«Суэцкий индицент» может изменить всю мировую торговлю

39

23 марта произошло ЧП, которое в дальнейшем может оказать серьезное влияние на всю мировую экономику. Суэцкий канал, длительное время считавшийся кратчайшей водной артерией между Европой и Азией, был намертво закупорен одним из крупнейших судов в мире, контейнеровозом Ever Given, который сел в нем на мель. Как же все это скажется на международной торговле углеводородами и отправке контейнерных грузов из Азии в Европу?

Благодаря строительству канала были соединены Средиземное и Красное моря, а корабли получили возможность напрямую попасть из Атлантического океана в Индийский, не огибая африканский континент. До запуска его в строй приходилось или плыть вокруг Африки, или разгружаться и добавлять к логистическому плечу еще и сухопутный транзит, а потом вновь фрахтовать и загружать корабль. Длина морского маршрута сократилась на 8 тысяч километров, а сроки доставки грузов – в среднем на 2 недели. Экономическое значение Суэцкого канала для всей мировой торговли сложно переоценить. На продолжительное время его работа прерывалась только во время арабо-израильских войн. И вот история грозит повториться, но уже в мирное время.



Чтобы понять масштаб бедствия, надо обратиться к цифрам. Длина канала составляет 160 километров, его ширина по зеркалу воды – до 350 метров, по дну – от 40 до 60 метров, а глубина – 20 метров. Данная транспортная артерия способна пропускать суда с максимальной шириной до 77,5 метров и водоизмещением до 240 000 тонн. И вот на 101-м километре канала застрял один из самых больших контейнеровозов во всем мире с длиной в 400 метров, шириной в 59 метров и осадкой в 15,7 метра, шедший с 20 тысячами контейнеров на борту из Китая в Роттердам под панамским флагом. По последним данным, его лоцман не справился с управлением из-за сложных метеорологических условий, песчаной бури, сопровождаемой сильнейшим ветром. Огромное судно село на мель, намертво запечатав Суэцкий канал, и даже 8 буксиров не смогли справиться с задачей, высвободив его.

Как можно удалить этот «тромб» в кровеносной системе мировой экономики? Сперва надо как-то разгрузить упомянутые 20 тысяч контейнеров на необорудованную для этого площадку, чтобы облегчить судно, а затем размыть под ним песок. И эксперты не спешат давать оптимистические прогнозы, наоборот. Глава компании Boskalis Питер Бердовски, что сейчас пытается снять контейнеровоз с мели, говорит не о днях, а о неделях:

Нельзя исключить, что на это уйдут недели, все зависит от того, как будет складываться ситуация. Он сейчас как огромный выбросившийся на берег кит. На песке оказалась огромная тяжесть. Возможно, нам потребуется комбинировать разные методы — снятие с судна контейнеров, топлива и воды, использование буксиров и размывку песка.

И это будет жестокий и очень неожиданный удар под дых всей международной торговле, 12% которой проходит через Суэц. Помимо пресловутых контейнеров из Азии в Европу, через канал в сутки проходит порядка 600 тысяч баррелей нефти. В настоящее время «в пробке» стоят от 10 до 13 миллионов баррелей нефти, более десятой части ежесуточного потребления «черного золота» во всем мире. А еще через данную водную артерию на европейский рынок идет катарский СПГ. Что же будет происходить в ближайшие 2-3 недели, пока специалисты спешно пытаются разгрузить и столкнуть с мели гигантскую посудину?

Корабли будут вынуждены сменить свой маршрут, обходя мыс Доброй Надежды, что приведет к срыву сроков поставки. Владельцы еще не зафрахтованных судов увеличат стоимость контрактов. На рынке образуется дефицит углеводородов, что приведет к росту их котировок. Нефть уже заметно подросла сразу на 5%. Европейцам придется распечатать запасы сырья в хранилищах. Катар не сможет оперативно отправить свой СПГ на рынок ЕС, и это даст неожиданное преимущество российскому «Новатэку».

Пожалуй, Россия является самой выигравшей стороной от ЧП на Суэце. И речь не только о росте стоимости наших основных экспортных товаров, нефти и газа. Незапланированное перекрытие южной водной артерии делает предельно актуальным вопрос о необходимости альтернативы. И ею должен стать Северный морской путь. О его перспективах сказано уже очень много: полярные льды быстро тают, обширные водные пространства стремительно освобождаются, а расстояние между Европой и Азией значительно сокращается. Ранее Кремль ставил целью увеличить объем грузопотока через СМП до 80 миллионов тонн в год к 2024 году. В прошлом году эти цифры на фоне коронавирусных ограничений были скорректированы в меньшую сторону, до 50 миллионов тонн. Но «суэцкий инцидент» может все изменить.

