Что нужно для успешной реализации проекта лайнера МС-21

4

Несмотря на многочисленные проблемы «Суперджета» и те трудности, которые американские санкции создали на самом старте МС-21, есть некоторая надежда, что отечественные гражданские самолеты смогут слегка подвинуть Boeing и Airbus. На чем же основываются столь смелые мечты?

Прежде всего, эксперты указывают на огромные проблемы двух заклятых конкурентов. Американская корпорация только из-за неудачного лайнера Boeing 737 MAX потеряла порядка 9 миллиардов долларов, что привело к падению стоимости ее акций. А из-за пандемии коронавируса, приведшей к снижению спроса на новые самолеты, Boeing впервые с 1997 года показал убытки. COVID-19 буквально за несколько месяцев отнял у Airbus третью часть всего его бизнеса. Европейская корпорация буквально «истекает кровью», вынужденная непрерывно тратить деньги.



Проблемы российского гражданского авиастроения были бы не лучше, но ирония заключается в том, что оно практически отсутствует, поэтому ему особо и падать некуда. Совместный российско-китайский широкофюзеляжный лайнер CR-929 пока существует только на бумаге. Перспективный среднемагистральный МС-21 еще не начали серийно производить. Ближнемагистральный «Суперджет» давно крепко сидит на бюджетной игле, а вскоре должна быть создана его «импортозамещенная» версия, о чем мы подробно рассказывали ранее.

Восстановление мирового спроса на новые самолеты ожидается на горизонте 5-6 лет. Как раз к тому времени отечественные авиастроители должны окончательно разобраться со своими проблемами. Некоторые эксперты считают, что МС-21 и даже компактный «Суперджет» наиболее удачно вписываются в постковидные реалии. Снижение пассажиропотока объективно произошло, поэтому перевозчикам выгоднее брать средне- и ближнемагистральные лайнеры вместо больших, но заполненных только наполовину. При самом оптимальном раскладе российские самолеты смогут занять до 5% мирового рынка. Однако сперва отечественные авиастроители должны решить целый комплекс проблем.

Во-первых, опыт эксплуатации «Суперджета» показал, что компания-производитель не сумела наладить эффективное постпродажное обслуживание самолетов. Если еще и МС-21 наступит на те же грабли, светлого будущего у него нет.

Во-вторых, очень серьезно стоит вопрос надежности поставок комплектующих. Напомним, что из-за высокой доли американских компонентов «Суперджет» не получилось продать Ирану.

Судя по всему, определенные выводы были сделаны, и к 2023 году у нас в стране должен появиться Sukhoi Superjet 100 New, полностью созданный из отечественных компонентов и с отечественным же двигателем ПД-8. Теперь стоит задача не допустить повторения этой истории с МС-21. Сроки выпуска российского лайнера были сдвинуты вправо из-за введения американских санкций в отношении поставщиков композитных материалов для его «черных крыльев». Недавно президент Путин с досадой прокомментировал этот шаг со стороны США:

Взяли и по соображениям недобросовестной конкуренции прекратили поставку нам соответствующих композитных материалов для крыла. Ну что это такое? Это просто хамство на мировом рынке с нарушением всех общепризнанных принципов и правил.

Отечественным либералам во власти стоит помнить, что СССР неспроста создавал замкнутый цикл производства самолетов, который был ими благополучно уничтожен. Сейчас проблема замещения композитных материалов для среднемагистрального лайнера находится на стадии завершения. Но есть риск, что это далеко не последний санкционный удар. Помимо «черных крыльев», при проектировании МС-21 использованы важные компоненты иностранного производства – электронная аппаратура и некоторые механические узлы. Их отечественных аналогов пока нет. ОАК впрок закупила импортные комплектующие на сумму в 35 миллиардов рублей, но что будет, когда они закончатся?

В совокупности сказанное означает, что возрождение гражданского авиастроения в нашей стране может быть только результатом восстановления всего цикла производства ключевых компонентов, чем стоит заняться прямо сейчас, до введения новых ограничительных мер. Тогда и о 5% мирового рынка помечтать можно будет.
4 комментария
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +1
    25 сентября 2020 15:22
    Наша властная элита ориентированная на проживание заработанных и наворованных денег использование в странах наших "партнеров-врагов, не может не закладывать труд стран будущей Родины. Детали могут и затормозить проект в любой момент,за что их то же похвалят, но не у нас конечно.
  2. +1
    25 сентября 2020 17:56
    .....Взяли и по соображениям недобросовестной конкуренции прекратили поставку нам соответствующих композитных материалов для крыла. Ну что это такое? Это просто хамство на мировом рынке с нарушением всех общепризнанных принципов и правил. ....
    О какой добросовестной конкуренции и тем более хамстве может идти речь на войне. Странно это слышать от первого лица, хотя может он в силу дипломатического этикета, или, как там еще можно назвать, не может высказаться более эмоционально.
  3. +2
    25 сентября 2020 18:05
    Надо как-то понять всем, особенно главным "руководителям", что ни о каком добрососедстве, доброжелательности, уступчивости со стороны Запада не может быть и речи. Только компромиссы и ничего более. Другого они не понимают. Мы для них враги и они для нас тоже. Это врожденное столетиями. Может конечно не для всех, но это пока.
    1. GRF
      0
      3 октября 2020 12:23
      уступчивости со стороны Запада не может быть и речи.Только компромиссы и ничего более.
      Компромисс(лат. compromissum) — в этике и праве разрешение некой конфликтной ситуации путём взаимных уступок; уступка ради достижения какой-либо цели, вопреки своим желаниям.

      Такие противоречия, переосмысления видны после второго, третьего прочтения своего же комментария и зачастую уже поздно, исправить нельзя, сайт не позволяет, Поэтому обращение к сайту, с просьбой увеличить время для возможной корректировки своего комментария.
      Ведь как известно, правильная мысля приходит апосля...