России вряд ли удастся поучаствовать в европейской «водородной революции»

36

В связи с глобальным энергопереходом одной из самых хайповых тем в России является вопрос о возможности перевода уже построенных трубопроводов с природного газа на водород. Европейцам нужен «зеленый» водород, но они не будут против и «голубого». Теоретически мы можем дать Старому свету новое экологичное топливо, вписавшись в стремительно меняющуюся мировую экономику, но на практике с этим возникнет масса серьезных проблем.

Более всего сегодня Европу интересует «зеленый» водород, получаемый из простой воды методом электролиза при использовании возобновляемых источников энергии. С учетом того, что доля ВИЭ в общем энергобалансе России составляет порядка 1%, тут предложить нам пока нечего. Однако есть вариант с «голубым» водородом, вырабатываемым из природного газа методом паровой конверсии. В пользу экологичности данного вида топлива говорит то, что в процессе его производства применяются технологии улавливания углекислого газа, который не попадает в атмосферу. Также есть еще вариант с «желтым» водородом, получаемым путем электролиза воды, как и «зеленый», но при помощи атомной энергии, а не модных возобновляемых источников.



Стало быть, у нас есть все, чтобы зайти на рынок водородной энергетики: и природный газ, и вода, и АЭС, и технологии улавливания углекислоты. Осталось только решить вопрос с транспортировкой сырья, но именно тут могут возникнуть главные проблемы. В последнее время звучит много предложений использовать для этого уже существующие трубопроводные системы, однако они к этому технологически не приспособлены.

Дело в том, что водород чрезвычайно агрессивен к металлам, поэтому в чистом виде его закачать в «Северный поток» или «Северный поток-2» нельзя. Вернее, можно, только от трубы вскоре ничего не останется из-за активной коррозии. По этой причине есть лишь два реальных пути: модернизировать газопроводы либо прокачивать водород в виде смеси с природным газом. Последний вариант в настоящее время обсуждается как наиболее реалистичный. Однако и тут все не вполне однозначно.

Во-первых, даже серьезное разбавление водорода другими газами лишь снижает, но не устраняет на 100% фактор постепенной коррозии материала трубопровода, который изначально к транспортировке этого вида сырья не приспособлен.

Во-вторых, водород – это чрезвычайно летучий газ, поэтому при его прокачке на дальние расстояния будут происходить неизбежные потери. На днях несколько огорошил доклад глобальной сервисной компании Schlumberger, согласно расчетам которой при попытке доставить водород по «Северному потоку-2» из России в Германию потери этого топлива могут составить до 75%. Эти цифры, конечно, необходимо перепроверить, но если они близки к истине, то о коммерческой целесообразности таких поставок говорить не приходится.

Несмотря на это, в Европе твердо намерены переходить на водород. Что это, какая-то глобальная афера?

Не совсем так. В ЕС действительно готовятся к реализации проекта «H2-Startnetz 2030» по транспортировке и хранению водорода. Уже сейчас в Германии имеется 31 установка, которая потенциально может производить «зеленый» водород из морской воды. Все они расположены на западе и северо-западе ФРГ, на побережье, и предполагается соединить их интерконнектором с уже существующей трубопроводной системой. Водород сразу будет перекачиваться непосредственным потребителям – промышленным предприятиям ФРГ, НПЗ, заправочным водородным станциями и т.д., а излишки будут накапливаться в ПХГ, созданных на основе бывших соляных каверн. Это означает, что на территории Германии «зеленый» водород будет вырабатываться и тут же потребляться, без необходимости прокачивать его на гигантские расстояния. При этом немцы намерены использовать ранее созданную газотранспортную систему. Уже подсчитано, что для ее переоснащения под водород придется вложить сумму порядка 660 миллионов евро. Смешная цифра для Европы, если сравнивать с многомиллиардными вложениями в магистральные трубопроводы, которые надо строить с нуля.

Выходит, что водород – это, в основном, европейская тема. А сможет ли «Газпром» в ней поучаствовать? Не факт. Как видно, для того чтобы качать в ЕС водород, хоть чистый, хоть в виде смеси, труба должна этому виду сырья технологически соответствовать. Это значит, что у России есть всего 3 варианта.

Первый – это начать строить водородный «Северный поток-3», вкладывая миллиарды в газопровод, под который нет сформировавшегося рынка сбыта.

