Борт №1: что представляет собой российский «самолет судного дня»

0

Ядерная гонка вооружений между США и СССР, которая достигла своего апогея в 70-х годах, впоследствии так и не смогла выявить лидера. Однако был один аспект, в котором Пентагон значительно превосходил кремлевских военных.

Когда ракеты стали настолько мощными, что от их разрушительной силы вряд ли смогли бы спасти подземные бункеры, американцы создали самую настоящую летающую крепость Boeing E-4B, которую в народе окрестили «самолетом судного дня». Впервые эта уникальная машина поднялась в воздух в 1973 году и выполняла одновременно функции командного пункта и убежища для первых лиц страны в случае ядерного удара.



Естественно, советские конструкторы немедленно получили указание создать аналогичное летательное средство, вследствие чего на свет появилась уникальная крылатая машина Ил-80. Последняя была построена на основе самого надежного в то время самолета Ил-86. При этом стоит отметить, что и сегодняшняя версия «Борта №1» является его модернизированной версией, где изменений в большей степени претерпела лишь электронная начинка.

Одним из явных изменений в конструкции базовой модели стал так называемый «горб» над носовой частью, где разместили радиолокационную аппаратуру. Кроме того, конструкторы значительно усилили крылья и фюзеляж самолета, убрали иллюминаторы в пассажирской части и оставили 3 из 8 выходов, сделав крылатую машину максимально защищенной от взрыва, который может произойти даже в непосредственной близости.

Впрочем, быстро создать советский «самолет судного дня» так и не удалось. Впервые Ил-80 поднялся в воздух в 1985 году. Однако его конструкция требовала ряда доработок. В итоге так вышло, что Ил-80 поступил на вооружение уже после распада СССР в 1992 году.

Несмотря на строгую дозированность информации о проекте, известно, что российский «самолет судного дня» получил длительное жизнеобеспечение и возможность связи с землей и спутниками самыми различными способами.

На борту имеется радиостанция Р-176, которая позволяет поддерживать связь с наземными войсками в любых известных диапазонах. При этом даже если наземные станции будут выведены из строя взрывом, Ил-80 сможет связаться с военными и гражданскими спутниками посредством коротковолновых антенн снаружи фюзеляжа.

Электроника крылатой машины сможет бесперебойно работать даже при серьезных электромагнитных колебаниях. В задней части самолета предусмотрена выпускная передающая антенна (проволока длиной от 4 до 8 км), которая используется для связи со стратегическими АПЛ.

Что касается американского Boeing E-4B, он имеет большую дальность полета, которая равна 11000 км против 9600 км у нашей машины. Однако это преимущество может быть нивелировано благодаря возможности дозаправки российского «Борта №1» в воздухе, что теоретически позволяет ему преодолевать до 20000 км.

Еще одной проблемой Ил-80 является морально устаревшие конструкция и двигатели. Однако даже с вышеперечисленными проблемами, российский самолет сегодня является серьезным конкурентом для заокеанского коллеги. При этом стало известно, что руководство РФ рассматривает варианты дальнейшей модернизации проекта с целью увеличения его функциональности, а это значит, что самолеты Ил-80 будут оставаться на вооружении на протяжении еще многих лет, если не десятилетий.