Технологии «Мотор Сич» оказались на службе турецкой промышленности

4

Турция имеет все шансы стать одной из главных выигравших от конфликта между США, Россией и Китаем за «украинское наследство». Пока великие державы боролись между собой, президент Эрдоган «подсуетился» и забрал себе так интересовавшие русских и китайцев технологии авиастроительного предприятия «Мотор Сич». Каковы же перспективы дальнейшего сотрудничества Киева и Анкары?

«Мотор Сич» занимается разработкой, производством и последующим обслуживанием авиационных двигателей для вертолетов и самолетов, а также газотурбинных установок. Это одно из немногих советских предприятий, которое досталось Украине после распада СССР и смогло сохранить свой промышленный потенциал. По понятным причинам, естественным рынком сбыта для украинской продукции был российский, но после государственного переворота в Незалежной, крымского референдума и начала гражданской войны на востоке страны Киев наложил запрет на поставки авиадвигателей «агрессору».



Отечественные авиастроители оказались без различных модификаций вертолётных двигателей ТВ3-117 и вспомогательных силовых установок АИ-9В, что оказалось для них болезненным ударом. Были сорваны и сдвинуты вправо сроки реализации программы перевооружения, а оборонщикам пришлось спешно решать проблему с импортозамещением. По счастью, эти работы начались задолго до Майдана. Москва пыталась приобрести двигателестроительное подразделение у Киева еще в мирное время, но получала отказы, потому приняла решение о создании на базе ОАО «Климов» собственного производства вертолетных двигателей, правда, с украинскими комплектующими. А в 2011 году был основан конструкторско-производственный комплекс «Петербургские моторы». Над полной локализацией силовых установок работали такие отечественные предприятия, как НПЦ «Салют», Уфимское моторостроительное производственное объединение и Московское машиностроительное предприятие им. Чернышева. Объемы производства наращиваются год от года: если в 2015 году «климовцы» смогли выдать всего 10 силовых установок, собранных полностью из российских комплектующих, то в 2019 эта цифра составила уже 230 штук. Это на заметку тем недоброжелателям, кто глумливо утверждает, что наша страна якобы не способна разработать и произвести что-то сложнее электрочайника. Способна, мы еще и ракеты делаем, и в области балета ничего так получается.

Таким образом, свои потребности Россия закрыть смогла, а вот для Украины, потерявшей доступ на наш внутренний рынок, решение ее политического руководства стало куда более тяжелым ударом. Воспользоваться трудным экономическим положением «Мотор Сич» попытался Китай, который крайне заинтересован в украинских (советских) авиационных технологиях. Несмотря на заметный прогресс в авиастроении, своими силами освоить двигателестроение, способное выдавать конкурентоспособные силовые установки, не требующие постоянного ремонта, у Пекина пока не получается. Покупка готового предприятия со всеми его патентами и опытным коллективом была бы самым простым решением. На «Мотор Сич» пошли китайские инвестиции, а в городе Чунцине началось строительство нового завода при участии украинской стороны.

Это вызвало естественную негативную реакцию у США, которые заинтересованы в сдерживании технологического развития своего главного конкурента в лице КНР. Начались уголовные дела в отношении вывоза оборудования в Китай и покупки акций предприятия китайскими инвесторами. Все закончилось страшным скандалом: национализацией «Мотор Сич» и введением санкций против компаний из КНР, а те в ответ подали в суд на СБУ, СНБО и лично президента Зеленского в международный арбитраж с требованием взыскать с Украины 3,5 миллиарда долларов убытков на основе соглашения о взаимной защите инвестиций. В общем, история получилась безобразная и очень поучительная.

И вот теперь в этот мутный омут ведения дел с Незалежной вошла Турция. Почему же у Анкары может получиться то, что не вышло у Москвы и Пекина?

