Знать свое место: как «Суперджет» может перейти дорогу МС-21

22

Компания «Гражданские самолеты Сухого» рассматривает возможность создания его удлиненной версии, способной принимать до 140 человек. Казалось бы, это хорошая новость, но в экспертной среде она вызывает весьма неоднозначное отношение. Попробуем разобраться, почему.

О проблемах SSJ 100 известно давно: это и изначально чрезвычайно высокая доля импортных комплектующих, и относительно низкий ресурс силовой установки французской разработки, и сложности с постпродажным обслуживанием. «Хорошей новостью» является то, что эти проблемы постепенно решаются, о чем мы подробно рассказывали ранее. Но осталась одна, которая способна подставить подножку уже другому перспективному российскому самолету, лайнеру МС-21.



Помимо технической составляющей, сложность в реализации проекта состояла в довольно неудачном выборе рыночного сегмента, куда попытался зайти SSJ 100. Спрос на самолеты со 100 пассажирскими местами не очень велик. Он гораздо выше в сегменте 65-75 кресел либо уже в компоновке на 130-140 кресел. Первоначально «Суперджет» планировался для перевозки именно 75 пассажиров, но вместимость салона увеличили до 100 человек. Теперь речь идет уже про 140 кресел, то есть, вдвое больше первоначального проекта ближнемагистрального лайнера. Целесообразность такого подхода вызывает большие сомнения.

Владислав Филев, совладелец компании S7 Group, являвшийся одним из заказчиков «укороченной версии», поясняет:

Для региональных перевозок в России нужна машина именно на 75 мест, аналог советского регионального джета Ту-134. SSJ75 мог бы стать этой заменой. К тому же самолет изначально проектировался на 75 мест и в такой конфигурации S7 заказывала его еще в 2004 г., но потом его сделали 100-местным.

Сейчас этот авиаперевозчик эксплуатирует самолеты Embraer E-170 вместимостью в 78 пассажиров, что на практике подтверждает наличие спроса на такой лайнер. Эксперты считают, что в SSJ75 были бы решены многие конструктивные проблемы «Суперджета»: снизилась бы нагрузка на крыло и силовую установку, которая быстрее выходит из строя на 100-местной версии. Такая машина была бы более загруженной на региональных маршрутах, а эффективность ее коммерческой эксплуатации – выше.

Однако почему-то ОАК, которой принадлежат «Гражданские самолеты Сухого», идет иным путем. Разработка укороченной версии «Суперджета» поставлена на паузу. Вместо этого чиновники от авиастроения намерены создавать еще более «длинную» модификацию ближнемагистрального лайнера, фактически втискивая его в среднемагистральный сегмент. Это автоматически ведет к полной переработке самолета: потребуется более мощный двигатель, новое крыло, фюзеляж необходимо будет серьезно доработать. По сути дела, речь идет о построении нового самолета за счет средств федерального бюджета.

Спрашивается, а зачем это нужно, если в том сегменте, куда влезет «Суперджет-140», у нас готовится к релизу весьма перспективный лайнер МС-21? Его младшая версия начинается со 132 пассажирских кресел.

Теоретически, наверное, можно говорить, что «Суперджет-140» и МС-21 «крылом к крылу» будут вместе покорять мировой рынок. Но спрос на новые лайнеры сейчас резко упал, и восстановится он очень нескоро. В сегменте среднемагистральных перевозок царит очень жесткая конкуренция. Без поддержки со стороны государства нашим самолетам придется туго, а финансовый ресурс страны, увы, не безграничен. Если называть вещи своими именами, то два лайнера, скорее, будут конкурировать между собой, нежели с Boeing и Airbus.

Не исключено, что в аппаратной борьбе за бюджетные средства лоббисты «Суперджета» вообще смогут задавить МС-21. Давно ходят легенды, как господин Михаил Погосян, будучи президентом ОАО «Объединённая авиастроительная корпорация», «топал ногами» на любые альтернативные проекты, способные побороться с SSJ100 за государственное финансирование. Его жертвой уже стал перспективный для своего времени Ту-334, поезд которого теперь ушел. Как бы не получилось так, что и МС-21 окажется на голодном пайке из-за амбиций топ-менеджеров «Гражданских самолетов Сухого».

Образно говоря, «Суперджет» просто должен знать свое место: 75-100 пассажирских мест, и не лезть в другую лигу.
22 комментария
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +3
    27 июля 2020 10:53
    Суперджет никак не сможет перейти дорогу МС-21, так как он является достаточно неудачным самолетом с посредственными французскими двигателями и неудачной их установкой. Если Погосян - это проблема для авиации РФ, то его давно пора отстранить от занимаемой должности и отправить домой, заниматься овцеводством. Любая техника снабженная иностранными моторами для РФ не актуальна, так как поставки запчастей к ней в любое время могут быть прекращены, по примеру Мистралей.
    1. 0
      27 июля 2020 11:30
      Цитата: Sapsan136
      Суперджет никак не сможет перейти дорогу МС-21, так как он является достаточно неудачным самолетом с посредственными французскими двигателями и неудачной их установкой.

