От «Ориона» до «Охотника»: Как будет выглядеть воздушная война будущего

4

Что самое важное и ценное в боевой авиации? Конечно же, жизнь пилотов. Военных летчиков необходимо учить годами, потеря каждого из них - это не только человеческая трагедия, но и удар по обороноспособности страны. Частично решить данную проблему может активное развитие и внедрение беспилотных технологий.

Когда-то СССР был наравне с США лидером в разработке и производстве беспилотников. К сожалению, с распадом Советского Союза были утеряны многие компетенции, а наше место заняли другие игроки – Израиль, Китай, Турция. Вооруженные конфликты в Сирии, Ливии и Нагорном Карабахе наглядно показали, что пришло время войны нового типа, когда противник, не имеющий современной эшелонированной системы ПВО, оказывается практически беззащитным против атак ударных дронов, массово теряя бронетехнику, артиллерию и РСЗО. Благодаря такой агрессивной наглядной рекламе, все захотели себе турецкие «Байрактары».



Захотели и в России, но не «Байрактары», а свои собственные БПЛА. Это понятно: имея армию воздушных дронов, можно значительно повысить качество ведения боевых действий не только против каких-нибудь «бармалеев», но и даже против противника уровнем повыше. Давайте представим, как может выглядеть война нового типа для Минобороны РФ.

Разведка


Прежде чем нанести воздушный удар, неважно, с самолета или БПЛА, необходимо произвести разведку и дать точные данные для целеуказания. На роль разведчика и корректировщика огня у нас претендуют несколько летательных аппаратов.

Например, беспилотный летательный аппарат «Гелиос-РЛД» (на главном фото) от компании «Кронштадт». Созданный при помощи композитных материалов, БПЛА будет иметь массу в 5 тонн и увеличенную дальность полета. Для разведки на нем могут устанавливаться элементы РЛС от самолета ДРЛОиУ А-100 «Премьер». Беспилотник сможет не только выдавать данные для целеуказания ракетам воздушного, морского и наземного базирования, но и осуществлять патрулирование, выполнять функцию ретрансляции радиосвязи.

Есть и другой вариант для создания БПЛА ДРЛО. АФР РЛС бокового обзора может быть установлена на тяжелом беспилотнике «Альтиус-У» повышенной дальности полета. Выполненный из композитных материалов, БПЛА, оснащенный двумя двигателями ВК-800В, сможет находиться в воздухе до 48 часов, лететь с крейсерской скоростью 150-250 км/ч. Интересно, что «Альтиус-У» будет иметь не только разведывательную, но и ударную версию. Прошлым летом он прошел успешные испытания по бомбометанию. Сообщается, что данный БПЛА сможет взаимодействовать с истребителем пятого поколения Су-57.


Ударные БПЛА


Здесь тоже уже есть, на что посмотреть. Из того, что реально готово к серийному производству, стоит упомянуть средневысотный беспилотник «Орион», также называемый «Иноходец». Это прямой конкурент «Байрактара» от уже упомянутой компании «Кронштадт». Заметим, что наш БПЛА по своим ТТХ выглядит получше турецкого: у него выше крейсерская скорость, составляющая 200 км/ч против 130, значительно выше масса полезной нагрузки - 250 кг против 150, больше боевая нагрузка, включающая четыре ракеты класса «воздух-земля» под крылом против двух у соперника.

При этом российский беспилотник может не только наносить воздушные удары по наземным целям, но и уничтожать воздушные. Отечественные разработчики уже научили «Орион» поражать, например, другие беспилотники противотанковыми ракетами «Корнет», о чем мы подробно рассказывали ранее. Конечно, все это лишь первые пробные шаги в данном направлении, но само направление представляется весьма перспективным. Уже сейчас «Байрактару» могло бы не поздоровиться при встрече с «Орионом». Но, понятное дело, над обучением дрона вести полноценный воздушный бой еще работать и работать.


Самое главное, что этот БПЛА был реально обкатан в боевых условиях в Сирии, и он готов к производству. Уже достроен и открыт первый российский завод, где будет осуществляться сборка беспилотников нескольких типов.

Еще одним интересным БПЛА сверхтяжелого класса является наш С-70 «Охотник». Его взлетная масса достигает 25 тонн, аппарат создан из композитных материалов с применением стелс-технологий. Боевая нагрузка «Охотника» составляет, по разным данным, не то 2,8 тонны, не то все 8 тонн. Он сможет нести управляемые ракеты, а также бомбы, управляемые и неуправляемые. Проект С-70 является очень перспективным, поэтому в будущем может породить целый новый класс тяжелых и сверхтяжелых ударных беспилотников.

И как же может выглядеть война против «бармалеев»?

БПЛА «Гелиос-РЛД» либо «Альтиус-У», оснащенные оборудованием ДРЛО, взлетят и направятся на воздушную разведку. Установив искомые цели, они передадут данные для целеуказания тем «Орионам» или «Охотникам», которые будут осуществлять боевое патрулирование в своем районе ответственности либо ждать команды на взлет на «низком старте». После этого по объектам полетят «горячие привет» от Минобороны РФ. И никакого дополнительного риска для боевых пилотов, которые могут понадобиться для решения иных задач.
4 комментария
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. 0
    6 января 2022 00:41
    Все очень красиво написано, но хочется задать автору вопрос:" А где производятся комплектующие для сборки этих дронов?" Из более ранних публикаций в прессе была информация, что основная часть деталей была иностранного производства. Может что-то изменилось? Было бы очень хорошо, чтобы и здесь сработало импортозамещение. По крайней мере двигатель для охотника нашего производства. А в остальном уверенности нет.
    1. +1
      6 января 2022 10:36
      Да, многие комплектующие иностранного производства, что представляет собой проблему. Было бы странно, если бы все комплектующие взялись сами собой из ниоткуда. Учитывая, как все разваливали десятилетиями. Но она постепенно решается, например, уже смогли заменить немецкие двигатели на Альтиусе на российские.
      Очевидно, что придется импортозамещать вообще все, без этого никак.
      1. -3
        9 января 2022 17:00
        Очевидно, что придется импортозамещать вообще все, без этого никак.

        Это просто невозможно, потому, что предполагает наличие множества технологических цепочек, суммой которых и является современный самолёт. А этих цепочек должного уровня просто нет. Поэтому и необходимых девайсов должного уровня просто нет. И их нельзя создать "по щучьему велению", или указанием Путина. Их и не будет - уровня, соответствующих сегодняшнему американскому, западно-европейскому, японскому, и завтрашнему китайскому. Базы нет.
  2. -1
    11 января 2022 08:06
    Цитата: Teaser
    Очевидно, что придется импортозамещать вообще все, без этого никак.

    Это просто невозможно, потому, что предполагает наличие множества технологических цепочек, суммой которых и является современный самолёт. А этих цепочек должного уровня просто нет. Поэтому и необходимых девайсов должного уровня просто нет. И их нельзя создать "по щучьему велению", или указанием Путина. Их и не будет - уровня, соответствующих сегодняшнему американскому, западно-европейскому, японскому, и завтрашнему китайскому. Базы нет.

    Ее все равно придется воссоздавать