«Электролет» и «Партизан»: какие российские сенсации произошли на МАКС-2021

20

Главной сенсацией авиасалона МАКС-2021 несомненно был истребитель пятого поколения под кодовым обозначением «Шах и мат». Этот перспективный однодвигательный самолет отвлек на себя все внимание как отечественной, так и зарубежной общественности, взбудораженной ловко проведенной «Ростехом» пиар-кампанией. «Хайпанули» все: кто похвалив, а кто и полив грязью российскую новинку. Однако ажиотаж вокруг Су-75 оттянул внимание от других интересных отечественных авиастроительных проектов, а там было на что посмотреть.

Сбежавшие за границу в поисках лучшей доли эмигранты очень любят транслировать старые антисоветские пропагандистские мифы и современную русофобскую пропаганду, чтобы оправдать перед другими и самими собой свой выбор как единственной верный. Одной из самых больших глупостей, которую довелось услышать автору строк, является утверждение, что Россия якобы не в состоянии спроектировать и произвести ничего сложнее электрочайника. Спорить с теми, кто на карем глазу всерьез утверждает нечто подобное, просто бессмысленно, ибо это пустая трата времени и нервов. Но, раз уж появился актуальный повод в виде авиасалона МАКС-2021, давайте посмотрим, что там у нас «с электрочайниками».



ТВС-2МС «Партизан»


Во время показательного полета этот самолет произвел настоящий фурор благодаря своим уникальным тактико-техническим характеристикам. «Партизан» смог подняться в воздух буквально через несколько метров после начала разбега, барражировал на экстремально низкой скорости, а после благополучно приземлился на крохотный пятачок размерами 50 на 30 метров. Как же такое стало возможным?


Следует сказать, что ТВС-2МС представляет собой модернизированную отечественную версию легендарного «Кукурузника» с новым названием, поскольку права на наименование Ан-2 остались за украинским «Антоновым». Это биплан, точнее, полутораплан, но не стоит упражняться в остроумии и иронизировать над архаичностью конструкции. Именно особенности строения самолета обусловливают его превосходство над другими летательными аппаратами в своем классе. В российской вариации «Кукурузника» установлен новый двигатель, переработана кабина, используются композитные материалы. Благодаря этому в полтора раза выросла дальность полета с полной загрузкой, потребление топлива снизилось на 10% по сравнению с Ан-2, и все прочие характеристики улучшились в среднем на 15-20%. Некоторые страны уже проявили интерес к модернизированному ТВС-2МС. Но массу восторженных отзывов на МАКС-2021 вызвало вовсе не это.

Дело в том, что ТВС-2МС был использован в качестве летающей лаборатории в рамках проекта беспилотных транспортных систем, и тут отечественные разработчики реально смогли удивить. Его экспериментальная версия под названием «Партизан» получила вместо одного сразу девять двигателей, по четыре дополнительных электрических на каждом нижнем крыле. Это необычное техническое решение дало необычайные результаты. Дополнительная распределенная силовая установка на электрической тяге радикально увеличила активный обдув крыла и, соответственно, подъемную силу. «Партизан» взмывает в небо буквально с места, едва ли не висит в небе на сверхмалой скорости, которая при необходимости может вырастать до 300 км/ч, и способен садиться на крошечный участок. Для эксплуатации модернизированного ТВС-2МС уже сейчас достаточно вертолетной площадки. Тем, кому не терпится постебаться над самолетом и его необычным внешним видом, следует учитывать, что это всего лишь летающая лаборатория, на которой обкатываются и демонстрируются перспективные технологии сверххкороткого взлета и посадки. Серийный «Партизан» будет компактнее, легче и элегантнее, насколько это применимо к полутораплану. И где же он может применяться?


