Успехи России в ударных беспилотниках стали очевидными для всех

11

Объединенная авиастроительная корпорация (ОАК), входящая в госкорпорацию Ростех, впервые продемонстрировала беспилотник С-70 «Охотник», оснащенный плоским реактивным соплом. Об этом 14 декабря сообщила пресс-служба организации. Беспилотный летательный аппарат (БПЛА), созданный в ОКБ Сухого, был представлен во вторник на Новосибирском авиационном заводе им. В.П. Чкалова.

Мероприятие посетила делегация Министерства обороны РФ, возглавляемая заместителем министра ведомства Алексеем Криворучко.



В БПЛА сконцентрированы передовые достижения предприятий и организаций отечественного оборонного промышленного комплекса, позволившие обеспечить функциональные возможности, не уступающие, а по ряду параметров превосходящие немногочисленные (единичные) иностранные аналоги

– отметил Криворучко, проинспектировавший процесс сборки второго летного экземпляра «Охотника» вместе с гендиректором «ОАК» Юрием Слюсарем и главой госкорпорации «Ростех» Сергеем Чемезовым.

Также он добавил, что Минобороны России в течение ближайших шести месяцев заключит серийный контракт на поставку российского ударного беспилотника С-70 «Охотник».

На сегодня уже достаточно серьезно комплекс готов к серийному производству. Хотелось бы добавить, что в ближайшее время мы уже заключим серийный контракт на поставку этих машин (беспилотников С-70 «Охотник»). Эти машины все-таки испытательные, но в течение полугода мы заключим серийный контракт, опережающий поставку этих беспилотных аппаратов

— подчеркнул замминистра.

Тот факт, что демонстрация российского беспилотника происходит при участии столь высокопоставленного военного чиновника, а также руководителя «Ростеха» — ключевой отечественной госкорпорации с триллионными оборотами, отнюдь не случаен. Российская оборонка собирается если не полностью сфокусироваться, то по крайней мере направить существенную часть усилий на создание новых ударных беспилотников мирового уровня, способных побороться за место на международном рынке. И представленный «Охотник» — это уже не пробный шар, но попытка разработки альтернативы уже стоящим на вооружении России моделям в целях усиления внутренней конкуренции.

Звезда «Ориона»


Как известно, первым российским ударным беспилотником, отправленным на опытно-войсковую эксплуатацию, стал БПЛА «Орион», разработанный компанией «Кронштадт». Контракт на серийную поставку аппаратов подписан с Министерством обороны РФ еще в 2020 году. По словам генерального конструктора «Кронштадта» Николая Долженкова, более 90% комплектующих для него пришлось делать самостоятельно и с нуля. В интервью Российской Газете он отмечает, что обладая размахом крыла в шестнадцать метров и взлетной массой в одну тонну, «Орион» способен непрерывно летать в течение как минимум суток и подниматься на высоту семи с половиной километров. При этом наличие трех подвесных точек обеспечивает «Ориону» высокую грузоподъемность: до 200 кг.

Тем не менее важно отметить, что помимо тактико-технических характеристик самого беспилотника не менее важны и системы его удаленного управления. БПЛА, создаваемые «Кронштадтом», являются составной частью разведывательно-ударного комплекса «Орион-Э», представляющего собой универсальную платформу, способную использовать широчайший арсенал вооружений. К ним относятся как неуправляемые авиабомбы, точность наведения которых рассчитывается посредством бортового компьютера, так и инновационные высокоточные управляемые ракеты типа «воздух-земля» и «воздух-воздух», способные поражать как наземные, так и воздушные цели. А гибкость архитектуры российского беспилотника позволяет интегрировать с ним не только отечественные, но и зарубежные авиационные средства поражения, что, безусловно, повышает его конкурентоспособность на мировом рынке.