Второй вариант – переоборудовать под водород «Северный поток» и «Северный поток-2». Теоретически это возможно сделать, но практически… Придется их останавливать, разбирать и доставать с морского дна, транспортировать на заводы, где внутри секций труб необходимо устанавливать специальные изолирующие слои, потом вновь транспортировать обратно и укладывать на Балтике. И это только техническая составляющая, а ведь будет еще и юридическая. Водород – это новый вид сырья, который не предусмотрен прежним проектом, а значит, и новые риски. Следовательно, придется повторно проводить все экспертизы, получать заново разрешения, проходить сертификацию, и все это в условиях традиционного сопротивления сателлитов США в Европе. Мы до сих пор не вымучили «Северный поток-2» на обычном газу, получится ли перезапустить его с водородом?

Третий вариант – освоить технологию сжижения водорода и поставки его танкерами. Сразу скажем, что это самый опасный вариант во всех смыслах этого слова. Сжиженный водород летуч и чрезвычайно взрывоопасен. Достаточно одного ЧП с утечкой и взрывом, чтобы обвинить Россию в производстве «водородных бомб».

В сухом остатке получается, что «Газпром» сможет поучаствовать в «зеленой революции» в ЕС только путем поставок газа, который немцы на месте будут превращать в «голубой» водород. Нам же остается провести «зеленую революцию» у себя дома, широко внедрив ВИЭ для производства продукции с нулевым углеродным следом. Может быть, в долгосрочной перспективе и неплохо, что России придется принудительно слезать с сырьевой модели экономики.
36 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. -1
    3 октября 2021 11:08
    Чтото приведенные данные вовсю ранее мелькали в комментах )))
    Врядли Газпром не знает о минусах водорода. Но сказал - готов водород качать, значит готов.)))
  2. 123
    +1
    3 октября 2021 11:34
    Три столпа и стратегические цели энергетики Европейского Союза на XXI век.

    1) Конкурентоспособность энергетики.
    2) Безопасность снабжения энергией, в том числе за счет диверсификации и снижения зависимости от внешних источников.
    3) Охрана окружающей среды.

    Именно в таком порядке, главное для них обеспечить конкурентоспособность собственной промышленности, обеспечить контроль и свободный доступ к внешним источникам энергоресурсов и только потом экология.
    "Зеленый" водород для них предпочтительней, потому что для него не нужен импортный газ. Они будут в этому стремится, весь вопрос в том, насколько желания будут совпадать с возможностями.

    Философия будущего подхода

    Преследуя стратегические цели в области энергетики на последующие годы,
    Союз должен признать, что его прогнозируемая энергетическая зависимость будет увеличиваться и
    также необходимо учитывать тот факт, что его возрастающая интеграция
    предполагает большую солидарность в отношении энергичного выбора, сделанного каждым
    Государство-член и экономический и социальный аспект энергетической политики,
    особенно в том, что касается воздействия на рабочие места. Наконец, Союз должен иметь
    гибкость в определении и реализации энергетической политики, поскольку
    ситуация всегда подвержена изменениям.
    (белая книга 1995 год)

    https://ec.europa.eu/commission/presscorner/detail/en/IP_95_1418
  3. +2
    3 октября 2021 11:52
    При этом немцы намерены использовать ранее созданную газотранспортную систему. Уже подсчитано, что для ее переоснащения под водород придется вложить сумму порядка 660 миллионов евро

    Я видел другую цифру. ЕС заложил под водородную энергетику более 2 триллионов долларов. Кажется, на 10 лет. Это делает 200 млрд в год.
    При недостатке электронеэнергии на данный момент, вряд ли Европа станет тратить ее на производство водорода. На сегодняшний день идет борьба не за водород, а за уголь и газ.
  4. +1
    3 октября 2021 12:01
    В отчете за 2018 год, подготовленном в соавторстве с Организацией экономического сотрудничества и развития, ООН и Всемирным банком, было обнаружено, что миру потребуется около $6,9 трлн в виде новых инвестиций ежегодно для достижения мировых климатических целей к 2030 году.

    https://regnum.ru/news/polit/3181606.html

    A new European project aims to generate half a million jobs and establish green hydrogen as a €100bn industry by 2050, raising the question of whether it can overcome the challenges faced by green hydrogen for a generation?