Прежде всего, конечно же, на аэродромах с плохой ВПП в отдаленных регионах. Самолет может перевести до 8 пассажиров и около тонны полезной нагрузки. Однако его уникальные характеристики – возможность взлетать и садиться на вертолетной площадке, а также способность барражировать на экстремально малой скорости – сделают его полезным и для МЧС при проведении поисково-спасательных операций. Возможно, что интерес к «Партизану» проявят и военные, на что прямо намекает его название. Как заявлено, самолет разрабатывается в рамках программы беспилотной авиации, а это весьма интригует. Давайте представим, что Минобороны РФ получит ТВС-2МС в виде разведывательного или разведывательно-ударного БПЛА, способного подниматься в воздух с любой лесной поляны. Грузоподъемность самолета в пилотируемой версии достигает 1 тонны, а в беспилотной она только возрастет. На «Партизан» можно будет подвесить разведывательное оборудование, противотанковые ракеты и бомбы, сделав из него тяжелый разведывательно-ударный дрон, превосходящий по некоторым ТТХ конкурентов. Не исключено, что ему, благодаря сверхкороткому взлету и посадке, найдется место и на палубе как морскому разведывательно-ударному БПЛА. Ничто не помешает научить его садиться на воду, что упростит его последующую эксплуатацию.

«Электролет» Як-40


И еще немного про наши «электрочайники». В настоящее время одним из трендов гражданского авиастроения является его максимальное «озеленение». Так, например, в прошлом году за рубежом прошли успешные испытания самолета Cessna 208B Grand Caravan с электрическим двигателем. На авиасалоне МАКС-2021 был показан российский ответ в виде лайнера Як-40 с первым в мире сверхпроводящим электродвигателем в составе гибридной силовой установки. Правильнее будет сказать, что экспериментальная лаборатория разместилась на борту Як-40, который использован в качестве демонстратора российских технологий. Работающих технологий.


Помимо обычных маршевых двигателей советского ближнемагистрального лайнера, на носу самолета установлен специальный винт, приводимый в движение инновационным электрическим двигателем на высокотемпературных сверхпроводниках мощностью 500 кВт., а в хвосте – турбовальный газотурбинный двигатель с электрическим генератором и литий-ионные аккумуляторы. Что же дает такой необычный гибрид? Да очень многое. Во-первых, есть возможность летать в различных режимах: взлетать и садиться на электромоторе, при необходимости включая газотурбинный двигатель и подзаряжая аккумуляторы. Во-вторых, использование технологии высокотемпературных сверхпроводников вместо обычных медных проводов в электродвигателе позволит кардинально снизить сопротивление и уменьшить размеры силовой установки, а значит, и ее вес, и общий вес самолета. Благодаря охлаждению азотом в криостатной камере, КПД перспективного отечественного авиадвигателя вырастает до фантастических 99,5%, а использование традиционного авиатоплива существенно снижается до 60-65%.


Вот такой «электролет» разрабатывается в настоящее время в России, а всякие явно перегревшиеся на солнце эмигранты нам упорно рассказывают про электрочайники.
20 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +1
    26 июля 2021 13:51
    Интересные, а главное полезные в хозяйстве разработки good
  2. Представители экспертного сообщества пришли к выводу, что технологическое отставание России от ведущих авиационно-космических держав мира становится все более заметным.
    «Совершенно очевидно, что начиная с 1999 года авиасалон МАКС-2021 можно охарактеризовать как мероприятие с наименьшим международным представительством», — отметил со своей стороны директор Центра анализа стратегий и технологий (ЦАСТ) Руслан Пухов. По его мнению, основные причины такой ситуации — блокировка Западом практически всех российских выставок, а также условия пандемии.
    «Авиасалон МАКС-2021 в силу сложившейся в связи с коронавирусной инфекцией ситуации прошел в ограниченном формате. Ограничения отсеяли значительное количество посетителей, однако это мало повлияло на присутствие на нем представителей профессионального сообщества. Нынешний МАКС стал менее массовым и развлекательным, но более деловым мероприятием», — рассказал главный редактор журнала «Беспилотная авиация» Денис Федутинов.
  3. 1_2
    +5
    26 июля 2021 14:38
    "Партизан" вполне может заменить прожорливые вертолеты, если он взлетает и приземляется на полосе длиной не более 100м. а Як40 это вообще предвестник авиации будущего, по крайней мере русской авиации точно, уже сегодня РФ располагает разработкой позволяющей самолету летать на электродвижках с суперпроводниками, а питаться он будет от водородных топливных ячеек, уверен скоро мы увидим водородный электрический МС-21, и тогда его действительно можно будет считать самолетом 21 века!
    1. 123
      +1
      26 июля 2021 14:42
      "Партизан" вполне может заменить прожорливые вертолеты, если он взлетает и приземляется на полосе длиной не более 100м.

