплохо, но не факт, что у них все получится. Самостоятельно создать и серийно производить сверхмощный авиационный двигатель – это нешуточная проблема, простым копированием не отделаешься.

Итак, что мы имеем в сухом остатке. Есть перспективный CR929 с огромным китайским рынком сбыта, который объективно не может быть запущен без российских двигателей. Есть сама Россия, которая осталась без поставок лайнеров западного производства, но имеет прекрасный советский задел во всех рыночных сегментах и возобновила малосерийное производство среднемагистральных Ту-214 и дальнемагистральных Ил-96. Имея свой широкофюзеляжный лайнер, нет никакого смысла городить огород с локализацией у нас CR929.

Все, это объективно уже китайский самолет, который мы им почти «подарили». Чтобы кавычки действительно не пропали, необходимо максимально ускорить разработку и сертификацию сверхмощного ПД-35, чтобы начать поставлять его в Китай для производства CR929. Никаких совместных предприятий с локализацией их в КНР допускать нельзя – только продажа готовых двигателей в сборке! Тогда доля в 50% с продаж лайнеров точно никуда не уплывет.

Сами же мы будем летать на родных Ил-96-400, которые надо также ремоторизировать под ПД-35 и, возможно, снабдить композитными крыльями. Вся производственная и компонентная база для них имеется, серия будет постепенно расти. С двумя такими мощными современными силовыми установками вместо четырех ПД-90А модернизированный российский лайнер сможет составить реальную конкуренцию и западным, и китайским одноклассникам.
35 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. -3
    10 апреля 2022 16:34
    Не нужен он нам сейчас. Не до жиру. Некуда летать на нем.
    МС-21 и SSJ до ума б довести. Не распыляясь.
    1. 0
      10 апреля 2022 19:13
      Не нужен он нам сейчас.

      Да ладно. Зачем тогда по 2 штуки делать будут?

      МС-21 и SSJ до ума б довести. Не распыляясь.

      Да, а когда будет до жиру? Сколько лет самолет доводится до ума?
      1. -2
        10 апреля 2022 20:05
        Нам через пару-тройку лет не на чем летать внутри страны будет. Потому что А и Б закончатся, даже те что в качестве запчастей.
        А своих в нужном количестве еще не наделаем.
        При таком раскладе вкладывать сумасшедшие средства в дальнемагистральник, при том что практически все дальние маршруты нам закрыты - просто расточительство какое то...
        1. +1
          11 апреля 2022 06:40
          Вы статью вообще прочитали? Там никто не предлагает вкладывать сумасшедшие деньги. Ил-96-400 и компонентная база под него уже есть. ПД-35 и так разрабатывается
          1. 0
            11 апреля 2022 09:31
            Вообще прочитал, да.

            Сами же мы будем летать на родных Ил-96-400, которые надо также ремоторизировать под ПД-35 и, возможно, снабдить композитными крыльями. Вся производственная и компонентная база для них имеется, серия будет постепенно расти. С двумя такими мощными современными силовыми установками вместо четырех ПД-90А модернизированный российский лайнер сможет составить реальную конкуренцию и западным, и китайским одноклассникам.

            вот только ЭТО там про Ил-96-400
  2. 123
    0
    10 апреля 2022 16:48
    Имея свой широкофюзеляжный лайнер, нет никакого смысла городить огород с локализацией у нас CR929.

    Сами же мы будем летать на родных Ил-96-400, которые надо также ремоторизировать под ПД-35 и, возможно, снабдить композитными крыльями.

    По моему это похоже на самовнушение и уговоры. Мол давайте не будем, ну пожалуйста. Страшно ведь. Есть свой православный самолет и нового нам ни надо.
    А собственно говоря почему нет? В новом самолете китайская разработка:

    фюзеляж и оперение

    Российская разработка

    центроплан, консоли крыла с механизацией, авионика и система управления и двигатель.

    И почему его нельзя выпускать в России? Тем более если локализовать производство фюзеляжа и оперения у себя?
    Вы категорически против обновления модельного ряда авиалайнеров?
    С содроганием жду когда вы до автопрома доберетесь.
    ВАЗ-2107 и ГАЗ-31 наше все и другого не надо?
    Поймите, время не стоит на месте, техника развивается, уходит вперед, на месте стоять нельзя, так можно отстать навсегда. Значит для китайцев мы будем комплектующие производить, а сами ими воспользоваться не можем. Мы не достойны летать на новом самолете, в значительной части разработанный российскими инженерами и состоящий из российских комплектующих?

