Когда стоит ждать появления «Охотника» в Сирии?

12

Войны в Сирии, Ливии и Нагорном Карабахе убедительно доказали, что без разведывательных и ударных беспилотников на них приходится несладко. Разумеется, это не «вундерваффе», и на них тоже есть своя управа, но БПЛА действительно вносят серьезный вклад в достижение победы. Россия довольно сильно отстала от потенциальных противников в развитии беспилотной авиации. Некоторые наши «друзья и партнеры» в Израиле, Турции и Азербайджане и вовсе утверждают, что нам не догнать их и за ближайшую тысячу лет. Как же обстоит ситуация на самом деле?

Давайте начнем с того, что Советский Союз сам имел достаточно серьезные компетенции в области беспилотной авиации. В далеком 1974 году в небо взлетел оперативно-тактический разведывательный Ту-141 «Стриж». СССР настолько опередил время, что наш БПЛА был уже тогда реактивным. Эти разведчики стояли на вооружении вплоть до 1989 года, а несколько экземпляров сохранились в ВВС Украины и по сей день. Позже в 1990-м прошли успешные испытания разведывательного беспилотника «Пчела-1Т», который достаточно неплохо показал себя в Чечне в 1995-м, корректируя огонь РСЗ и ствольной артиллерии. Таким образом, миф о технической отсталости и недальновидности «русских лапотников» разваливается сам собой.



К сожалению, далее начались «лихие девяностые», когда денег у государства не хватало не только на разработки в области БПЛА, но и на то, чтобы просто заправить технику. За этот период произошло серьезное отставание от США и их израильских союзников. Но в начале «нулевых» ситуация постепенно стала выправляться. Так, с 2003 года в российских войсках успешно эксплуатируются разведывательные беспилотники ближнего радиуса действия «Элерон», разработанные компанией «ЭНИКС», а с 2015 года – малые разведчики «Тахион» на электрической тяге. Последние, в частности, стоят на вооружении наших военнослужащих в Армении на базе в Гюмри. В 2010 году появились более тяжелые БПЛА «Орлан-10», оснащенные 12 камерами высокого разрешения для создания трехмерных карт местности, которые могут использоваться не только для разведки, но и в качестве системы управления и корректировки огнем. Но гораздо больший интерес как для военных, так и для широкой общественности представляют ударные БПЛА. И здесь нам теперь тоже есть что показать.

В 2016 году компания «Кронштадт» из Санкт-Петербурга запустила в небо средневысотный беспилотник большой продолжительности полета, а два года спустя он был испытан в невооруженной конфигурации в реальных боевых условиях в Сирии. Разработчик предусмотрел возможность размещения на нем до четырех ракет класса «воздух-поверхность» или нескольких авиабомб весом в 20 и 50 килограммов с раскладывающимися крыльями. Масса боевой нагрузки ударного БПЛА достигает 200 килограммов. По основным своим тактико-техническим характеристикам он ничем не уступает израильским и турецким аналогам, а кое в чем и превосходит. В прошлом году «Орионы» поступили на вооружение Минобороны РФ, а несколько дней назад стало известно, что они открыли свой счет, успешно начав уничтожать инфраструктуру террористов в Сирии. Сергей Тюгай, заместитель начальника беспилотной авиации главного командования ВКС РФ, по этому поводу пояснил:

Я хотел бы ваше внимание обратить на точность применения. Рядом находятся какие-то здания, сооружения, объекты. Но применение боеприпаса с наших беспилотных летательных аппаратов идет именно по цели, никаких отклонений нет.


Это означает, что теперь красочными картинками подбитой с БПЛА техники смогут хвастаться не только наши конкуренты и потенциальные противники. Но это далеко не все. Еще в России с 2011 года ведется работа над тяжелым разведывательно-ударным беспилотником «Альтаир», который превратился в «Альтиус». После смены подрядчика в 2018-м всего через год в разработке произошел прорыв, и БПЛА со взлетной массой в 5 тонн, полезной нагрузкой до 2 тонн и размахом крыльев под 30 метров совершил успешный полет в автоматическом режиме. Это прямой конкурент американским ударным дронам MQ-9 Reaper, но отечественные беспилотники, оснащенные двумя двигателями, смогут находиться в воздухе до двух суток. По своему боевому радиусу они сравнимы с тяжелыми бомбардировщиками, однако во много раз дешевле. Войсковые испытания первых «Альтиусов» пройдут до конца этого года.