Да, одномоментно те гигантские контейнеровозы, что обычно идут через Суэц, на Северный морской путь не перебросишь. Сейчас там сезонная высокая ледовая нагрузка, без атомного ледокола для проводки не обойтись. Проблему представляет то, что габариты огромных судов больше, чем у ледоколов, за которыми они должны идти. Изменить ситуацию может спуск на воду ледокола проекта «Лидер», длина которого составляет 209,2 метра, а ширина 47,4 метра. Это уже сопоставимо по размерам, и главное заключается в том, что новейший ледокол сможет работать даже в зимний период. После этого привлекательность Северного морского пути в глазах заказчиков отправки грузов существенно возрастет.
39 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. -10
    25 марта 2021 16:20
    Может, да не изменит.
    1. +6
      25 марта 2021 16:32
      Как категорично laughing
      1. -10
        25 марта 2021 17:01
        Цитата: Маржецкий
        Как категорично

        Писать нечего ?
        В 1969 году Канал был заблокирован на годы , а это случай вопрос дней.
        Не надо раздувать из мухи слона.
        1. +7
          25 марта 2021 17:26
          Сравните уровень зависимости человечества от грузоперевозок сегодня и в 1969 году. В 19 веке, представляете, люди как-то жили без авиации, а сегодня это просто невозможно.
          1. -8
            25 марта 2021 23:16
            Цитата: Кристаллович
            Сравните уровень зависимости человечества от грузоперевозок сегодня и в 1969 году.

            И тогда человечество было уже развитое и торговало на всю катушку. Там вроде до 1972 года была пробка. Шла война. Даже с реактивной авиацией и танками ))) Колесниц и слонов не было )))
            1. +4
              26 марта 2021 09:18
              И тогда человечество было уже развитое и торговало на всю катушку.

          2. -1
            26 марта 2021 11:32
            Вы думаете, что и правда без авиации жить невозможно? Есть другие виды транспорта. Человечество гораздо дольше жило без авиации, чем с ней. И ничего, развивались.
            1. +3
              26 марта 2021 12:09
              Я не просто думаю, я уверен. Человечество развилось за один 20 век больше, чем за все 19 предыдущих вместе взятых.
              1. +1
                29 марта 2021 22:40
                Вы бред несёте.
    2. +8
      25 марта 2021 17:27
      Лабдиен, вроде так в Риге звучало. Ну зачем тебе Суэц, расскажи лучше коллегам как сейчас дела в Рижском и Венстпилском портах и какие перспективы.
  2. Комментарий был удален.
  3. -10
    25 марта 2021 18:14
    Контейнеровоз вообще-то называется «Evergreen”.Тщательнее надо готовить статью.
    1. +5
      25 марта 2021 18:43
      Не называется он "Evergreen". Прежде чем сумничать, надо было удостовериться в правоте своего мнения.
      1. -2
        25 марта 2021 23:00
        Да,компания-владелец так называется,ошибся.
  4. Пусть возят по Севморпути! Там проливы широкие!
  5. +6
    25 марта 2021 22:12
    Перед Суэцем столпилась приличное количество танкеров..
    Со всеми вытекающими (нефть уже прибавила в ценнике)

    Лишнее подтверждение преимуществ нефте-газовых трубопроводов ( если они не идут по нестабильным регионам).
    А лучше по дну моря.
    winked
    1. -3
      25 марта 2021 23:19
      Цитата: Улисс
      Лишнее подтверждение преимуществ нефте-газовых трубопроводов

      У каждого вида транспорта есть свои преимущества. Из США трубу в ЕС не проложишь.
      1. +4
        26 марта 2021 00:42
        Цитата: Владест
        Цитата: Улисс
        Лишнее подтверждение преимуществ нефте-газовых трубопроводов

        У каждого вида транспорта есть свои преимущества. Из США трубу в ЕС не проложишь.

        Золотые слова, нечего США делать в Европе !!! laughing
        1. -1
          28 марта 2021 11:54
          Цитата: Астронавт
          Золотые слова, нечего США делать в Европе !!!

          Это решат США и Европа сами ))))
      2. 0
        26 марта 2021 11:34
        Почему не проложить? Можно. Только это будет безумного дорого.
      3. +1
        26 марта 2021 20:40
        У каждого вида транспорта есть свои преимущества. Из США трубу в ЕС не проложишь.

        Может дело не в преимуществах, а в несколько иной плоскости??

        Иначе чем можно обьяснить решение Байдена задробить строительство нефтепровода из Канады??

        В 2015 году бывший тогда президентом США Барак Обама отказался от строительства нефтепровода, объявив, что оно противоречит национальным интересам США. Затем Трамп подписал указ о возобновлении строительства Keystone XL.
        1. -1
          28 марта 2021 11:55
          Цитата: Улисс
          Иначе чем можно обьяснить решение Байдена задробить строительство нефтепровода из Канады??

          Президенты меняются , меняется и стратегия.
          1. +1
            28 марта 2021 21:56
            Президенты меняются , меняется и стратегия.