    Китайцы действительно сложный партнер, стремятся максимально сосредоточить производство у себя. Чем там закончатся переговоры не знаю, но причин отказываться от производства у себя в стране не вижу.
    Аргументы какие то иррациональные, похожи на комплексы и боязнь всего нового. Или это желание навязать ошибки которые журналистам можно будет десятилетиями критиковать и не остаться без работы? smile
    1. -3
      10 апреля 2022 19:11
      И почему его нельзя выпускать в России? Тем более если локализовать производство фюзеляжа и оперения у себя?
      Вы категорически против обновления модельного ряда авиалайнеров?
      С содроганием жду когда вы до автопрома доберетесь.
      ВАЗ-2107 и ГАЗ-31 наше все и другого не надо?

      Какой же вы болтун-демагог.

      Аргументы какие то иррациональные, похожи на комплексы и боязнь всего нового. Или это желание навязать ошибки которые журналистам можно будет десятилетиями критиковать и не остаться без работы? smile

      Мне вас жаль.
      1. 123
        +5
        10 апреля 2022 19:28
        Какой же вы болтун-демагог.
        Мне вас жаль.

        Железные аргументы good Раз это все что имеете возразить по теме, разрешите откланяться hi
        1. -1
          11 апреля 2022 06:42
          Чего мне вам возражать? Я написал ряд статей по теме, и все написанное в них осуществились. Осуществится и это.
          1. 123
            +2
            11 апреля 2022 10:13
            Чего мне вам возражать? Я написал ряд статей по теме, и все написанное в них осуществились. Осуществится и это.

            Можно конкретизировать ваш прогноз? Вы предсказываете что CR929 не будет выпускаться в России? Или что?
    2. -2
      11 апреля 2022 07:04
      И почему его нельзя выпускать в России? Тем более если локализовать производство фюзеляжа и оперения у себя?
      Вы категорически против обновления модельного ряда авиалайнеров?

      Это называется вредительство: когда есть свой серийно выпускаемый Ил-96, вкладывать миллиарды в локализацию самолета того же класса, на который невеликий рынок сбыта. Вы правильно боитесь возвращения СССР. Вас бы за такое привлекли к заслуженной уголовной ответственности, вслед за Погосяном и Ко.
      1. 123
        +1
        11 апреля 2022 10:23
        Это называется вредительство: когда есть свой серийно выпускаемый Ил-96, вкладывать миллиарды в локализацию самолета того же класса, на который невеликий рынок сбыта. Вы правильно боитесь возвращения СССР. Вас бы за такое привлекли к заслуженной уголовной ответственности, вслед за Погосяном и Ко.

        Вы принципиальный противник прогресса? Я правильно понимаю?
        А насчет СССР, вы знаете как появился Ту-22М? Создали новый самолет и сказали руководству что это так модернизировали Ту-22. Не исключаю что создателей могли и к уголовной ответственности привлечь. Похоже в руководстве сидели подобные вам замшелые ретрограды.
  3. +1
    10 апреля 2022 16:54
    пд-35 и компазиткрыло это самое передовое в китайском лайнере. это прекрасно понимают и в кнр. а вот более современную электронику в ил 96 впихнуть всегда можно.
  4. +3
    10 апреля 2022 17:00
    Как мне кажется, уже вторая паническая статья от автора за пару дней. Скажите спасибо, что боевая авиация РФ ни коим образом не зависит от иностранных комплектующих. Хотя те же американцы свой ф-35 не стесняются несколько размазать производство по сателлитам. В настоящий момент крылья и двигатели для широкофюзеляжного китайца это уже огромный успех для нашей промышленности и науки. А для внутреннего рынка РФ и РБ даже 12 Ил-96 в год будет поводом дырочку проколоть на лацкане. Ну и конечно, с учётом прошедших лет и перспектив, замутит какую-нибудь версию "НЕО".
    1. 0
      10 апреля 2022 19:08
      Как мне кажется, уже вторая паническая статья от автора за пару дней.

      Чего? Где паника? А какая была первая?

      Скажите спасибо, что боевая авиация РФ ни коим образом не зависит от иностранных комплектующих.

      Спасибо.

      Хотя те же американцы свой ф-35 не стесняются несколько размазать производство по сателлитам.

      А им каких санкций бояться?

      В настоящий момент крылья и двигатели для широкофюзеляжного китайца это уже огромный успех для нашей промышленности и науки.

      Кто спорит?

