Сможет ли наш «Альтиус» потеснить американский RQ-4 Global Hawk

22

И снова мы возвращаемся к теме российской беспилотной авиации, которая создается заново буквально на наших глазах. Уже вполне успешно летают и применяются в бою БПЛА как лицензионной израильской сборки, так и собственной разработки. Накануне стало известно, что был подписан контракт на производство установочной партии тяжелых разведывательно-ударных беспилотников «Альтиус», которые позиционируются как прямые конкуренты знаменитым американским RQ-4 Global Hawk. Но получится ли у них из нескольких штучных образцов перерасти в настоящих «рабочих лошадок» Минобороны РФ?

Для объективности необходимо внимательно посмотреть на «американца» и историю его появления и становления. Первые дроны появились у США в конце Второй мировой войны, а после широко использовались в период «Холодной войны», совершая разведывательные полеты над странами Юго-Восточной Азии, где особенно хорошо они себя показали во Вьетнаме. Настоящий прорыв в области беспилотной авиации случился после развития компьютерных технологий, появления мощных процессоров и операционных систем, спутниковой навигации и связи. БПЛА RQ 2 Pioneer прекрасно показали себя в Ираке во время операции «Буря в пустыне», совершая разведку и функции целеуказания для артиллерии. На основе этого опыта Пентагон дал задание разработать разведывательный дрон нового поколения, который в итоге получил название RQ-4 Global Hawk.



Без преувеличения, этот американский «стратег» пока что полностью господствует в небе. США потратили очень много времени на его создание и обкатку: первый полет был совершен в 1998 году, а на вооружение он был принят только в 2004-м, и лишь в 2006 году БПЛА реально приступил к выполнению боевых задач. При длине в 13,3 метра и размахе крыльев в 35 метром он является самым большим серийным беспилотником в мире. Материалами для создания послужили алюминий для фюзеляжа и углеволокно для крыльев. Двигатель Allison Rolls-Royce придает скорость полета до 700 км в час, полезная нагрузка – до 900 кг, потолок – до 21 километра. Среднее время нахождения в непрерывно полете для разных модификаций составляет 30 часов. За сутки один RQ-4 Global Hawk может разведать обстановку на площади в 138 тысяч кв. километров, сделав до 2000 фотоснимков в хорошем разрешении.

Это очень серьезная «машинка», которая давала армии США большое преимущество перед противниками. Интересно, что Пентагон даже рассматривал возможность установки на беспилотнике атомного двигателя с тем, чтобы увеличить продолжительность его полета до нескольких месяцев.

И чем теперь сможем на это ответить мы?

Главным российским беспилотным разведчиком должен стать БПЛА «Альтиус». Изначально этот проект назывался «Альтаир», и работы над ним начались еще в 2011 году. Вело их ОКБ «Сокол» (ныне ОКБ имени Симонова), которое имело большой опыт в создании самолетов-мишеней. Но потом случилась мутноватая история с откровенно «рейдерским» душком, и в 2018 году заказ со всеми наработками по проекту передали другому исполнителю, Уральскому заводу гражданской авиации. УЗГА на тот момент имел опыт сборки и локализации производства небольших разведывательных БПЛА «Форпост» по израильской лицензии. В 2019-м, превратившись из «Альтаира» в «Альтиус-У», тяжелый БПЛА успешно поднялся в воздух.


При длине в 11,6 метра размах его крыльев составляет 28,5 метра. Взлетная масса достигает 5 тонн, что сделало бы его самым тяжелым российским беспилотником, если бы не было сверхтяжелого «Охотника», у которого этот показатель составляет 25 тонн. Потолок в 12 километров серьезно уступает RQ-4 Global Hawk, но зато грузоподъемность значительно его превосходит, составляя почти 2 тонны, за счет двух силовых установок вместо одной у «американца». Заявленная продолжительность полета у отечественного БПЛА в 40 часов также превышает этот показатель у конкурента. Но RQ-4 Global Hawk пока что существенно быстрее нашего разведчика, который выдает всего 250 км в час. Правда, отечественные разработчики обещают что-то сделать более мощное на основе вертолетного турбовального ВК 800С. На борту «Альтиуса» может разместиться самое современное оптико-электронное оборудование, РЛС, камеры наблюдения с тепловизорами. Эти беспилотники могут быть весьма востребованы у Минобороны РФ как воздушные разведчики. Особенно уместными они будут в Арктике, где будут присматривать за обстановкой на Северном морском пути.


Но это далеко не все их возможное предназначение. В отличие от RQ-4 Global Hawk, «Альтиусы» могут быть прилично вооружены. Сами собой напрашиваются ракеты класса «воздух-поверхность», уже успешно испытанные на БПЛА «Орион», а также авиабомбы, свободнопадающие и планирующие. Таким образом, Минобороны РФ получит второй тяжелый ударный дрон в дополнение к «Охотнику», о боевых возможностях которого мы подробно рассказывали ранее. С-70, разработанный «Сухим», безусловно, выглядит в ударной мощи фаворитом. Он сможет нести как управляемые, так и неуправляемые ракеты и авиабомбы, а также взаимодействовать с истребителем пятого поколения Су-57 как ведомый.

