Почему Северный морской путь никогда не сможет заменить Суэцкий канал

23

​​Вот уже четыре дня как минуло с момента, когда контейнеровоз «Ever Given» перегородил Суэцкий канал – одну из ключевых транспортных и логистических артерий мира. Новость резко всколыхнула российское экспертное сообщество; чем дольше судно перекрывает Суэц, тем громче звучат голоса энтузиастов, уверенных в переделе рынка мировых морских грузоперевозок – в частности, они пророчат большой успех Северному морскому пути (далее – СМП) и Транссибирской железнодорожной магистрали.

В данном материале я предлагаю вкратце ознакомиться с правдивостью таких заявлений и разобраться, имеет ли перспективу лоббирование использования Севморпути.



Немного статистики: количество кораблей, вовлеченных в «Суэцкую пробку» по состоянию на 26 марта:

– 143 корабля стоят на якоре в Горьком озере
– 282 корабля находятся в Порт-Саиде
– 3111 кораблей находятся районе Суэца.


В качестве главного тезиса рентабельности СМП звучит его меньшая протяженность в сравнении с Суэцем; по мнению энтузиастов, Китаю выгоднее было бы вести товары напрямую в Европу, минуя Индо-Тихоокеанский регион и Африканское побережье.

Они, впрочем, не учитывают, что экономика морских перевозок не исчерпывается одной лишь протяженностью маршрута. Для грузов, транспортируемых по воде, скорость перевозки не столь уж критична, и когда речь заходит о «расстоянии», то под этим термином подразумевается экономия топлива, достигаемая благодаря сокращению времени маршрута. Снижение цен на нефть, впрочем, сбило стоимость судового горючего – вследствие этого любой выигрыш от использования Севморпути становится менее существенным; в свою очередь, активное маневрирование среди ледовых полей в разы увеличивают расходы топлива.

Отдельно стоит сказать о том, что экономика транспортировки грузов крайне зависима от условий страхования, которые, в свою очередь, зависят от оценки рисков. Арктическое судоходство несет в себе множество «подводных камней», связанных, в частности, с гарантированным обеспечением услуг, необходимых для судовождения – и речь идет отнюдь не только о рисках получить ущерб в случае столкновения со льдами. Требуется постоянная ледокольная поддержка, навигационное, гидрографическое, метеорологическое и таможенное сопровождение кораблей. Севморпуть крайне жестко привязан к количеству и рабочей активности ледоколов – а это несет в себе серьезные дополнительные риски: если судна-ледореза не окажется в нужное время и в нужном месте, то сухогрузы будут вынуждены простаивать, подобно тому, как это происходит сейчас в Суэцком канале.

Не менее важным элементом привлекательности морского маршрута является хорошо развитая портовая инфраструктура. Для современных контейнерных перевозок важны не столько скорость и расстояние, но и соблюдение графика. Темп продвижения судна, в свою очередь, зависит от условий доступности подходов к портовой инфраструктуре, лоцманской поддержки, швартовки, техническом обеспечении порта – это, конечно же, не только погрузка и выгрузка кораблей, но и возможность пополнить припасы, провести бункеровку, обеспечить ремонт и нанять дополнительных членов экипажа. Таким образом, морская логистика жестко привязана к хорошо развитой портовой инфраструктуре, способной обеспечить весь необходимый спектр услуг – это и позволяет сократить количество рисков, связанных с задержками судна. На сегодняшний же день Севморпуть имеет лишь один глубоководный порт – Мурманск.

СМП не славится и простотой условий судовождения – непростая система морей и проливов со сложной ледовой обстановкой чрезвычайно сильно влияет на выбор маршрута. Например, проливы, через которые проложен Севморпуть, серьезно ограничивают осадку и тоннаж кораблей, которые могут проходить через них.

Так, глубина пролива Карские Ворота – 21 м, а пролива Санникова – 13 м. По этому маршруту могут пройти контейнеровозы вместимостью не более 4500 TEU (Twenty Foot Equivalent Unit – условная единица измерения вместимости грузовых транспортных средств. Часто используется при описании вместимости контейнеровозов и контейнерных терминалов. Основана на объеме 20-футового (6.1 метров) интермодального ISO-контейнера). «Первооткрыватель» Севморпути, датский контейнеровоз «Venta Maersk», преодолевший транспортную артерию в 2018 году с грузом мороженой рыбы и электроники, имел вместимость 3600 TEU – данный показатель существенно меньше вместимости большинства судов, ежедневно проходящих через Суэцкий канал.

В данный момент самым распространенным в мире типом контейнеровозов является т.н. «Панамакс-класс» вместимостью от 5000 до 12000 TEU – и это не говоря о гигантах «Triple E-Class», рассчитанных на 18200 TEU. Даже если предположить, что подобное судно окажется в Арктике (проливы теоретически можно углубить, как и создать сеть северных портов), ему потребуется сопровождение минимум двух ледоколов для успешного прохода через Севморпуть.