Ведь стоит быть откровенными — беспилотники не являются оружием массового поражения, но при этом крайне дороги и востребованы, что делает их идеальным экспортным товаром. Использование беспилотников в ходе ведения конфликтов становится нормой прямо на наших глазах, обновляя учебники по военному делу в режиме реального времени. К примеру, самым свежим примером важности беспилотников является их успешное использование в ходе войны в Нагорном Карабахе в сентябре-ноябре 2020-го. Причем, показательно, что именно азербайджанская сторона, активно применявшая израильские и турецкие (в том числе и ударные) БПЛА, одержала в ней победу.

Беспилотники «на подъеме»


Мировой рынок беспилотников на подъеме. Крупнейшие его игроки: США, Израиль, Китай и, как ни странно, Турция, никогда серьезными военными разработками не отличавшаяся, наперебой предлагают широкий ассортимент своих БПЛА на международных выставках. Хотя стоит отметить, что глобальные позиции Вашингтона как экспортера по данному направлению существенно пошатнулись после отказа продавать наиболее современные модели своих беспилотников кому-либо кроме официального Лондона. Понятно, что это прежде всего спланированная политика, в которой вопросы безопасности встречаются с коммерческими интересами в лучших традициях американского капитализма.

Так, с одной стороны, по данным издания The Wall Street Journal, американцы опасаются, что их дроны могут быть использованы для подавления массовых гражданских беспорядков или просто попасть не в те руки. Великобритания же — ключевой и во всех смыслах «ядерный» союзник США, который никуда от них не денется. Однако с другой стороны — ну, нужно же Пентагону кому-то сплавливать свои старые беспилотники, не так ли? И для тех покупателей, кто рассматривает покупку американской военной техники прежде всего в политическом ключе, важнее в принципе регулярно закупать у Вашингтона хоть что-то по военной линии, нежели добиваться поставки последних образцов инженерной мысли.

Хотя именно БПЛА как отрасль военной техники в данном случае уникальна. Как известно, крупнейшие страны-экспортеры оружия нередко практикуют реализацию морально устаревших вооружений за рубеж. Однако в случае такого динамично развивающегося направления, как беспилотники, покупка не отвечающих современных требованиям моделей попросту теряет смысл. Беспилотники — один наиболее высокотехнологичных видов вооружения и скорость их устаревания существенно превышает аналогичную в иных отраслях военной техники. Причина проста: чем больше вооружение «завязано» на информационные технологии, тем ближе темпы его модернизации к таковым от сферы IT. И беспилотники, максимально тесно связанные с технологиями искусственного интеллекта, тут, безусловно, на переднем краю военной мысли. Так что продавать устаревшие модели в случае с беспилотниками в условиях честной конкурентной борьбы не получится. Слишком уж высоко соперничество на международном рынке, слишком много игроков и слишком быстро беспилотники устаревают.

Именно поэтому важно, что Россия сегодня параллельно разрабатывает несколько моделей БПЛА. Законы любой, не только военной техники гласят: чем сильнее конкуренция на внутреннем рынке, тем выше конкурентоспособность продукции страны на внешнем. Так что массовое производство ударных беспилотников вполне можно считать очередной проверкой военно-промышленного комплекса РФ на предмет соответствия современным реалиям. Хотя уже сейчас очевидно, что российские ударные БПЛА имеют все шансы занять лидирующие позиции на международной арене. В конце концов, если отечественный ВПК способен производить зенитные ракетные комплексы мирового уровня (взять хотя бы те же С-400, которым отдает предпочтение Турция, несмотря на членство в НАТО и негодование США), то уж с производством беспилотных летательных аппаратов у России проблем точно быть не должно. Вопрос лишь в том, чтобы поставить цель и планомерно ее добиваться. И в данном случае разработанные российской оборонкой «Орион» и «Охотник» — прежде всего движение в правильном направлении.
11 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. Комментарий был удален.
  2. +1
    16 декабря 2021 10:09
    В том то и дело, что движется.Пора от этого движения, куда то уже приехать. А то такое впечатление, что на месте бегаем. Кто нам не даёт Орион показательно успешно использовать в Сирии? Меня уже эти "завтраки" сильно раздражают. Результатов нет, или единицы по площади ездят, а крику! Нам обещали, вот подымем пенсионный возраст, пенсионеры за живут! Путешествовать начнут! Подняли и что, все в путешествиях? Давайте введём пошлины на ввоз иномарок и подымем наш автопром! Пошлины ввели, но иномарки стоят бешеных денег, а где наш автопром? Давайте отменим транспортный налог и подымем цены на бензин. Кто больше ездит, тот пусть больше платит. Цены на бензин подняли, а транспортный налог как платили так и платим. Давайте подымем НДС, чтобы развивалось сложное производство! Подняли и где это сложное производство? Гвозди и шурупы, и то китайские! Я про гвозди и шурупы мужикам сказал, они смеются. Пошёл мужик на рынок купить металлическую кружку для рыбалки. Переворачивает, написано - сделано в Индии. Ни морковки, ни картошки своей нет. Сохранить ничего не можем. Сейчас январь наступит и картошка с морковкой по 100-150 руб будет. Может хватит уже занимать мелким подхалимажем власти, пора уже и правду писать? Вдруг у Путина совесть проснётся?
    Семён Слепаков спел, а в моей стране всё есть:

    1. -4
      16 декабря 2021 13:20
      Производимые УЗГА «Форпосты» это израильский Searcher, но и остальное пытаемся стырить, наклеить сверху свой шильдик и выдать за отечественное. Пример «Орлан-10».Весь из импортных компонентов.Увы, плохие полимеры пока не позволяют локализовать даже относительно простые поршневые двигатели. А без двигателей массовое производство готовых изделий не развернешь.Вот идущая уже лет 9-10 ОКР «Иноходец». Двигатель для БЛА "Орион". Тем, кто глядя на знакомый каждому авиатору двигатель скажет : «Да это же австрийский Ротакс, там даже на крышках написано!» следует строго попенять. Нет, теперь нужно читать надпись на другой пластине, это двигатель АПД-115Т. Ну, по названию. Де-факто это все те же Ротаксы, купленные там же у Бомбардье.В условиях санкций, когда комплектующие невозможно купить, российским предприятиям необходимо производить все самим. Сейчас, когда в России многие высокотехнологичные отрасли экономики разрушены или не работают, это становится проблемой.
      Ударные БПЛА в России нужны были уже вчера, но сейчас многие образцы находятся в стадии опытного производства или проектирования, а по опыту внедрения "Арматы" или Су-57, мы знаем - это состояние может длится годы и годы.Военное министерство замученное реформами проспало и не просчитало все плюсы от нового оружия. Результат слабой промышленности, и отсутствие правильных управленческих решений мы видим на примере войны в Карабахе, в Ливии, в бывшей САР. Когда фактически безнаказанно Азербайджанские и турецкие вооруженные силы планомерно уничтожают установки ПВО и бронетехнику Карабаха, отрядов Хавтора, Асада , используют при этом турецкие БПЛА.
  3. +3
    16 декабря 2021 11:19
    Как в одной сказке - я продаю меч, который пронзит любой доспех! А ещё продаю доспех, который не поразит ни один меч!
    Древние сказочники зря смеялись - это называется экспортный вариант. Типа ХЕЗ-327МПРСУ и самое главное - в конце Э....
  4. +1
    16 декабря 2021 11:21
    В советское время выпускался катушечный магнитофон Маяк-202 с обалденной частотой воспроизводимых частот - до 18 кгц. По паспорту. Но любой меломан знал, что какая-нибудь кассетная балалайка Sanyo звучит на порядок лучше, имея полосу всего навсего до 10 кгц.
  5. 0
    16 декабря 2021 13:02
    Хм... а какие такие успехи!? В чём? Скажем Турция, Израиль, Америкосия давно опробовали свои "средства" в реальных боевых действиях. Наработан очень важный материал - опыт БОЕВОГО применения!
    У нас только картинки. ААааах выкатили, ой! и полетел! Картинки красивые - с красными звёздами Советского Союза! Зачем!? типа продолжение СССР! Так НЕТ ЕГО! продолжения.
    12 КБ Авиа Строения и разработки, убиты. Убиты даже "Су" и " Миг" Но самое страшно - УНИЧТОЖЕНА школа Авиа науки! создававшаяся 60! лет!! Существует "нечто" в ОАэК единственном числе.
    Просто АВИАимпотенция... не способны!
  6. -2
    16 декабря 2021 13:12
    Какие успехи?БЛА тяжелого типа нет.БЛА среднего типа представлены одним Орионом, завод для серийного выпуска которого, не налажен.Сппутникового канала связи на БЛА Орион нет.Экспорта российских БЛА нет.БЛА Форпост израильского производства.БЛА Орион-10 с японским моторчиком, с американской электроникой, с малазийской оптикой.По сути летающая мыльница фотоаппарат.Не вписан в ЕСУТЗ, не располагает возможностью передачи информации в режиме реального времени на КП батальона.