      А для внутреннего рынка РФ и РБ даже 12 Ил-96 в год будет поводом дырочку проколоть на лацкане.

      Несомненно.
    2. 0
      11 апреля 2022 01:39
      Китайцам нужны технологии, а не конкуренты. Они их масштабируют не только для пассажирских самолетов, а для всего остального, чего сделать пока не могут: сверхтяжелые транспортники (не зря пытались купить «Руслан» и «Мрию», но США хохлам продажу запретили), воздушные носители под свои «челноки» для ускорения освоения космоса и пр.
      Реально продавать все ещё уникальные технологии и настраивать полный цикл производства КИТАЙЦАМ может только идиёт. Они уже отбирают нашу долю рынка по вооружениям - из которых 80-90% это советские/российские НЕЛИЦЕНЗИОННЫЕ копии.
      Им конкуренты не нужны, им «идиёты» с технологиями нужны.
      Сейчас хороший момент из проекта выйти. Будут нужны запчасти - купят отдельно.
      1. +2
        11 апреля 2022 06:47
        Сейчас хороший момент из проекта выйти. Будут нужны запчасти - купят отдельно.

        В целом, да. Форс-мажор вполне себе. Пусть потом наши Ил-96 покупают. smile
  5. 0
    10 апреля 2022 17:46
    Были бы моторы, аэроплан под них спроворят быстрее, чем вам кажется. А с моторами проблема. Готовые вертолеты ка-226 и ансат ждут движок вк-800. Да и тв7-117 для илов допиливать нужно, люди погибли, а планеры сейчас все проектировать могут, для России это не самое актуальное. Будет готов пд-35, будет и планер, причем самый лучший.
    1. 0
      10 апреля 2022 19:09
      Были бы моторы, аэроплан под них спроворят быстрее, чем вам кажется.

      Мне ничего такого не кажется.
      1. 0
        21 апреля 2022 20:15
        Тоже правильно.
  6. 1_2
    +1
    10 апреля 2022 19:15
    скорее всего китайцы никакой фюзеляж не разрабатывали, весь самолет спроектирован в РФ, потому что они свой средний китай аналог а320 не проектировали, говорят его французы сделали. не доросли они пока ещё до гражданских самолетов, они только копировать могут, вот получат все документы тогда и будут клепать отодвинув РФ в сторону, как немецкие высокоскоростные поезда, послав немцев в одно место

    если Запад согласится продавать движки и если китайцы сами сделают композитное крыло,
    китайцы будут клепать копии на своей гос фирме, а СП с РФ обанкротят и закроют, и плевать они хотели, потому что РФ нужен крупный покупатель нефти и газа. чтобы этого не произошло надо беречь документы на важные узлы самолета, чтобы они не попали к китайской разведке
    1. 0
      11 апреля 2022 07:01
      скорее всего китайцы никакой фюзеляж не разрабатывали, весь самолет спроектирован в РФ, потому что они свой средний китай аналог а320 не проектировали, говорят его французы сделали. не доросли они пока ещё до гражданских самолетов, они только копировать могут, вот получат все документы тогда и будут клепать отодвинув РФ в сторону, как немецкие высокоскоростные поезда, послав немцев в одно место

      Не скорее всего, а точно наши самолет от и до проектировали на основе опыта по Ил-96.

      если Запад согласится продавать движки и если китайцы сами сделают композитное крыло,

      Запад откажется. Крыло легко сами сделают.

      китайцы будут клепать копии на своей гос фирме, а СП с РФ обанкротят и закроют, и плевать они хотели, потому что РФ нужен крупный покупатель нефти и газа.

      Этим в итоге дело и закончится.
  7. 0
    10 апреля 2022 23:54
    Совершенно уместное, взвешенное мнение автора во всём. История повторилась, думаю в очередной раз УЖЕ повторилась. Як-130, Як-141, Каскол, израильская авионика на миг-29, Антонов, Запорожье, snecma на Сухом, МИГ с китайцами, тысячи примеров того как современники просрали достояние накопленное отцами и дедами для потомков. Проснуться через 30 лет в том же месте, когда другие, бывшие позади, либо далеко позади оказались в нём же или впереди, не самое лучшее ощущение когда враги и мнимые доброжелатели заставляют тебя глазоньки то открыть. Понимание того, кто наши друзья, должно уже закрепиться в головах, ради будущего. А оно у мира только одно. У мира барыг, неизбежно переходящих грань убийства, будущего нет. А решение о рациональности того или иного решения не столь сложно принять, если исключить как фактор, чьи то персональные фин. интересы. Советский опыт прекрасно доказал эффективность, в том числе финансовую, пути преемственности конструкций, модернизации. 96й 204й ещё только в середине этого пути. МС и ССЖ его ещё не начали. Сухой в цейтноте, вызванном потерями из за эффективного менедж саботажа с французами в Рыбинске. И вот мнение предыдущего оратора 1_2 тоже обращает на себя внимание, как архиактуальное.
    1. -1
      11 апреля 2022 06:45
      Совершенно уместное, взвешенное мнение автора во всём.