            Заключать долгосрочные договора с подобными государствами не имеет смысла.
  6. +4
    25 марта 2021 22:38
    Автор прав, суета вокруг СМП станет ещё более острой. США и сейчас усердствуют, а после вот таких инцидентов будут рвать и метать, чтобы иметь возможность влиять на движение по этой водной артерии. И Россия должна будет жёстко отстаивать свои интересы.
  7. -5
    25 марта 2021 23:03
    Уже частично освободили,переориентировали вдоль канала,судоходство восстановилось.
    1. +4
      26 марта 2021 09:22
      Уже частично освободили,переориентировали вдоль канала,судоходство восстановилось.

      На кого рассчитано это вранье? Суэцкий канал закрыт и будет не доступен для прохода как минимум неделю, а вероятнее всего существенно больше.
      1. -1
        27 марта 2021 17:09
        Это написал российский источник - «Россия 24».Значит это он врет.
      2. Комментарий был удален.
  8. Комментарий был удален.
  9. +1
    26 марта 2021 06:53
    Цитата: Natan Bruk
    Уже частично освободили,переориентировали вдоль канала,судоходство восстановилось.

    Никто и не сомневался, что канал расчистят, чай, не Ормуз персы перекрыли.
    Вопрос в том, что умные люди будут дуть теперь на воду.
  10. 0
    26 марта 2021 15:07
    Сейчас самое время пиарить маршрут Юг-Север через Иран и Россию.
    1. +2
      26 марта 2021 21:17
      Есть Северный морской путь.

      Хорошо охраняемый от всяких пиратов ..

  11. 0
    26 марта 2021 17:47
    Интересно как скоро русский след найдут? Явно-же лоцмана бодяжным новичком подпоили или сам лоцман агент Путина.
  12. 0
    26 марта 2021 20:57
    Странно всё это ..И Путин не причём
    1. -1
      29 марта 2021 19:42
      Прям обидно стало.
  13. +1
    27 марта 2021 05:23
    Не слишком ли много совпадений за неделю ? То ветер Байдена с ног сбивает причем 3 раза , тоже БД ссылает ся на ветер, то этот контейнеровоз некий ветер его развернул поперек Суэца ? ну наверное в США и на Суэцком канале не просто ветер дул в первом случае уран раз Байдена три раза приложил к трапу , а во втором там целое цунами было в канале раз такое судно развернуло. Возникает вопрос а как же в прежние года это судно во время таких природных явлений проходило канал ????????
  14. 0
    27 марта 2021 05:26
    Да еще вот что хотел сказать, А что же пресса "мирового светоча демократии" не пишет про "руку Кремля", "агентов Путина " и про происки самого Путина "???? Или потом напишут мол это Путин сидя в тайге дунул так что Байдена приложило к трапу и судно развернуло ??? А где же наши либерасьены со своими догмами ? Даже как то грустно читать такие новости без руки Путина )))))))))
  15. 0
    27 марта 2021 08:12
    Как говорил один очень находчивый медведь - Это жжжжж не спроста laughing Кому-то это было нужно. Я не думаю что такое огромное корыто доверили лоцману практиканту или не смотрели прогноз на бури.
  16. 0
    27 марта 2021 11:45
    (лениво): а что, Путина еще не обвинили в тайной подоплеке этого инцидента? Таки, ждем-с...
  17. 0
    27 марта 2021 14:05
    Цитата: Маржецкий
    Как категорично laughing

    факты против есть? Или очередная " вода" , без фактов и обилием собственных умозаключений?!
  18. +1
    29 марта 2021 14:06
    Ничего не изменит, альтернативы нет. Если урок впрок, то выводы сделают, а какие – посмотрим.
    Севморпуть и северо-западный проход канадского архипелага – не конкуренты.
    Полярные льды как быстро тают, так же быстро могут и увеличить площадь ледяного покрова. Прецеденты бывали не раз.
    Никаких портов и рембазы, окромя Мурмана. Ледокольное сопровождение удорожает перевозки, а их не один требуется на каждую проводку.
    Если, как говорят, порыв ветра поставил этого монстра поперёк канала, то в арктике ветра и поболе 30 м/сек не редкость. Пробитый ледоколом канал поуже будет, а торосы могут борта пропороть как Титанику. Страховку в разы поднимут.
    Ширина пробитого ледоколом канала ограничивает тоннаж судов, а себестоимость.
    Главное – требуются суда ледового класса типа газовоза “Кристоф де Маржери”, а это процентов на 30 как не поболе дороже аналогичных.
    Ажиотаж пройдёт когда подсчитать подсчитают, но для РФ севморпуть актуален будет всегда.
  19. +2
    29 марта 2021 23:56
    Ледяной покров уменьшается в Арктике, Антарктике, в горах – повсюду, а талая вода куда девается если уровень мирового Океана не поднимается ни на миллиметр ?
    Одно из двух, или кругооборот воды в природе – сказка, или повсеместное сокращение ледового покрова – враньё.