    https://www.power-technology.com/features/a-e100bn-hydrogen-industry-challenges-for-the-european-green-hydrogen-acceleration-centre/

    Как видите, про миллионы речь даже не идет. Счет идет на миллиарды и триллионы.
  5. -1
    3 октября 2021 12:11
    европа "успешно" переходит на зеленую энергетику от ветряков и прочего барахла, результат имеем уже сейчас, также будет и с водородом
  6. +1
    3 октября 2021 12:24
    К вопросу о ветряках. Неужели кому то нравится жить под огромной башней с огромным же пропеллером на макушке... И ходить, зная что под ногами кабель на 350 вольт...
    1. -4
      3 октября 2021 13:34
      Цитата: Петр Владимирович
      Неужели кому то нравится жить под огромной башней с огромным же пропеллером

      Напомнило статейки старинной российской прессы о первых автомобилях..
      Тоже ухахатывались, как можно ездить на этом "керогазе", если есть лошадь и телега...))) Неужели российская глубинка решала в который раз зайти в ту же реку?.
      Так может и знаменитый указ Петра Первого о необходимости русским людям брить бороды и регулярно мыться вновь у вас вызывает сомнения в практичности..?))
      1. +2
        3 октября 2021 14:05
        Если не страшная военная тайна, в какой стране живём и как далеко от дома ближайший ветряк?
        1. +2
          4 октября 2021 08:47
          Я открою вам маленький секрет, если вы живете в городе, особенно большом, то вы ходите часто там, где у вас под ногами кабель с напряжением до 10000 В. wink
          А ветряки, да, нифига не панацея, в промышленном масштабе они никого не спасут.
      2. 0
        3 октября 2021 21:34
        Я как-то лет десять назад хотел взять участок под дачный домик. Приехал, посмотрел. 4 ветряка в 100 метрах от участка. Замеры не делал, но ощущение не из комфортных. Отказался.
        Вы, как всегда, передергиваете. Никто не против ветряков там, где они рентабельны. Скажем мой город называли "Баку-город ветров". У нас ветер практически каждый день. Ветряки строятся. Но жить под ними я бы не хотел. И даже в 100 метрах не хотел бы.
      3. 0
        3 октября 2021 23:13
        Русские люди регулярно мылись задолго до Петра. Это он, видно, по пьяни забыл, что это надо делать. И бороды запрещал не от большого ума. Кому от этого стало лучше? Вон в 19 веке в Европе глупостью считалось брить хорошую бороду, если господь наградил. Мода, однако ...
        А нынешние ветряки - источник инфразвукового излучения, вредно воздействующего на живые организмы. И источник отходов, которые пока не поняли, как утилизировать. Лопасти пока закапывают. А кое где уже запретили закапывать. Не у нас, в Европе ...
      4. dpu
        +1
        4 октября 2021 07:04
        Насчет бород - верно. Хотя совершенно можно было обойтись и без бритья. А вот насчёт ""регулярно мыться" - не надо завираться по самое не хочу. Грязная и вонючая Гейропа начала регулярно подмываться лишь в середине 19 века, и то, только в столицах. А остальные европейцы ещё и не знали. А на Руси уже 1000 лет как бани обязательно строили. И, необходимо напомнить о княжне Анне, которая отправилась в 11 веке в Париж и была поражена вонючестью королевского двора.
    2. Комментарий был удален.
  7. +2
    3 октября 2021 13:24
    Таким образом, речи об отоплении частных и многоквартирных домов не идёт. Т.е. природный газ.
    Чтобы выделять из воды водород потребуется э/э тех же тепловых станций. Если будут работать на газе, то потребление природного газа возрастёт в разы, если на водороде, то по логике сколько его выработают, столько же и израсходуют. Остаются АЭС и ГЭС. Вобщем будем посмотреть.
    1. +2
      3 октября 2021 14:42
      Юзать природный газ, чтобы вырабатывать водород.Ну ну
      Тачки были на бензине, дизеле, газе.
      Бывалочи крутишь чего нибудь в гараже, бензин и дизель, нужно ворота распахивать, а вот на газе не нужно...
    2. +2
      3 октября 2021 21:39
      В России есть проект Пенжинской приливной электростанции. Интересно, кто заказчик этой ПЭС в столь отдаленном регионе?