      В ваших словах есть некоторое нарушение логики.
      1. +6
        27 июля 2020 13:35
        Сергей, тут нет никакого нарушения логики. Двигатели Суперджет установлены слишком низко. Конечно, можно кивать на западные самолеты с такой же низкой установкой моторов, но если кто-то повесился, это же не повод следовать его примеру, так ведь?! Кроме того, двигатели Суперджет созданы французскими специалистами, причем заведомо плохо, с более низким, чем у западных самолетов, моторесурсом. Кроме этого, в Суперджете много запчастей иностранного производства, включая моторы, поэтому самолет просто нежизнеспособен, так как в поставках запчастей к нему Запад может в любое время отказать, как отказал с Мистралями и тогда в эти самолеты только собак запрягать, толку от них не будет. На МС-21 будут стоять новые отечественные моторы и это огромный плюс этой машины.
    2. 0
      27 июля 2020 13:42
      А вы что, не в курсе, Погосян чем сейчас занимается?
      1. +2
        27 июля 2020 13:43
        Да нет, как-то не отслеживал.
  2. +2
    27 июля 2020 12:05
    Сергею зря дали награду за патриотизм, патриотизмом и не пахнет, а вот за плодовитость награду вполне заслужил!
    1. 0
      2 августа 2020 11:13
      Это награда от друга депутата, так что друзья не забывают, хоть это радует...
  3. 0
    27 июля 2020 12:30
    Суперджет - уродливое детище и в основном не наше. Давать на него бабки - преступление. Он весь в долгах и санкциях.
    1. +1
      2 августа 2020 11:18
      Блин, подгорел суперджет - и название не русское, потому и такая судьба... Сухой, фирма мощная, на военке кормится, так сегмент свой в гражданском должна найти. На Погосяне фирма не заканчивается... Что не нашла свое место в гражданском авиастроении, так откатов и завышений цен нет, не военные заказы, где заоблачные расценки, вот и провалы...
  4. 123
    +3
    27 июля 2020 12:51
    Тут некоторые подробности:





    Не помешает посмотреть, прежде чем делать выводы.
    1. 123
      +2
      27 июля 2020 20:52
      Продолжение, про двигатель.



      Ну и про управление.

    2. 123
      +2
      28 июля 2020 08:24
      БРЭО, расходы, выводы

  5. 0
    27 июля 2020 14:14
    Цитата: nov_tech.vrn
    а вот за плодовитость награду вполне заслужил!

    Пачку дюрекса.
  6. +1
    27 июля 2020 15:53
    На самом деле, "рассматривать" могут сколько угодно.
    Даже наоборот, это их профессиональная обязанность - "рассматривать".

    И потом идут расчеты, логистика, бизнес-планы, а то и предварительные заказы .....
    Это и отличает реальные проекты - например, о запуске в производство японских авиалайнеров: сразу бах, и есть портфель заказов на 50 самолетов....
  7. +2
    27 июля 2020 19:59
    Нельзя не согласиться, что в статье есть логика. Для страны лучше направлять все силы на максимальное улучшение каждого самолёта в своём сегменте, чем сталкивать их лбами, заставляя конкурировать между собой, отбирая друг у друга ресурсы. Зачем нужны два самолёта в одном сегменте? Они будут отнимать заказы друг у друга, что приведёт к недофинансированию обоих. Если МС-21 - уже практически разработанный перспективный самолёт, то увеличенный Суперджет - это лишь проект совершенно нового самолёта; - и какие у него могут быть преимущества в сегменте МС-21 перед последним? А если он будет ему заведомо уступать - то зачем нужен такой самолёт с посредственными характеристиками, когда эти средства можно направить на гораздо более перспективный в данном сегменте МС-21? Суперджету лучше направлять средства на улучшение самолёта в своём сегменте - например, на скорейшее создание для него российских двигателей с улучшенными характеристиками и их установку.
  8. 0
    28 июля 2020 21:43
    Очень странно. Странные эксперты. МС-21 на 132 места, это как бы двухклассная компоновка. 140 местный Суперджет, это как бы максимально возможная вместимость. Не бьётся конкуренция, как ни крути. Хоть сову на глобус натягивай. Скорей, это промежуточное звено между SSJ-100 и МС-21, для гибкости использования чисто отечественного парка.
  9. 0
    29 июля 2020 13:35
    Назовите хотя бы один случай, когда низкое расположение двигателей ССЖ привело к какой-либо проблеме?
  10. 0
    29 июля 2020 13:37
    Цитата: Sapsan136
    Суперджет никак не сможет перейти дорогу МС-21, так как он является достаточно неудачным самолетом с посредственными французскими двигателями и неудачной их установкой. Если Погосян - это проблема для авиации РФ, то его давно пора отстранить от занимаемой должности и отправить домой, заниматься овцеводством. Любая техника, снабженная иностранными моторами, для РФ не актуальна, так как поставки запчастей к ней в любое время могут быть прекращены, по примеру Мистралей.