      Еще как взлетает yes

  4. 0
    26 июля 2021 14:56
    Как беспилотник для военных и других госструктур ТВС-2МС «Партизан» вполне сгодится для разных миссий. Азербайджан целый флот "Кукурузников" задействовал в Карабахе, правда в одноразовом варианте - отправили и забыли. Но это неуклюжий пример. Есть более подходящий пример - Ил-96 - гражданская авиация не юзает этот прекрасный и надежный самолет именно по причине большого количества силовых агрегатов. И вопрос не только в расходе топлива - движки нужно регулярно обслуживать, а это дорого. Будет два движка, а не четыре - самолет будет нарасхват.
    Поэтому, что касается применения в гражданской авиации ТВС-2МС «Партизан», а именно - перевозки людей частными компаниями, то его привлекательность весьма сомнительна. Обслуживать 9 (!) движков пусть даже 8 из них электромоторы - это много и это мягко сказано. 8 дополнительных агрегатов подняли характеристики привычного "Кукурузника" не на столько, чтобы ломиться покупать более дорогой продукт. В чем восторги не совсем понятно. Новый нормальный двигатель и так может поднять характеристики, без 8 дополнительных.
    В целом рад, что авиапом работает и развивается. Более того, конечный продукт может сильно отличаться в лучшую сторону он презентованного.
    1. +1
      27 июля 2021 07:39
      Вообще-то в статье для "особо одаренных" чётко прописано то, что это летающие лаборатории и судить о них как о коммерческом транспорте пока рановато!
  5. -1
    26 июля 2021 16:38
    Движки бесколлекторники штука хорошая. Здесь такие же как у нас, только побольше.
  6. -3
    26 июля 2021 16:53
    что Россия якобы не в состоянии спроектировать и произвести ничего сложнее электрочайника

    Россия в единичных экземплярах, может построить всё. А вот массово, даже электрочайники выпускать не способна. Всё китайское.Вот если "Науку" пристыкуют к МКС, тогда и будем смеяться над сбежавшими мигрантами. А так, как показывает практика, при Путине быстро только Родиной торгуют. За последние 20 лет, Путин даже своими "калошами" не обзавёлся, всё Советские донашивает!
    1. -8
      26 июля 2021 22:44
      К сожалению, Вы опять правы. Примеров тому несть числа. Из недавнего: Узбекистан сегодня основной поставщиком хлопка в Россию. Буквально недавно было заявлено, что в ближайшее время Узбекистан эти поставки прекратит совсем и будет экспортировать только готовые х/б ткани. Так что текстильным предприятиям России, к примеру - в том же Иваново и Ивановской области придёт трындец, а работники пойдут на юг.. А их сотни тысяч. Вот это будет завтра.

      Производство же льна в России благодаря стараниям Президента и Правительства практически полностью "распроданы" с последующей ликвидацией. В Костромской области, хозяйства лён уже давно не выращивают, все льнозаводы в области уже лет как 10 назад закрыты и "оптимизированы".

      Отличные самолёты! Но!!! Очнитесь! Это же планы..., мечты..., задумки на завтра. А никто ещё не отменил русскую пословицу про розовые мечты:

  7. 0
    26 июля 2021 19:18
    Переход на электродвижение тянет за собой проблему в виде работы электродвигателя на винт. Для электродвигателя это вентиляторная нагрузка, при которой требуемая мощность имеет кубический зависимость от частоты вращения. Прокачка мощности через двигатель сопряжена с потерями, включая потери в меди, т.е. тепловые потери тоже растут в такой же зависимости. Возникает проблема с отводом тепла, растут габариты, падают магнитные свойства магнитов, если они на роторе. Использование сверхпроводимости уменьшает потери в меди, что должно сказаться на снижении габаритов. Но требование к обеспечению необходимого момента на валу (квадратичная зависимость от частоты вращения) не снимается, так что потребление энергии все же остается высоким. Использование сверхпроводников оказывается недостаточным для радикального повышения энергоэффективности. Качественого повышения наряду с компактностью можно будет добиться при отказе от традиционного подхода к построению системы «электродвигатель-винт», но это уже другой технологический уровень, новое поколение электродвигателей. Чтобы подтвердить или опровергнуть это нужны экспериментальные исследования, как говорится дъявол в деталях. Так что дело за малым – начать.
    1. +1
      26 июля 2021 19:36
      Косвенно это подтвердилось уже сегодня.
      https://www.rbc.ru/business/26/07/2021/60fe87ee9a79472cbc088689?from=from_main_6
      До 2030 года государство закажет для замены кукурузников Ан-2 не менее 300 перспективных самолетов «Байкал». Их общая стоимость составит минимум ₽36 млрд в ценах 2021 года, рассказали РБК на Уральском заводе гражданской авиации.
  8. +5
    27 июля 2021 07:59
    Цитата: Kofesan
    Отличные самолёты! Но!!! Очнитесь! Это же планы..., мечты..., задумки на завтра. А никто ещё не отменил русскую пословицу про розовые мечты:

    Вам не угодишь. То ругаете, что нет никаких перспективных наработок, только на советском наследии выезжаем. То, когда реально ведутся работы на будущее, опережая других, насмешничаете.
    Уж будьте последовательны. Что вы вообще хотите от нашего авиапрома?
    1. -5
      27 июля 2021 11:22
      То, когда реально ведутся работы на будущее, опережая других, насмешничаете.

      простите, но в предоставленных Вами примерах, нет ничего "опередительного".

      Во-первых, как выяснилось, электродвигатель на сверхпроводниках - это совместная российско-немецкая разработка российской фирмы ЗАО «СуперОкс» (поставляет, собственно, сами проводники) и немецкой фирмы Oswald Elektromotoren, которая, собственно, и разрабатывает сам двигатель.

      Во-вторых, первые самолеты с движком на сверхпроводниках сконструировала компания Siemens с помощью все той же Oswald Elektromotoren.

      То есть, по факту, разработка-то не наша. Хорошо, конечно, использовать перспективный чужой опыт, но приписывать его себе - не очень.

      Ну а самолеты-лаборатории с дополнительными электродвигателями на крыльях - тоже встречались и ранее.

      Поэтому сами по себе представленные Вами примеры - безусловно, хороши. Но не стоит из них делать нечто уникальное.
  9. -7
    27 июля 2021 08:03
    В России потеряли заводы даже такого элементарного, как например, добыча и производство йода или к примеру витамина С (аскорбинка) .А уж , Ввитамин С (или изомер аскорбиновой кислоты) в СССР научились получать еще в 1930-х годах.

    России очень нужны и Яки и ТВС. Но производство - это не игрушки. Бред, рассматривать опытные образцы, а то и макеты как образец прогресса в экономике, на фоне невозможности произвести даже медицинские бинты (бинты есть, но советские можно было даже стирать, а с "современными" под стать ловить только двухгодовалых мальков в пруду)

    Так в каком городе будет налажено производство движков для этих моделей? Неужто опять в каком нибудь Ист-Хартфорде? Так на чью страну работаете ... минусёры?
    1. +4
      27 июля 2021 08:24
      Да что вы истерите? Россия очень многое потеряла, но постепенно кое-что возрождается в системообразующих отраслях. Вам было бы легче, если бы на МАКС-2021 ничего не привезли?
      Ведется работа над перспективными авиационными технологиями, есть некий предварительный результат. Что до движков для Кукурузника, их американские выбрали еще до событий 2014 года. Заменят в дальнейшем, никуда не денутся. Поршневой двигатель - это вам не реактивный.
      Насчет бинтов и зеленки, слушайте, ну у нас нынче капитализм вроде, наладьте сами производство, технология не так уж и сложна, сорвете куш. Госплана у нас нет, давайте, проявите частную инициативу, если видите свободную рыночную нишу, почему нет? Станете миллионером.
      1. -1
        27 июля 2021 18:46
        "Истерите"? Хммм. Вот уж совершенно неожиданный ярлык! Тем более от Вас.