      Спасибо на добром слове.
      Мне сейчас смешно читать потуги цифирки 123 мне оппонировать. Он и раньше писал в комментариях по теме авиации, но в итоге все, о чем я писал, сбылось. Сбудется и это. smile
      1. +1
        11 апреля 2022 23:23
        Как говорит мой прекрасный друг, Гагик Гарегинович Григорян, старый армянский сапожник - твои слова, да богу (Рогозину, Мантурову, Шойгу) в уши. Нам сложно объяснить любителям мифологии, (которые имеют мнение, потому что им мнится) что возобновление работ по готовым конструкциям с последующей модернизацией на основе современных достижений ЦИАМа, ЦАГИ (на которых кстати летает и боинг и аэробус), может Харьков скоро по гидравлике работать начнёт, по любому поднимет кадры на верхний уровень компетенций. Касаемо фин составляющей, смешно говорить о совместных работах с теми кому нам дать нечего, кроме микросхем. Мы в таком дерьме за 30 лет, отмыться бы. Сказки о СОИ раньше, о пятом поколении 30 последних лет на кого то до сих пор действуют. Они будут истерить пока Сухой не предоставит им что то похожее на аппарат именно из американского фантастического фильма. Технические и технологические детали им не важны, напрягаться лень. А ведь я вот с 89 года всем долб---м говорю: когда человеку лень узнать, что есть в его хозяйстве, он никогда не будет знать, что у него украли. Черномырдин - Гор и все 90е 10е тому пример. С китами сейчас как с Аэрмакки, вопрос распределения рынков как всегда становится сюрпризом, хотя вначале об этом надо было всё подписывать. Самодостаточность - наш единственный путь. Вроде уж сейчас то пора бы и понять. Было время разбрасывать бутылки, пришло время их собирать. Да боюсь что Homo Vulgaris могила исправит.
  8. +1
    11 апреля 2022 00:21
    Планирование авиаперевозок в условиях глобального мирового кризиса, который неизбежно затронет Китай - дело неблагодарное. Из модели авиаперевозок возникает потребность в моделях авиапарка. Вот то, что Китай, скорее всего, не получит западные движки - это так, и у нас есть шанс.
  9. 0
    11 апреля 2022 06:20
    У нас, как и прежде в СССР, превосходное оружие и транспорт со скоростью улитки.
    1. 0
      12 апреля 2022 13:36
      Они как пирожки пекут эсминцы, авианосцы... А у нас долгий, тяжелый труд построить корвет, фрегат...
  10. 0
    11 апреля 2022 10:55
    ПД-35, всё равно надо заканчивать, это мощный и экономичный движок, подойдёт на наш ИЛ-96-400, и Китайцем без Европейских и Американских движков деваться не куда.
    1. 0
      30 апреля 2022 23:46
      ПД-35 по любому нужно заканчивать потому что нам ещё новый транспортник на замену АН-124 делать. А перепроектировать четырёхдвигательный ИЛ-96 под два двигателя в два раза большей мощности невозможно. Перепроектировать придётся столько что это будет другой самолёт. Настолько что его и назвать будет в пору уже как то по новому а не старым названием.
  11. 0
    12 апреля 2022 13:34
    Они и без локализации разберут двигатель и сделают точно такой же но с китайским названием.Для этого у них есть все...
    1. 0
      18 января 2023 21:17
      он двигатель разберут и собрать потом не смогут. вы диванный воин что ли? изучите что такое современный авиадвигатель и как сложно его производить.
  12. Надо не на китайцев смотреть, а запускать в производство Ил-96, а то скоро на ишаках кататься будем!
  13. 0
    30 апреля 2022 23:29
    Имея двигатели и крылья (самые пожалуй сложные элементы конструкции самолёта) долго ли под них свой собственный фюзеляж "сочинить".
  14. 0
    7 июня 2022 07:41
    ИЛ 96-400 России еще ой как нужен!!!