Источники: Грузия построит для турок 50 штурмовиков Су-25

14

В социальных сетях и СМИ разгорелась полемика, что турецкая армия может получить на вооружение 50 модернизированных штурмовиков Су-25, причем, их для Анкары построит Тбилиси. При этом источники обозначили как позитивные аспекты упомянутой идеи, так и негативные.

Сторонники идеи прямо указывают на то, что усовершенствованные версии советских Су-25 являются лучшими образцами пилотируемой штурмовой авиации в мире на сегодняшний день. Кроме того, США отказались продать своему союзнику по НАТО штурмовики A-10 Thunderbolt II, что разозлило Турцию, руководство которой неоднократно говорило, что ему без разницы у кого покупать вооружения для усиления обороноспособности страны.



Они напомнили, что Грузия смогла осуществить модернизацию имеющихся в своем распоряжении Су-25 на Тбилисском авиационном заводе (ТАМ), который в свое время выпустил порядка 900 единиц подобных самолетов разных версий, хотя многие скептики считали это невозможным. Кроме того, у турок уже имеется позитивный опыт ВТС с грузинами – в конце 2020 года Анкара предоставила Тбилиси грант в размере 100 млн лир ($17,5 млн) на закупку товаров и услуг военного назначения, а также ремонт аэродрома в Марнеули (на стыке границ Грузии, Армении и Азербайджана).

Доводы противников идеи не менее многочисленны. Они обратили внимание, что военная доктрина Турции предполагает применение в качестве штурмовой авиации широкого спектра беспилотников, которые производятся турецким ВПК, как и боеприпасы к ним. У экспертов нет сомнений, что модернизированные Су-25 – прекрасные самолеты, но они морально устарели, их стоимость и обслуживание дороже, возможны людские потери и штурмовики будут производиться в другой стране, что плохо для турецкой «оборонки».

Более того, рассуждать можно исключительно о покупке новых самолетов, а не отремонтированных методом «каннибализма» или модернизированных при участии фирм из Израиля. Москва комплектующие не предоставит Тбилиси, а такая «продукция» Анкаре точно не нужна, даже если будет решен вопрос с использованием турецких боеприпасов. При этом современные турецкие беспилотники себя хорошо зарекомендовали, участвуя в конфликтах в Сирии, Ливии и особенно в Нагорном Карабахе, а сейчас они засветились ещё и на Донбассе. Поэтому перестраивать военную авиационную компоненту нецелесообразно.

Официальных комментариев по данной дискуссии с российской, турецкой и грузинской сторон нет.
14 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +3
    31 октября 2021 15:15
    В социальных сетях и СМИ разгорелась полемика, что турецкая армия может получить на вооружение 50 модернизированных штурмовиков Су-25, причем, их для Анкары построит Тбилиси.

    Два в одном. Одновременно модернизирует и построит.Это как?Скорее всего модернизирует из имеющихся в наличии и то наверняка при помощи Израиля.Проект Скорпион.Движки для Су-25 производились только в России,поэтому вряд ли речь идёт о строительстве новых Су-25.Как раз Тбилисский авиазавод предлагает к продаже и обычные Су-25. Завод имеет сейчас 30 готовых к продаже машин и 20 в различных стадиях изготовления. Все сходится.

    Су-25КМ "Скорпион" - модернизированная версия советского штурмовика Су-25. Самолет производится грузинской компанией ТАМ (Тбилавиамшени - Тблисский авиазавод) совместно с израильской компанией Elbit Systems Ltd. (NASDAQ: ESLT).

    Работы над проектом модернизации Су-25 "Скорпион" начались в сентябре 2000 года. 14 апреля 2001 года шеф-пилот фирмы Elbit Systems, Егуда Шафир (Ehuda Shafir) поднял в воздух первый модернизированный Су-25 "Скорпион". Первый официальный полет был совершен с аэродрома Тбилисского авиазавода 18 апреля 2001. На церемонии присутствовали президент Грузии Эдуард Шеварднадзе, члены правительства, представители МО Грузии, Тбилисского авиазавода и фирмы Elbit.

    Программа модернизации "Скорпион" предусматривает оснащение штурмовиков Су-25 новым комплексом авионики в соответствии с технологией "glass cocpit" и отвечающим требованиям ICAO, разработанным израильской фирмой Elbit. Новая авионика значительно расширяет возможности самолета, обеспечивают всепогодность применения, повышает безопасность полетов, обеспечивает точную навигацию и целеуказание для вооружения. Комплекс рассчитан на использование как западных, так российских образцов вооружения. Программа модернизации "Скорпион" повышает боеспособность Су-25 до современного уровня и позволяет полностью удовлетворить нужды потенциальных клиентов. Су-25 "Скорпион" демонстрировался на международном авиасалоне в Ле Бурже в 2001 году.

