Россиян попросят оплатить хорошие дороги: плюсы и минусы идеи

9

Как известно, в России традиционно есть две беды – дураки и дороги. Разобраться со второй намерен Минтранс РФ за счет так называемых «народных облигаций», предназначенных для строительства новой платной автомагистрали. Стоит ли простым россиянам лично поучаствовать в развитии транспортной инфраструктуры своей страны, попробуем разобраться.

Речь идет о проекте скоростной автомагистрали между Москвой, Нижним Новгородом и Казанью, которая предварительно получила индекс М12. Длина дороги составит 729 километров, скорость перемещения по ней – 120 км/ч. Запущена она в строй будет в 2024 году. Общая стоимость проекта оценивается в 650 миллиардов рублей. Изначально планировалось, что 70% расходов возьмет на себя государство, но денег, как говорится, «нет, потому надо держаться». Теперь порядка 400 миллиардов рублей от требуемой суммы необходимо найти где-то вне бюджета.



Последняя идея Минтранса – это занять недостающие средства у населения. С учетом того, что автомагистраль будет платной и станет частью международного транспортного коридора между Китаем и Западной Европой, звучит предложение заманчиво. Какие же есть плюсы и минусы для потенциальных инвесторов?

Прежде всего, следует отметить, что за счет «народных денег» дороги строятся по всему миру: и в США, и в Канаде, и в Австралии, и в Республике Корея, и даже в соседнем с нами Казахстане. В Северной Америке подобные облигации могут выпускать не только штаты, но и даже муниципалитеты. Так что ничего экзотического в идее российских чиновников нет. Более того, подобный опыт выпуска госзаймов у населения был и в СССР, правда, оценивается он по-разному.

Вопрос в том, в какой форме это будет реализовано теперь. Люди постарше прекрасно помнят печально знаменитую пирамиду государственных краткосрочных облигаций (ГКО), лопнувшую в 1998 году. Инвесторам обещали сумасшедшие проценты, но выплачивать их государство могло только за счет привлечения новых. Кое-кто сорвал большой куш, остальные остались в итоге «на бобах». Подозрительные россияне вполне справедливо могут поинтересоваться, не произойдет ли нечто подобное вновь.

Довольно успешный эксперимент с «народными облигациями» (ОФЗ-н) стартовал в 2017 году. Никаких процентов с «поля чудес»: средняя доходность по ценным бумагам за три года не превышала 8,5%. Купонный доход начисляется раз в год. Никаких комиссий банка-агента при покупке и продаже облигаций. Под «защитой» государства сумма инвестиций до 15 миллионов рублей. Также ОФЗ-н освобождены от НДФЛ. Стоимость одной облигации – 1000 рублей, срок размещения – 3 года. Ничего «фантастического» в плане доходов, зато вполне реалистично. Из-за снижения ключевой ставки ЦБ РФ до 4,5%, соответственно снизилась и ставка по банковским депозитам в банках, которая составляет сегодня в среднем 4,63%. С учетом того, что политика мегарегулятора может и дальше смягчаться, о высоких процентах по вкладам на ближайшие несколько лет можно забыть. Быть может, тогда стоит вложить свои кровные в развитие российской инфраструктуры?

С одной стороны, больших доходов по «народным облигациям» тоже ждать не стоит. Так, Минфин РФ уже начал подготовку по выпуску новых ОФЗ-н со ставкой по купонам в 4,1% вместо прежних 7-9%. У «Автодора» текущие выпуски торгуются на уровне в 5,5% к погашению. «Народные облигации» будут надежными, но достаточно консервативными. Следует упомянуть и про риск того, что часть дохода будет «съедена» растущей инфляцией.

С другой стороны, «дело верное». Направление популярное, появление новой трассы позволит сократить время в пути вдвое. Трасса будет платной, поэтому инвестиции свои она раньше или позже отобьет. Министр транспорта Евгений Дитрих поясняет:

Доходность может быть не такая большая, тем не менее возвратность их обеспечена существующими трафиком и движением.

Получается, что на таких «автодорожных облигациях» озолотиться получится едва ли, но все желающие развития транспортной инфраструктуры России получат возможность не на словах, а на деле, напрямую в этом поучаствовать.
9 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. Комментарий был удален.
  2. 123
    +2
    20 июля 2020 15:49
    Колхоз - дело добровольное. Если есть, что вкладывать, почему бы и нет? Никто не заставляет.
    В целом, увеличение количества платных дорог не радует.
  3. +2
    20 июля 2020 16:03
    В облигации есть смысл вкладываться от миллиона и выше. Тогда на проценты можно хоть телевизор купить.
    Меньше - лучше семечки в колхозе купил, поджарил, на вокзале продал. Выгоднее, если даже патрульным отстёгивать придётся. wink
    1. 0
      20 июля 2020 23:09
      В общем, дело за малым: ищем колхоз ... laughing
      1. 0
        21 июля 2020 12:01
        Цитата: boriz
        ищем колхоз

        У меня за огородом - поле. Какой год кукуруза, какой - подсолнечник, рожь. В этом году ячмень. Не разбогатеешь... request winked
    2. +1
      21 июля 2020 10:29
      В облигации вкладывают деньги не для доходности, а для сохранения. То есть это не ростовщичество, а скорее, некоторая возможность уберечь финансы от инфляции. Кроме того, подобного типа бумаги при некоторых условиях дают право на возврат НДС на некоторую довольно крупную сумму.
      1. 0
        21 июля 2020 12:04
        Цитата: Архонт
        В облигации вкладывают деньги не для доходности, а для сохранения.

        Сохраняли, сохраняли деньги в облигациях Лемон Бразерс. И что? fool
  4. +2
    20 июля 2020 20:40
    А может, лучше президента с правительством поменять? Глядишь и деньги появятся.
    1. 0
      20 июля 2020 22:05
      Цитата: сталевар
      А может, лучше президента с правительством поменять

      На кого? На Ксюшу Собчак? Превратить Россию в московскую резервацию?
  5. +4
    22 июля 2020 20:16
    А дорожный налог и прочие налоги, которые россияне исправно платили до сих пор, они платили за плохие дороги и их отсутствие?! Это чиновников пора попросить отчитаться за потраченные деньги налогоплательщиков, а то и отправить в отставку, или на тюремные нары, по обстоятельствам! Кстати, с неприкосновенностью чиновников тоже пора завязывать! Вор должен сидеть в тюрьме!