Но, пожалуй, самым интересным и перспективным является разработанный «Сухим» тяжелый ударный БПЛА С-70 «Охотник». Данный проект должен стать настоящим прорывом для России в области беспилотной авиации. Созданный из композитных материалов с применением технологий стелс, «Охотник» внешне чем-то напоминает «корабль пришельцев» из научной фантастики. Размах крыльев составляет 19 метров, максимальная скорость достигает 1400 км/ч, практический потолок – до 18 километров, дальность полета – 6000 километров, а боевая нагрузка – до 8 тонн. Беспилотник будет оснащен управляемыми ракетами, а также управляемыми и неуправляемыми авиабомбами. Благодаря большим размерам, внутри него можно разместить мощные радиолокационное оборудование и систему связи. Также предусмотрена интеграция с истребителем пятого поколения Су-57, что существенно расширит зону радиолокационного поля для эффективных действий боевых самолетов без их захода в сферу ПВО противника.


Программа «Охотник» поможет окончательно преодолеть наметившееся отставание России от конкурентов. Уже проведены успешные испытания С-70 на взаимодействие с истребителем Су-57. Поступление беспилотника в серию ожидается в 2024 году. В настоящий момент Новосибирский авиационный завод имени Чкалова строит еще три прототипа «Охотника», последний из которых будем максимально приближен к серийной боевой машине. Вероятно, обкатку этот ударный БПЛА пройдет в Сирии на террористических группировках. И случиться это должно до начала массового производства БПЛА. К примеру, до 2020 года не было известно об испытаниях ударного беспилотника «Орион», в то время как они имели место, предположительно, в 2018-2019 годах, а в серию дрон пошел лишь в прошлом году. Очевидно, что об успешных испытаниях «Охотника» в боевых условиях мы также узнаем постфактум – БПЛА является секретной разработкой российского оборонпрома и определенно вызовет неподдельный интерес со стороны разведчиков НАТО, в случае своего появления в Сирии.

Вполне возможно, что одной сухопутной версией «Охотник» не ограничится. Напомним, что в США уже имеется свой аналогичный нашему С-70 ударный БПЛА X-47B. Целью данной программы Пентагона было создание беспилотника, способного эксплуатироваться на авианосцах и управляться с помощью бортового компьютера. Американцы научились успешно сажать X-47B на свои палубы и даже дозаправлять их в воздухе, но проект был приостановлен из-за дороговизны. Однако США сохранили все прототипы и могут в любой момент вернуться к дальнейшим испытаниям. Не исключено, что в перспективе «Охотники» будут использоваться на строящихся в Керчи двух больших универсальных десантных кораблях, которые имеют шанс превратиться в итоге в легкие авианосцы.
12 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. 0
    23 февраля 2021 15:12
    В далеком 1974 году в небо взлетел оперативно-тактический разведывательный Ту-141 «Стриж». СССР настолько опередил время, что наш БПЛА был уже тогда реактивным.

    Сергей, простите, конечно, но чекайте информацию перед написанием статьи лучше - в США реактивный разведывательный БПЛА AQM-34 был принят на вооружение в 1952 году.