      Компания «Н2 Чистая Энергетика» и АО «Корпорация развития Камчатского края» приступают к совместной разработке и предварительному изучению проекта строительства Пенжинской приливной электростанции (Пенжинская ПЭС), расположенной в Пенжинской губе Охотского моря, в целях дальнейшего производства водорода и/или химических соединений на его основе.

      Пенжинская губа является одним из самых перспективных мест в мире для строительства приливной электростанции. Несмотря на проведенные ранее предварительные исследования, высокая стоимость проекта и отсутствие потребности в дополнительной мощности в Камчатской энергосистеме долгое время были сдерживающими факторами в его реализации.

      Установленная мощность Пенжинская ПЭС по выполненным в 1970-е годы оценкам проектных организаций может составить до 100 ГВт, что соответствует около 40% общей установленной мощности электростанций ЕЭС России.
      1. -1
        3 октября 2021 23:07
        Интересно, кто заказчик этой ПЭС в столь отдаленном регионе?

        Если только Шойгу, для своих городов. Этот проект я помню со времён СССР. Пошумели и забыли.
        Там некуда девать эту энергию, даже до городов Шойгу тащить проблемно. А если ещё и потепление начнёт океан поднимать? Как планировать и проектировать? Ведь такой проект не на 20 лет эксплуатации.
        1. +1
          4 октября 2021 10:37
          Его потому и реанимируют, что хотят всю энергию пустить на производство водорода. Планируется еще и порт и логистика до Японии и Китая.
          "Города Шойгу" вроде бы не там планируются. Но есть разговоры и о снабжении этих городов электроэнергией.
        2. +1
          5 октября 2021 02:51
          Вообще то "Ломоносов" (тот что плавучая АЭС) будет давать энергию под карьеры и на Магадан ,Чукотку. С Пенжинской ПЭС совсем не трудно кинуть кабеля на Сахалин по дну Охотского моря (если брать Западнее и вдоль берега то там глубины не более 250 м вплоть до Японии) ,по Сахалину кинуть ЛЭП,а далее кидать кабеля в Японию,которая купит каждый кВт ив Советскую Гавань и далее в энергосеть Дальнего Востока,а там уже или в Китай или Ю.Корею через Северную или по дну моря
  8. 0
    3 октября 2021 14:28
    Почему то вспомнил о дирижаблях....Тогда тоже говорили, что дирижабли в корне изменят мировую транспортную логистику.......наполняй оболочку водородом, нагружай транспортную платформу и вези груз почти даром в любую точку мира......
    1. -1
      5 октября 2021 17:44
      Что любопытно, дирижабли возвращаются. Даже в военной сфере. Здесь лишь вопрос технологий, насколько они станут практичны. В начале ХХ века самолеты оказались лучше, но сейчас появились и новые задачи, и технологии позволяют многое из того, что раньше было недоступно.
  9. +1
    3 октября 2021 18:50
    России точно не удастся поучаствовать в европейской водородной революции, революция отменилась.
    Но ничего не помешает поучаствовать в освоении выделенных ЕС средств на эту революцию.
  10. 0
    3 октября 2021 20:46
    Мудреная статейка очень и отрицает хоть какой либо вариант выхода из ситуации. Оставляет лишь поправлять свои домашние дела и вырабатывать водород только для своих нужд. Маржецкий, к тому же невыгодно России жрать свои ископаемые самим без их экспорта за рубеж. Это хорошо, что мы уже можем жить без иглы от экспорта энергоресурсов. И что же их нам и не нужно доставать из недр, когда США стали жить уже на экспорте нефти и газа.
  11. -1
    3 октября 2021 22:46
    Третий вариант – освоить технологию сжижения водорода и поставки его танкерами. Сразу скажем, что это самый опасный вариант во всех смыслах этого слова. Сжиженный водород летуч и чрезвычайно взрывоопасен. Достаточно одного ЧП с утечкой и взрывом, чтобы обвинить Россию в производстве «водородных бомб».