        И если без двусмысленностей, то истерите то Вы! ... со скоростью швейной машинки выдавая на гора "Успехи", которых фактически пока нет. Это и есть истерика, когда, пытаясь отвлечь внимание, забивают оппонентов голосом и частотой перечисления хоть чего-нибудь.. А ещё лучше: обвинить "противника" в том, в чем виноват сам!

        А если по существу - шаурмачные и "производство и доставка яичниц, ткемали-соусов, ролл" по сути не производство. И вы не знаете что это такое. И не знаете, как управлять-работать с коллективом даже более 5 человек. Не говоря уже о пятидесяти. Вам не знакомы эти неписанные законы. Иначе бы вы так не говорили.... Это очевидно знающим.И почему Вы думаете, что я уже не "выпускаю бинты?". В ваших глазах я - нищий дурашка? Ххха! Однако!

        Почему вы думаете, что сопротивляться с подложной и губительной точкой зрения можно только за деньги? По себе судите?

        А вот производство лекарств, самолетов, оружия и компетенций должно быть на высоком уровне. И этот уровень не должен падать. Потому, как за этим, в условиях внешнего давления, страна разрушается как и основа её будущего... и тут даже истерить мало. Тут пора производить святую воду в промышленных массштабах. И гнать нечисть. Пардон за незначительное преувеличение. Если больше ничему не обучены, конечно!
  10. +2
    27 июля 2021 08:16
    Цитата: greenchelman
    Поэтому, что касается применения в гражданской авиации ТВС-2МС «Партизан», а именно - перевозки людей частными компаниями, то его привлекательность весьма сомнительна. Обслуживать 9 (!) движков пусть даже 8 из них электромоторы - это много и это мягко сказано. 8 дополнительных агрегатов подняли характеристики привычного "Кукурузника" не на столько, чтобы ломиться покупать более дорогой продукт. В чем восторги не совсем понятно. Новый нормальный двигатель и так может поднять характеристики, без 8 дополнительных.

    Партизан - это лишь экспериментальная версия Кукурузника, летающая лаборатория для обкатки перспективных технологий. Никто его с 9 моторами частным компаниям навязывать не собирается, обычный купят. Итоговая версия Партизана, думаю, поэлегантнее выглядеть будет.
  11. +3
    27 июля 2021 08:26
    Цитата: сталевар
    Россия в единичных экземплярах, может построить всё. А вот массово, даже электрочайники выпускать не способна. Всё китайское.

    Это не совсем так. Электрочайник не то, на что стоит проводить НИОКР, проще купить лицензию на производство и клепать.
    Вот вы попробуйте создать технологию производства мощных реактивных двигателей или турбин. Вам ее никто не продаст. У России такие компетенции есть, так стоит ли тыкать ее в чайники?
    1. -2
      27 июля 2021 20:09
      Вам не угодишь

      Да что вы истерите?

      Вот вы попробуйте создать технологию

      Когда с вами так общаются некоторые, вы обижаетесь, и просите по конкретней факты предъявлять. Я помню времена когда на чайники и электронику лицензию покупать не надо было, их и так клепали, все склады завалены были. Если это не так, то объясните на какой электронике Буран летал в автоматическом режиме. А теперь объясните почему надо заново всё создавать? А раз создавать, то тогда кто развалил и где они сейчас?

      Вот вы попробуйте создать технологию

      А вот чтобы это предъявлять, вы сперва сами расскажите что вы создали? Так честнее будет.

      У России такие компетенции есть, так стоит ли тыкать ее в чайники?

      Какие у России компетенции, мы поговорим после 29 июля, когда "Наука" к МКС пристыкуется.
  12. 0
    25 октября 2021 16:53
    т.е. самолеты уже проектировать и строить не можем. Перешли на авиамодельный кружок