    1. Когда это низкое положение двигателя мешало ССЖ. Конкретные примеры.
    2. Двигатель Сам-146 это лучшее, что есть и будет ближайшие годы у РФ в этом классе.
    3. Погосян уже несколько лет ректор МАИ.
  11. 0
    29 июля 2020 13:39
    Цитата: kriten
    Суперджет - уродливое детище и в основном не наше. Давать на него бабки - преступление. Он весь в долгах и санкциях.

    Суперджет разработан и испытан и производится в РФ. Глупо думать, что происхождение изделия определяется происхождением компонентов. По этой логике и айфон китайский, и Лада Калина не наша, и Боинг не американский, и Аэробус не европейский. А Эмбраер вообще не пойми что.
  12. +1
    29 июля 2020 13:42
    Цитата: Sapsan136
    Сергей, тут нет никакого нарушения логики. Двигатели Суперджет установлены слишком низко. Конечно, можно кивать на западные самолеты с такой же низкой установкой моторов, но если кто-то повесился, это же не повод следовать его примеру, так ведь?! Кроме того, двигатели Суперджет созданы французскими специалистами, причем заведомо плохо, с более низким, чем у западных самолетов, моторесурсом. Кроме этого, в Суперджете много запчастей иностранного производства, включая моторы, поэтому самолет просто нежизнеспособен, так как в поставках запчастей к нему Запад может в любое время отказать, как отказал с Мистралями, и тогда в эти самолеты только собак запрягать, толку от них не будет. На МС-21 будут стоять новые отечественные моторы и это огромный плюс этой машины.

    МС-21 тоже, получается, не жизнеспособен. Потому что там аж на 8% меньше западной комплектухи.
    Когда вы поймете, что западные комплектующие - это плюс для гражданского самолета, а не минус.
    Самолет же коммерческий, чем он больше летает, тем он лучше. С западной комплектухой он летает больше, независимо от того, что вы на эту тему думаете.
    А что касается санкций, надо было ОАКу башку включать и разводить гражданские дивизионы с военными ещё давно, а не сейчас.
  13. +1
    29 июля 2020 13:44
    Цитата: Руслан Николаев
    Очень странно. Странные эксперты. МС-21 на 132 места, это как бы двухклассная компоновка. 140 местный Суперджет, это как бы максимально возможная вместимость. Не бьётся конкуренция, как ни крути. Хоть сову на глобус натягивай. Скорей, это промежуточное звено между SSJ-100 и МС-21, для гибкости использования чисто отечественного парка.

    Самый прикол в том, что урезанные версии самолетов всегда проигрывают по эффективности расширенным типам меньшего класса. Именно поэтому такие изделия, как А319 и Б735, никому не интересны.
  14. +1
    29 июля 2020 13:54
    Цитата: Дмитрий Леонтьев
    Нельзя не согласиться, что в статье есть логика. Для страны лучше направлять все силы на максимальное улучшение каждого самолёта в своём сегменте, чем сталкивать их лбами, заставляя конкурировать между собой, отбирая друг у друга ресурсы. Зачем нужны два самолёта в одном сегменте? Они будут отнимать заказы друг у друга, что приведёт к недофинансированию обоих. Если МС-21 - уже практически разработанный перспективный самолёт, то увеличенный Суперджет - это лишь проект совершенно нового самолёта; - и какие у него могут быть преимущества в сегменте МС-21 перед последним? А если он будет ему заведомо уступать - то зачем нужен такой самолёт с посредственными характеристиками, когда эти средства можно направить на гораздо более перспективный в данном сегменте МС-21? Суперджету лучше направлять средства на улучшение самолёта в своём сегменте - например, на скорейшее создание для него российских двигателей с улучшенными характеристиками и их установку.

    Расширенный ССЖ будет интереснее, чем урезанный МС-21. Пример таких "успешных" самолетов, как А-319 и Б-735, тому свидетельство. У урезанного МС-21 будет переразмеренность и низкая эффективность. Это всё равно, что сравнивать растянутую Газель с урезанным Икарусом. Последний чисто технологически будет всё равно тяжелее, а повезет столько же.
    Одно дело, когда городят такое из-за стремления сохранить унификацию парка заказчика и, соответственно, экономии последнего. Например, у него одни Аэробусы и ему не хочется 1-2 мелких Эмбраера, и ради них заводить новый персонал, и инфраструктуру и т.п. Для этого рождают урезанную версию того же, например, А320-го - А319.
    И то, этот подход себя не оправдал, как я уже писал.
    А тут-то - МС-21 и ССЖ вообще планируется унифицировать (это одно юрлицо нынче). Как раз просится базовый и расширенный МС-21 и расширенный и урезанный ССЖ-100: ССЖ-140 и ССЖ-75.
    Вот тогда будут все сегменты закрыты.

    Да, и главная проблема ССЖ не в двигателях. Там как раз проблемы нет. Французы быстро всё исправили в техпроцессе.
    Главная проблема ССЖ - в системе сервиса и логистике. И система эта, сильно испортив жизнь ССЖ, испортит жизнь и МС-21, если сейчас её срочно не лечить. Тем более, это теперь ОДНА система с одними и теми же ... манагерами.