Не все знают, но в Турции имеется собственное развитое авиастроение. Компания Turkish Aerospace Industries производит по лицензии американские истребители F-16 Fighting Falcon, транспортно-патрульные самолеты CASA/IPTN CN-235, сельскохозяйственные самолеты, а также многоцелевые вертолёты Cougar AS-532 (SAR), поисково-спасательные и служебные вертолеты. Кроме того, TAI была задействована в производстве истребителя 5-го поколения F-35, изготавливая для него композитные материалы. Также турецкая компания занимается разработкой и производством БПЛА, например, TAI Anka, и космических спутников. Но вернемся к вертолетным делам.

В партнерстве с итальянской компанией на базе ее модели Agusta A129 Mangusta для нужд турецкой армии был создан многоцелевой ударный вертолет TAI/AgustaWestland T129 ATAK. Винтокрылая машина адаптирована для жарких и высокогорных условий и экспортируется в другие страны. Однако оказалось, что ее боевых возможностей для Вооруженных сил Турции недостаточно. Ему на замену разработан тяжелый ударный вертолет T-929 ATAR-2, который в Киеве с восторгом называют «Разрушителем». При весе в 11 тонн он сможет поднять до 1,5 тонн боеприпасов, включая ракеты большой дальности и ракетные комплексы класса «воздух-воздух». Будет создано три версии: сухопутная, морская и смешанная. Причем тут Киев? Да притом, что на турецкий вертолет будет ставиться сразу по два украинских двигателя ТВ3-117, с которых мы и начали наш рассказ. Радость украинской стороны легко можно понять: потеряв российский и китайский рынки сбыта, Киев нашел турецкий. Более того, в перспективе ВСУ смогут обновить свой авиапарк, закупив «Разрушители» для сдерживания наступательного потенциала ДНР и ЛНР, а также ВС РФ.

Вот только есть на этом радужном небосклоне одна маленькая тучка, на которую стоит обратить внимание уже сейчас. Предварительный заказ Анкары составляет всего 14 силовых установок, то есть, их хватит всего на 7 вертолетов. Негусто. Да, можно сказать, что это всего лишь пробная партия, а потом «Мотор Сич» начнет экспортировать двигатели сотнями. Может быть. А может быть, и нет.

Если честно, эта ситуация начинает напоминать покупку у России ЗРК С-400: оплата прошла, частично поставка комплексов состоялась, а потом турки вдруг заговорили о том, что неплохо было бы заодно и локализовать их производство, хотя бы частично. В Москве эта идея одобрения не вызвала, но какие варианты будут у Киева? Надо полагать, что президент Эрдоган не в восторге от зависимости своей амбициозной авиастроительной программы от столь ненадежного партнера и поставщика, как современная Украина. Последующий ультиматум Анкары о необходимости переноса производства ключевых компонентов силовых установок для вертолетов из Запорожья в Турцию представляется неминуемым. И что тогда останется на долю самого «Мотор Сич»?
4 комментария
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. 123
    -2
    5 июля 2021 13:44
    Шансы имеют многие, результат не только лишь все smile
    Турки не хотят учиться на чужом опыте? Они получат свой.
    Жрать свидомый кактус популярное в последнее время занятие.
  2. 0
    5 июля 2021 14:40
    технологии "древних" а не мотор-сич... технологии они развивают так же "быстро" как приматы в книге "планета обезьян". еще пару лет и их двигатели будут интересны только коллекционерам и музеям.
  3. 0
    6 июля 2021 11:14
    Кому достанутся технологии Мотор-Сич – сшасовцам, китайцам, туркам – неважно. В 1945 годе СССР из разрозненных фрагментов ФАУ-2 создал мощное ракетостроение, а Мотор-Сич имеет полную документацию, если сшасовцы не вывезли всё самое ценное. Китайцы обойдутся, а туркам большое подспорье.
  4. 0
    6 июля 2021 11:25
    Цитата: Jacques Sekavar
    Кому достанутся технологии Мотор-Сич – сшасовцам, китайцам, туркам – неважно. В 1945 годе СССР из разрозненных фрагментов ФАУ-2 создал мощное ракетостроение, а Мотор-Сич имеет полную документацию, если сшасовцы не вывезли всё самое ценное. Китайцы обойдутся, а туркам большое подспорье.

    Так то да, но собрать в СССР немецкими специалистами удалось порядке 20 ракет.