    Именно потому, что водород летуч, он не слишком (в данном случае) взрывоопасен. Быстро уходит вверх, не скапливается.
    Но водород становится жидким при температуре ниже -252,87 град. Цельсия. Для сравнения метан - 160град.
    Теплоизоляция - нереальная, плюс потери на мостиках холода.. Какие материалы (для танков) выдержат такие температуры под серьёзной нагрузкой? Плюс нагрузки знакопеременные со страшной силой: температуры меняются от положительных до - 253 С. Любые соединения металлов не выдержат.
    На самом деле, решение вопроса достаточно просто.
    Затребовать от ЕС гарантированный график потребления водорода по годам и финансирование для строительства АЭС, основанных на ЗЯЦ. Они уже, фактически, не проблема. Процесс - экологичнее некуда: используется уран с атомным весом не 235..Заплатят - строить АЭС и отправлять им электроэнергию, пусть резвятся с водородом у себя.
    Я уверен, что они на это не пойдут, потому, что водородная и прочая "зелёная" энергетика это плод маразма бюрократов помноженный на желание напилить денег перед крушением экономик, когда все прожекты отложат в долгий ящик. А про деньги, потраченные на них - плотно забудут.
    1. 0
      4 октября 2021 10:42
      Как насчет хранения водорода в гидридах?

      в целях дальнейшего производства водорода и/или химических соединений на его основе.
      1. +1
        4 октября 2021 11:49
        https://www.eriras.ru/files/smozhet_li_vodorod_stat_toplivom_budushchego.pdf
        Страница 4

        Наиболее изученный способ хранения химически связанного водорода – в виде металлгидридов, когда атомы водорода встраиваются в кристаллическую решетку металлов (магния, натрия, лития, лантана и титана). Транспортирование и хранение водорода в виде гидридов сравнительно безопасны, поскольку водород при нормальных условиях не выделяется из соединений с металлами. Кроме того, затраты непосредственно на создание гидридных соединений меньше, чем на сжижение водорода.

        Главные положительные свойства гидридного хранения водорода, по сравнению с физическими методами, – небольшой объем пространства, занимаемого установкой, и выделение водорода из отдельных гидридов при температуре 100°С.

        http://icarbio.ru/articles/hranenie-vodoroda.html
        А это принципиальная схема водородного двигателя

        Таким образом, гидрид представляет собой аккумулятор двойного действия. Когда гидрид заряжается водородом, из него отводится теплота, когда он «заряжается» теплотой, из него отводится водород. Следовательно, при одной и той же форме и размерах аккумулятор выполняет две функции. При определенной комбинации различных гидридов можно добиться работы двигателя без радиатора системы охлаждения с ее вентилятором.

        В данном случае приемлемо сочетание двух гидридов, в частности, гидрид FeTi обеспечивает холодный пуск, а гидрид NiMg — подачу водорода при движении автомобиля, благодаря обогреву гидридного бака отработавшими газами двигателя
  12. 0
    3 октября 2021 23:17
    Вторичное использование труб СП - несерьёзно. Проще оставить, где лежат.
    Но, будут потреблять газ за милую душу, никуда не денутся.
  13. 0
    4 октября 2021 00:10
    А что не упомянули о методе пиролиза, там вообще сажа получается. Новатэк сможет утилизировать со2 закачивая его в пласт, повышая добычу метана. Да трубопроводы не вариант для водорода. Возят же спг, ну и водородовозы сделают.
  14. 0
    4 октября 2021 00:18
    Водород сразу будет перекачиваться непосредственным потребителям – промышленным предприятиям ФРГ, НПЗ, заправочным водородным станциями и т.д., а излишки будут накапливаться в ПХГ, созданных на основе бывших соляных каверн.