    Комплекс авионики базируется на модульных многоцелевых компьютерах фирмы Elbit, соединенных двумя шинами обмена данных типа 1553B. Кабина обычного Су-25 подверглась коренной реконструкции. Большинство аналоговых приборов были замены двумя многофункциональными цветными LCD-дисплеями размером 6" x 8". Установлена система HOTAS (Hands-On-Throttle-And-Stick), позволяющая пилоту выполнять многие операции не снимая рук с ручек управления самолетом и двигателями. Старая система индикации на лобовом стекле заменена новой с с передней панелью управления. В комплекс входит новая навигационная система, работающая как в режиме GPS, так и в инерциальном режиме. Навигационная информация отображается на цветном дисплее в режиме движущейся карты. Это первое применение Элбитовской навигационной системы на самолетах. На Су-25 установлены две новые радиостанции: UHF и VHF, обеспечивающих защищенную от прослушивания связь. В комплект оснащения входит и нашлемная система целеуказания DASH, также разработанная фирмой Elbit. Из прежнего оборудования оставлены: радиолокационный высотомер, топливные датчики а также лазерный дальномер-целеуказатель "Клен".

    Хотя это демонстрационная программа, и состав комплекса может быть изменен, она предназначена для модернизации самолетов ВВС Грузии. По данным Jane's ВВС Грузии к началу 2007 года имели на вооружении шесть Су-25 и один Су-25УБ. Командующий ВВС Грузии, генерал-лейтенант Валерий Накопия, сообщил, что ВВС очень заинтересованы в модернизации Су-25 по программе "Скорпион" и будут продолжать тесное сотрудничество с израильской фирмой Elbit.

    Тбилисский авиазавод предлагает к продаже и обычные Су-25. Завод имеет сейчас 30 готовых к продаже машин и 20 в различных стадиях изготовления. Директор авиазавода Пантико Тордия сообщил, в прошлом году завод продал 4 Су-25, в этом году близок к подписанию контракт на продажу 12 самолетов новому заказчику и он весьма надеется продать Росси 13 Су-25Т.

    http://www.airwar.ru/enc/attack/su25km.html
    1. -4
      31 октября 2021 20:15
      Что тут можно сказать? Молодцы грузины, в рамках своих скромных возможностей максимально использовали всё что могли и получили достойный результат. good Я не специалист в авиации и не могу судить насколько хороши модернизированные Су-25 и нужны ли они туркам, но в любом случае эти машины найдут покупателей в Азии, Африке или Южн.Америке.
  2. +3
    31 октября 2021 16:27
    Грызуны утратили технологии, они могут только вино поставлять, под маркой "Минасцали" )
    1. А шашлык "Минасцрали" тоже?
      1. 0
        31 октября 2021 20:06
        Галстуков нет. Не проси.)
  3. +1
    31 октября 2021 19:51
    Руль и движок от "Колхиды" и под горку с мандаринами!!! Пардон соврамши - у неё движок зиловский, так что одним рулём махать будет!
  4. +5
    1 ноября 2021 00:01
    Некому у грузин штурмовики делать и неначем и неизчего. Скорпионы израильская IAI нафаршировала из советского задела, стоящего на заводе. И все, совсем все. Какие там нафиг готовые и в стадиях изготовления? Джентельмены, вы себе авиазавод, невыпустивший за 30 лет с нуля ни одной машины представляете? И из чего? Вы думаете можно все составляющие воздушного судна на одном заводе произвести, серьезно? С рабочих и инженеров за 30 лет ушедших "за хлебом" заново набрать и обучить? Хлопающие в ладоши грузинам наивняки?
    1. +1
      1 ноября 2021 03:51
      Разумное объяснение. По всей видимости на территории этого завода пасутся бараны. И это правильно. Пастбища баранов никто бомбить не будет. Грузины, не повторяйте ошибок своих баранов.
  5. +4
    1 ноября 2021 00:27
    Очень хочу посмотреть, как грузины построят Су 25, а турки на нём полетят.
    В жизни всегда есть место подвигу!
  6. +2
    1 ноября 2021 12:42
    Где грузины возьмут 100 движков?))) Москва их точно не продаст. Лишних движков в бандерлянде тоже не взять, там для своих "литакив" не хватает)))
  7. +1
    1 ноября 2021 17:14
    А двигатели ,титан купит у России ?
    1. +2
      1 ноября 2021 19:05
      Если только ножи и машинки для консервации - губы свои по банкам закатывать будут!!!
  8. 0
    4 декабря 2021 08:32
    Одно дело модернезить, другое выпускать... Тем более бренд Сухого. Засудят)))
  9. 0
    10 декабря 2021 08:22
    Построить новые Су-25 - нет. Модернизировать - да. Насколько глубокая и качественная модернизация - вопрос.