Самый, пожалуй, главный вопрос состоит в другом – что транспортировать через СМП? Специалисты говорят, что Арктический путь полноценной заменой южным морским маршрутам быть не может: температурный режим не допускает перевозки большей части товаров, следующих Суэцким каналом, а вопрос инфраструктуры встает во весь рост под совершенно неожиданным углом: контейнеровозы, следующие из Юго-Восточной Азии в Европу, имеют по несколько остановок в портах на пути следования, где они проводят выгрузку и погрузку товаров. Например, если вести речь о промышленной продукции КНР, то на долю Европы в морских перевозках выпадает менее 20% от общего объема проданных грузов; на Северную Европу – около 3%. Более 50% от общего торгового оборота составляет Тихоокеанский регион, а оставшаяся доля китайского импорта и экспорта идет в США. Севморпуть, в свою очередь, не обладает портами, в которых можно закупать и продавать промышленные товары, а сырье, нефть, газ и рыба вывозятся в рамках существующей инфраструктуры.

Действительно широкие перспективы имеют наши железнодорожные транспортные пути – так, например, за прошлый год из-за скачков стоимости морского фрахта контейнерные перевозки по Транссибу выросли на 15%; в связи с этим была активно задействована и Байкало-Амурская магистраль (имеются планы по ее расширению и строительству второй ветки), но дальнейшее расширение объемов транспортировки грузов ж/д сталкивается с ограничениями пропускной способности, и кардинального решения данной проблемы в ближайшее время не предвидится.

Подводя итоги, следует сказать, что России, безусловно, необходимо вести дальнейшие работы по улучшению привлекательности морских перевозок Севморпутем – у этого предприятия, безусловно, есть немалые перспективы, пусть и имеющие вполне конкретные ограничения, которые не позволят СМП стать равноценной заменой Суэцкому каналу – так или иначе, непростые климатические и географические условия Арктического маршрута накладывают немалые сложности, которые, впрочем, при разумном подходе не помешают извлекать экономическую выгоду для нашей страны.
23 комментария
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +5
    28 марта 2021 11:15
    Все, на Севморпуть забиваем, помогаем вытаскивать «Ever Given». Присылаем бурлаков.
    1. -2
      28 марта 2021 11:52
      В 1069м Суэц вроде на 4 года закрывался. Вы это помните ?
      1. +10
        28 марта 2021 14:25
        В 1069м Суэц вроде на 4 года закрывался. Вы это помните ?

        Да конечно помним Торагой друх. Всего то на 27 лет раньше первого крестового похода. Конечно помним. Вот как вчера все было.
        1. -2
          31 марта 2021 00:31
          Это было в 1969 году
      2. 123
        +12
        28 марта 2021 14:48
        В 1069м Суэц вроде на 4 года закрывался. Вы это помните ?

        Смутно no Это при правлении халифа Маад аль-Мустансир Биллаха? Времена были жестокие,годом ранее Каир разграбили. Про канал не помню request
        Или вы имеете в виду до нашей эры в период царствования Рамзеса XI ?
      3. +1
        28 марта 2021 22:07
        В 1069м Суэц вроде на 4 года закрывался. Вы это помните ?

        Со второй цифирей вы конечно лоханулись, однако вы можете для сравнения представить цифры грузооборота через Суэц в 1969-м и 2021-м??
        Многое станет понятно....
      4. +1
        29 марта 2021 10:31
        Его прокопали древние украинцы и, что естественно, через тыщу лет эксплуатации потребовалась реконструкция wassat
      5. 0
        6 апреля 2021 11:53
        Точнее так: Как моряки застряли на 8 лет в Суэцком канале

        В июне 1967 года из–за военного конфликта Израиля и Египта, получившего название "Шестидневная война", Суэцкий канал был заблокирован с обеих сторон вследствие преднамеренного затопления на фарватере нескольких судов Египетскими войсками. Помимо затонувших судов, было установлено несколько морских мин, которые препятствовали навигации. Заложниками стали 15 кораблей разной национальной принадлежности: 2 из них принадлежали ФРГ, 2 — Швеции, 2 — Польше, 4 — Великобритании, по 1 — США, Норвегии, Чехословакии и Болгарии, еще один американский корабль оказался отрезанным от остальных. Шестидневная война, как можно догадаться, быстро закончилась, а вот расчистка канала затянулась. 14 заблокированных судов встали на якорь в самом широком месте канала под названием Большое Горькое озеро.
        В октябре 1967 года все 14 капитанов и команды, собравшись на борту британского теплохода "Melampus", основали "Ассоциацию Большого Горького озера". Она поддерживала взаимопомощь, организацию совместного досуга и даже выпускала собственные почтовые марки. Экипажи делились припасами, устраивали спортивные мероприятия, кинопоказы и вечеринки. Норвежское судно славилось прекрасной кухней, польское — высококвалифицированным врачом, шведские — спортзалом и бассейном, а немцы с удовольствием делились грузом охлажденного австралийского винограда с болгарскими коллегами, которые гнали из него ракию для общих нужд, также совместными усилиями был организован яхт–клуб. В 1968 году в первую очередь для привлечения внимания к проблеме при поддержке британской прессы параллельно с Олимпиадой в Мехико были организованы "Олимпийские игры на Горьком озере". Победителями в общекомандном зачете стали поляки, вторыми — немцы, третьеми — англичане. Помимо прочего командование разрешало употребление алкоголя, и в июле 1969 года капитан одного из британских судов оценивал количество выброшенных за борт пустых пивных бутылок в полтора миллиона штук.
        Со временем проблему удалось частично решить — в 1969 корабли были объединены в группы с целью сокращения численности экипажа, необходимого для обслуживания, также были организованы 3–месячные сменные вахты. Блокада самого канала была полностью снята только в 1975 году. Единственными кораблями, техническое состояние которых позволяло вернуться в порт приписки своим ходом, были немецкие Münsterland и Nordwind. 24 мая 1975 года они достигли порта Гамбурга, где их приветствовали более 30 000 зрителей. Для Münsterland это стало завершением путешествия в Австралию, которое длилось восемь лет, три месяца и пять дней.
  2. -1
    28 марта 2021 11:27
    Реальная оценка положения дел, в статье всë разложено по полочкам. Именно по указанным в статье причинам, ещë не скоро по СМП будут осуществляться регулярные проводки коммерческих караванов. И по РЖД всë указано правильно.
  3. +1
    28 марта 2021 11:51
    Ну почему всегда такая категоричность?