Но у «Альтиуса» будет существенное преимущество перед сверхтяжелым С-70 в виде более низкой цены. Также при использовании отечественных комплектующих этот разведывательно-ударный дрон должен быть примерно в 2 раза дешевле RQ-4 Global Hawk. А это крайне важно при серийном производстве и выходе на экспортные рынки.
22 комментария
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +2
    25 февраля 2021 18:30
    Немного не понял перескок на рейдерство, не смог понять финальные перескоки, но понял, что "должен быть лучше".

    Наверное, надо логику текста выстраивать?

    Сможет ли наш «Альтиус» потеснить американский RQ-4 Global Hawk - Но у «Альтиуса» будет существенное преимущество перед сверхтяжелым С-70 в виде более низкой цены.

    Лично я, вижу диссонанс между заголовком и выводом. И не вижу ответа на вопрос.
    1. 0
      26 февраля 2021 06:47
      По мне, с логикой текста все нормально. Про рейдерство - это намек всем желающим изучить этот вопрос. Можете не изучать.
      Ответ на вопрос есть, захотите, тогда перечитаете и увидите.
  2. +6
    25 февраля 2021 18:44

    В связи с тем, что прошлый раз г-н Маржецкий сжульничал, изменив текст своей статьи после моего коммента, ставлю скрин.
    К сведению автора: лететельные аппараты с прямым крылом НЕ летают со скоростью 800 км/ч (аэродинамика не позволяет). Ну и совет: прежде, чем что-то писать, особенно технические характеристики, их можно проверить хотя бы в википедии:


    Тогда Вы не будете нервничать на отзывы о Ваших статьях и отписываться в стиле "Сам дуpак"
  3. -3
    25 февраля 2021 18:56
    Сможет ли наш «Альтиус» потеснить американский RQ-4 Global Hawk

    Сможет - или в цене или их поставить в тесном ангаре! laughing
    1. 0
      26 февраля 2021 07:08
      В цене сможет.
      1. +2
        26 февраля 2021 16:49
        В цене сможет.

        Маржецкий, оба БПЛА объединяет только одно - они летают.
        А различие тоже одно (сравнение по Горькому): один - Буревестник, другой - Гагара.
        Вас правильно разоблачили читатели вашей статьи! Вернуться в адвокатуру не хотите?
  4. -4
    25 февраля 2021 19:47
    Опять какаято фигня.
    Сравнивать винтовой и в 3 раза более быстрый, далекий и более старый реактивный стратегический БЛА ЮСА?
    Дешевле в 2 раза он мог бы быть при ЮСА-производстве.

    При рублевом РФ всего в 2 раза дешевле медленый, а значит уязвимый, БПЛА - это как издевательство.
    1. 0
      26 февраля 2021 07:09
      Почему фигня? Есть 2 БПЛА, имеющие схожие задачи и функционал. Отчего бы их не сравнить, а?
      И с каких пор более высокая скорость Хоука спасала его от средств ПВО?
      1. -4
        26 февраля 2021 09:17
        Да какое ПВО имеет разные там.......смуглые? редко-редко один собьют и радуются.

        Даже по вики - более тяжелый, быстрый, высотный, большой и тп. Стратегический разведчик.
        И более маленький, низкий, легкий, со скоростью кукурузника, бомбер -разведчик.(вот он то для ПВО - в приоритете. Тк медленный, низкий, винты, клепки, 2 двигателя дают большую наводку для ЗРК.).

        должен быть примерно в 2 раза дешевле

        - это чистое надувательство производственников, имхо.

        Наверняка у китайцев будет лучше закупить штуки 4 за туже цену. 3 летают, 1н на запчасти)))
    2. avg
      0
      27 февраля 2021 10:54
      Цитата: Сергей Латышев
      Дешевле в 2 раза он мог бы быть при ЮСА-производстве.

      Как крутой, безапелляционный экономист объясните, как при такой разнице в бюджете РФ имеет ВС сопоставимые с США.

      Цитата: Сергей Латышев
      При рублевом РФ всего в 2 раза дешевле медленый, а значит уязвимый, БПЛА - это как издевательство.

      Вообще-то, он не в формуле 1 выступать собрался. Советские дальние и оперативно-тактические БПЛА, еще с 60х годов 20 века, все быстрее Хоука. Т.е. по вашей логике, сильно отстают "партнеры". Зрада, однако!
      1. 0
        27 февраля 2021 20:16
        Сопостовимые - это о-о-о-очень растяжимое понятие.
        Вы бы и сами могли сообразить.
        Нет дорогущего ВМФ, Нет дорогущих забугорных баз на балансе, Куча запасов СССР, бери , и модернизируй (как Т72). деревянная цена нового оружия типа СУ57 раза в 2-4 дешевле мертвопрезидентской цены ф 22-35.
        И еще типа того.