    Объединенная авиастроительная корпорация (ОАК), входящая в госкорпорацию Ростех, впервые продемонстрировала беспилотник С-70 «Охотник», оснащенный плоским реактивным соплом.

    Не летающий макет.На видео кадры прежнего БЛА с круглым соплом.

    Также он добавил, что Минобороны России в течение ближайших шести месяцев заключит серийный контракт на поставку российского ударного беспилотника С-70 «Охотник».

    Горби стайл, новость из будущего.Контракт не замена серийным БЛА.Как контракт будет выполняться, и какой будет финальная цена, с учетом инфляции, на воде вилами писано.

    И представленный «Охотник» — это уже не пробный шар, но попытка разработки альтернативы уже стоящим на вооружении России моделям в целях усиления внутренней конкуренции.

    Заявление было бы справедливым при серийном БЛА Скат.Который заброшен.Других нет.

    Именно поэтому важно, что Россия сегодня параллельно разрабатывает несколько моделей БПЛА.

    Потрачено около 50 млрд рублей, при скромных результатах.До успеха китайских и турецких БЛА, применяемых на различных ТВД ох как далеко.
  7. 1_2
    0
    16 декабря 2021 13:49
    верно, только глупые русофобы будут отрицать что в РФ созданы( за минимальные средства) все виды БПЛА, начинаяот бпла камикадзе Ланцет до тяжелых Охотника и Альтиуса.

    На МАКСе было представлено 3 варианта российских ударных дронов на экспорт. Первый это "Орион-Э" который превосходит "Байрактар" по гамме вооружения и проще в пилотировании. Вторым стал "Альтиус-У" который превосходит турецкие БПЛА по боевой эффективности в 1.4 раза. Главный козырь это наличие искусственного интеллекта. Последним является БПЛА "Гром" является следствием развития средних беспилотников. У него самая большая полезная нагрузка и огромная максимальная скорость и боевой радиус до 700 километров. Россия вперед!!!
    1. -4
      16 декабря 2021 18:57
      На МАКСе есть.А в реале нет.С БЛА Орион можно применять только ФАБ-50.Байрактар успешно применяли на нескольких театрах военных действий.Байрактар выпускается сотнями.Орион недавно прошел испытания , и штучно выпускается.Завод для серийного выпуска еще строят.Байрактар купили Казахстан, Украина, Киргизия.Хороша ложка к обеду.А не когда жареный Петер клюнул.
  8. -1
    16 декабря 2021 17:23
    Успехи видны
    Пока вроде есть один летавший охотник с круглым соплом и один нелетавший с плоским.

    В Интернете полно видео летающих авиа-моделей разной сложности , причем российские занимают хорошие места именно в имитации военной авиации...
    Может, фанатам поручить делать БПЛА? Быстро, недорого, массого...
  9. +2
    17 декабря 2021 14:11
    Кстати, на ВО сегодня статья-обзор особенностей ударных БПЛА

    https://topwar.ru/190182-neprostoe-buduschee-rossijskih-udarnyh-bpla-o-prichinah-stagnacii-otrasli-zavisimosti-ot-importnyh-komplektujuschih-i-konceptualnom-tupike-nashih-dronov.html

    кому интересно
  10. 0
    20 декабря 2021 12:40
    Хороший беспилотник