    Почему Северный морской путь никогда не сможет заменить Суэцкий канал

    В жизни месть есть для всего. Важна доля. И для СевМорПуть найдется применение.
  4. +1
    28 марта 2021 13:31
    Почему Северный морской путь никогда не сможет заменить Суэцкий канал

    1. Требует замены торгового флота на суда ледового класса и меньшего водоизмещения
    2. Отсутствие портовой, ремонтной и прочей инфраструктуры
    3. Сложности навигации в полярных областях
  5. +8
    28 марта 2021 16:33
    Глубина Суэцкого канала - 20 м. Указанный пролив Санникова имеет глубину 24 м.
    Газовоз «Совкомфлота» «Кристоф де Маржери» с грузом сниженного газа с проекта «Ямал СПГ» преодолел Северный морской путь в восточном направлении из порта Сабетта в порт Таньшань (провинция Хэбэй, КНР). 2360 морских миль от Сабетты до мыса Дежнева (Чукотский полуостров) танкер прошел за 7 дней 17 часов
    Для навигации в северных широтах мы запустили спутник Арктика-М. И в следующем году планируем ещё один. Всего группировка будет насчитывать 5 аппаратов. Последний по плану должен быть запущен в 2025г. Новые спутники будут вести круглосуточный всепогодный мониторинг состояния атмосферы, поверхности на полюсах Земли и ледовую обстановку морей Северного Ледовитого океана в любую погоду.
    Ледоколы класса "Лидер" обеспечат круглогодичную навигацию в восточной части северного морского пути. В западной части будут работать ледоколы Арктика-М.
    Очень позитивный момент состоит в том, что они уверены , что у нас ничего не получится. Это хорошая новость. Это их уверенность работает на нас.
  6. 0
    28 марта 2021 18:47
    Т.е., контейнерные поезда ходят "от точки до точки", а суда не могут?
  7. -1
    28 марта 2021 20:48
    Братья не плачьте по СМП СКОРО Арктика растает и все будет хоккей!!!))))
  8. +1
    28 марта 2021 21:03
    Сплошные спецы-писаки (типа псаки)... Скучно, девочки.))
  9. +1
    28 марта 2021 22:14
    Для грузов, транспортируемых по воде, скорость перевозки не столь уж критична,

    Дальше можно не читать. bully

    Общие потери мировой торговли из-за блокировки Суэцкого канала контейнеровозом Ever Given могут составить порядка $230 млрд, говорится в отчете аналитиков одной из крупнейших в мире страховых компаний Allianz.

    P.S. Автор, может вообще зарыть панамский, суэцкий каналы, от них одни проблемы? feel
  10. 0
    29 марта 2021 00:48
    Какой северный путь?! Какие ледекоколы!? Сейчас Израиль подсуетится, и пророет какнал через Негев. А в Суеце Египет будет нильского окуня разводить...
  11. -3
    29 марта 2021 09:40
    Всё,судно на плаву.Расходимся,помечтали и будя.
    1. +3
      29 марта 2021 11:13
      Что, не написал гадостей про Россию, день зря прошел?
      1. -1
        29 марта 2021 14:17
        Да про Россию я вроде ничего не писал.
  12. 0
    29 марта 2021 11:15
    Сбой в графике поставок будет до середины лета
    В результате РЖД на сегодня - крупнейший линейный оператор по доставке товаров Азия - Европа. MAERSK - второй.
  13. -2
    31 марта 2021 00:35
    Ну что посудину сняли с мели и что то в мире треснуло ? Однако уже забыли про затор..
  14. 0
    28 апреля 2021 08:22
    Как говорится никогда не говори никогда. Суэц тоже был не всегда, а взяли и вырыли. А СМП и рыть не надо.