    Зачем отправлять водород на НПЗ? Он там и так получается в качестве побочного продукта в ходе процесса ароматизации углеводородов (около 2% массы от переработанного на каталитическом риформинге сырья). И там же полностью потребляется в ходе других процессов.
    Кто сказал, что ПХГ можно будет использовать для водорода? Даже после замены металлических труб и запорной арматуры. Пока - общие слова и указания на необходимость проведения исследований.
    Не говоря уже о том, что ПХГ в соли - уникальны. Даже просто ПХГ - подарок Господа, редкое сочетание геологических условий в одном месте.
    Допустим, Санкт Петербург на случай аварий газопровода запитан (со времён СССР) на Инчукалнское ПХГ. Недалеко от Риги. Ближе - нет. И в Эстонии нет, и в Литве, и в Ленинградской области, и в Финляндии и в восточной части Беларуси. И оно не соляное, на песчанике.
    Поэтому, даже если соляные ПХГ подойдут (что, пока - не факт), рассчитывать на них не приходится.
    А у остальных ПХГ будет и другая проницаемость для водорода, и другая химия взаимодействия.
    Это вопрос многих лет исследований на ограниченной территории.
  15. dpu
    0
    4 октября 2021 07:08
    Все задумки направлены на то, чтобы бывшие колонии содержали бывшие метрополии также как в 20,19,18, 17, 16 веках. Ничего нового в этом мире. Необходимо просто создавать у себя конкурентную продукцию и обходиться без запада.
  16. 0
    4 октября 2021 11:00
    Второй вариант, наверно, дороже первого - чем так переделывать СП и СП-2 проще построить новый. А ГЭС вы к ВИЭ не относите?
  17. 0
    5 октября 2021 02:40
    Чушь полная ,10% водорода в природном газе вполне нормально транспортируются по обычным газопроводам и для модернизации ничего сложного нет уже есть досмотровые инспекционные внутритрубные снаряды,которые легко переделать в аппараты для нанесения защитного покрытия(да того же "раптора" например) внутри труб.Далее автору как то не пришла в головёнку простая мыслишка-что помешает ГазПрому построить или на концах в Германии СП и СП-2 или у своих газовых хранилищ те самые водородные заводики и уже оттуда давать тот водород в Германию?

  18. 0
    21 октября 2021 07:20
    Европа твёрдо намерена перейти на водород

    Ну благие намерения известно чем заканчивается. И потом рак на горе ещё когда свистнет , а жрать сейчас подавай
  19. -1
    12 ноября 2021 17:38
    Ну на продажу, м.б. пойдёт, а так, зачем. Ведь точно известно: изменение климата на Земле не связано с человечеством в отношении co, удобнее пользоваться газом - безопаснее и дешевле. Однако, Европе и Штатам надо оправдывать работу печатного станка, в том числе тратить на что-то не нужное, но участвующее в экономике, поднимающее цену конечного продукта, а, значит, обеспечивать рост ВВП и экономики в целом, ну в самом деле, нельзя же навязать 20 холодильников на одну семью, ну 10 ещё туда сюда, да и больше 7ми пылесосов тоже не надо, 10 бургеров в день - тоже многовато, да и не так дорого. А новая энергетика - можно туда списывать бесконечно. И 5 трл, и 10, и 20, можно вообще весь госдолг америки списать. И за 5 лет ещё 28 трл напечатать.
  20. 0
    13 ноября 2021 17:12
    Ув. автор, с водородом любого цвета у Европы без России ничего не получится, для извлечения водорода необходимо очень много энергии, которой у них нет и не предвидится, и не надо гениталии в лапти обувать.
  21. +1
    24 ноября 2021 22:36
    Европейцы взялись за утопический проект, который необратимо разрушит европейскую экономику, в случае фанатичного следуя заданной цели, Европа надорвётся, как древний Египет с пирамидами, либо, как островитяне острова Пасхи. В их стратегии всё утопично и ложно, электрическая тяга ограничена в применении, кроме того она совсем не зелёная, расходует больше энергии на единицу полезной работы транспорта из за нескольких преобразований энергии (внешнюю энергию в механическую, потом в электрическую, потом в химическую потом, в электрическую, потом в механическую) и крайне неэкологичного производства аккумуляторов и и их утилизации, зелёная энергетика на самом деле совсем не зелёная, производство ветряков и солнечных батарей тоже не комильфо, даже если допустить, что вся европа зелёная мир от этого не позеленеет. Ветряки, солнечные батареи и плотины наносят вред экологии намного больше, чем предполагалось, в европе исчезли несколько видов птиц за последние 20 лет, кто может сказать какая причина? ЕС зря надеется на углеродный налог, он может стать токсичным для азиатских и американских производителей, которые замкнут торговые потоки в обход ЕС. 77% населения планеты не достигли уровня потребления ЕС, вряд ли их увлекут зелёные идеи, их не зелёная экономика, наконец, начала приносить свои плоды и рисковать ей вряд они захотят.
  22. +1
    10 декабря 2021 06:08
    Бгггг.... Браво.Мысль что ГазПром может построить свои водородные заводики на другом конце трубы в Германии АНАЛитикам в головенки не приходит.