        А 2пункт Вы сами косвенно подтвердили
  5. -7
    25 февраля 2021 20:36
    На вопрос, вынесенный автором в заголовок публикации, следует вполне однозначный ответ - российский "Альтиус" не сможет потеснить американский RQ-4 Global Hawk. Американские производители БПЛА не сидят сложа руки и пока в России будут доводить своё изделие до серийного производства (если вообще доведут), в США уйдут далеко вперед. Не следует сбрасывать со счетов то обстоятельство что на Америку работает весь мир, а Россия может рассчитывать исключительно на собственные ограниченные возможности. Так что г. Маржецкий волен и далее предаваться наивным мечтам, которые не имеют ничего общего с реальностью.
  6. 0
    26 февраля 2021 01:45
    Цитата: дилетант
    К сведению автора: летательные аппараты с прямым крылом НЕ летают со скоростью 800 км/ч (аэродинамика не позволяет).

    - Вообще-то летают:
    https://en.wikipedia.org/wiki/Ilyushin_Il-28#Specifications_(Il-28)
    Maximum speed: 902 km/h at 4,500 m
    Cruise speed: 770 km/h at 10,000 m
    smile
    1. +1
      26 февраля 2021 06:43

      Однако уже при скорости, соответствовавшей, отмечалось увеличение усилий на штурвале, возраставших при дальнейшем разгоне, а затем при неизменном положении триммера руля высоты нагрузки на штурвал изменялись с давящих на тянущие, и самолет стремился плавно перейти в пикирование. С отклоненным триммером Ил-28 достигал значений М=0,81-0,82, но при этом возникала вибрация оперения и тряска всей машины, предупреждавшие летчика о приближении опасного режима. (http://www.airwar.ru/enc/bomber/il28.html)

      Спасибо за замечание. Но крейсерская скорость Ил-28 была 700 а не 770 км/ч, а на максимальной он мог и развалиться. Из-за прямого крыла не пошел в серию Ил-46 (700/895 км/ч), полностью уступивший Ту-16.
      Кроме того RQ-4 Global Hawk имеет крыло "большого удлиннения", что повышает его аэродинамическое качество и тем самым снижает удельный расход топлива и повышает высотность, но снижает скорось. drinks
      1. -1
        26 февраля 2021 07:07
        Мой вам совет: поменьше вашего "дилетантско-разоблачительного" пафоса.
        Насчет "жульничества" с исправлениями некоторых нюансов в тексте: это нормальная практика работы СМИ, когда какие-то неточности подправляются. Если они есть. Статья в формате ежедневного оперативного обзора пишется не неделю, а несколько часов, иногда что-то проскакивает.
        Хотите над этим поглумиться, ваше право. Но это лишь показывает всему окружающему миру ваш убогий мир внутренний. hi
  7. -3
    26 февраля 2021 06:44
    Цитата: дилетант
    Тогда Вы не будете нервничать на отзывы о Ваших статьях и отписываться в стиле "Сам дуpак"

    Вам уже ответили другие комментаторы. Почитайте, дилетант.
    Википедия не истина в последней инстанции, я пользуюсь не только ею, но и другими источниками, более специализированными. Умейте различать крейсерскую скорость и максимальную.
  8. 0
    26 февраля 2021 06:49
    Цитата: Биндюжник
    Так что г. Маржецкий волен и далее предаваться наивным мечтам, которые не имеют ничего общего с реальностью.

    Ну, спасибо, что дозволили hi
    1. -3
      26 февраля 2021 07:12
      Да на здоровье, всегда пожалуйста! yes
  9. Комментарий был удален.
  10. -1
    26 февраля 2021 11:44
    Кстати о дронах, короткая информация по ту сторону занавеса.

    «Во второй половине февраля с румынской 71-й авиабазы ​​Кампия Турзи начали боевые действия беспилотные системы MQ-9 Reaper класса MALE, принадлежащие американской 25-й ударной группе, которая до сих пор выполняла антитеррористические миссии на Ближнем Востоке. призваны усилить разведывательные возможности и концепцию Agile Combat. Занятость на южном фланге восточной границы НАТО. Аналогичные задачи на севере выполняют американские машины, действующие с 12-й базы беспилотных летательных аппаратов в Мирославце, Польша ".
  11. +4
    26 февраля 2021 13:31
    Альтиус - очень долгожданная машина с внушительными возможностями.
  12. Комментарий был удален.
  13. +3
    26 февраля 2021 23:44
    Не надо торопится с победными реляциями.
    Процесс идёт.
    Беспилотники разных классов только "становятся на крыло".
    Однако прогресс видим и вселяет определённый оптимизм.
  14. -2
    27 февраля 2021 01:06
    Сможет или не сможет будет видно когда он будет летать как RQ4.А пока что

    Как сообщает «Интерфакс» со ссылкой на материалы доклада министра промышленности Татарстана Альберта Каримова, собрать беспилотники, которые будут проходить войсковые испытания, планируется до конца 2021 года.

    И RQ4 постоянно модернизируется, а у нас к сожалению еще даже не принят на вооружение...