    Более того, читаем об этом же беспилотнике следующее:

    Идея сделать из беспилотника самолёт-носитель бомб берёт своё начало в 1953 году. В первой половине 1960-х БПЛА был успешно оборудован под размещение двух управляемых ракет класса «воздух-воздух». Первые опыты по применению Firebee в качестве бомбардировщика проводились в 1964 году, аппарат брал две двухсотпятидесятифунтовые бомбы Mk 81 и осуществлял прицельное бомбометание. После этого было разработано множество самых различных вариантов ударного БПЛА. В рамках этой программы в 1971 году был успешно испытан первый в мире прототип разведывательно-ударного беспилотника BGM-34A, вооружённый ПТУР Maverick и УАБ Paveway на внешних узлах подвески (исходно, этот проект разрабатывался с конца 1960-х гг. для оснащения Армии обороны Израиля эффективными и сравнительно дешёвыми средствами борьбы с советскими зенитно-ракетными частями и зенитной артиллерией в Египте). Первый в мировой военной истории пуск управляемой ракеты класса «воздух-поверхность» с телевизионным наведением с борта беспилотника состоялся 14 декабря 1971 года[1].

    Более того, советский сверхзвуковой реактивный БПЛА "Ястреб" был принят на вооружение еще в 1961 году.

    В чем там "Стриж" опережал свое время-то?
    1. +1
      23 февраля 2021 15:44
      Цитата: Cyril
      В чем там "Стриж" опережал свое время-то?

      Он опережал понты наших израильских и турецких друзей smile
      1. 0
        23 февраля 2021 15:58
        Израильские господа не говорят, что они первыми стали эксплуатировать беспилотники. Они говорят (и это объективная правда), что сегодня Израиль является одним из лидеров в сфере беспилотной авиации, и что Россия (что тоже объективно) в этой сфере Израилю уступает. В чем здесь Вы видите "понты" - не совсем понятно.
        1. -1
          23 февраля 2021 16:27
          Cyril. При таких небольших людских ресурсах Израиля и одновременно с этим жадностью до чужих территорий это не удивительно. yes
          1. 0
            23 февраля 2021 16:52
            При таких небольших людских ресурсах Израиля

            Как раз ввиду их малых людских ресурсов лидирующие позиции в сфере беспилотной авиации вполне себе удивительны.

            одновременно с этим жадностью до чужих территорий

            Непонятно, о какой жадности до чужих территорий идет речь.
            1. -1
              23 февраля 2021 17:00
              Цитата: Cyril
              Как раз ввиду их малых людских ресурсов лидирующие позиции в сфере беспилотной авиации вполне себе удивительны.

              Я по моему вам ясно написал своё мнение, что непонятно?

              Цитата: isofat
              При таких небольших людских ресурсах Израиля и одновременно с этим жадностью до чужих территорий это не удивительно.

              Могу добавить, что никто не держит Израиль в изоляции от достижений мировой науки и техники, было бы желание.
              1. 0
                23 февраля 2021 17:03
                Я по моему вам ясно написал своё мнение, что непонятно?

                Все непонятно. Во-первых, как коррелирует численность населения и лидерство в военной промышленности. Во-вторых, причем здесь какая-то жадность до чужих территорий.

                Могу добавить, что никто не держит Израиль в изоляции от достижений мировой науки и техники, было бы желание.

                Ну так это результат взвешенной и дальновидной политики руководства страны.
                1. -2
                  23 февраля 2021 17:17
                  Cyril, давайте вы не будите изображать дypaкa и пытаться жонглировать словами. Вы в этом умении не блещете, а от вашего примитива я уже устал. hi
                  1. 0
                    23 февраля 2021 18:06
                    давайте вы не будите изображать дypaкa

                    Я вас и не изображаю.

                    и пытаться жонглировать словами.

                    Нет никакого жонглирования словами. Есть ваши невнятно выраженные мысли. В чем именно их невнятность - я пояснил предельно конкретно.

                    Вы в этом умении не блещете

                    Да, в изображении дурака я полный профан. Поэтому и не занимаюсь этим.

                    а от вашего примитива я уже устал

                    Ну вот, вы даже примитив осилить не способны.
  2. 0
    23 февраля 2021 17:35
    1400 км/ч при размахе крыла 19м и длине14м?????
    Не могет такого быть. Закувыркается и еще как. Кто-то, что-то наплел.
  3. -5
    23 февраля 2021 19:49
    Как показывает жизнь , ни в Сирии, не где-нибудь ещё, кроме как в сказках ,,Охотник" появиться Не способен!
  4. В Ливии неплохо бы испытать!