Как многострадальный «Суперджет» может получить второй шанс

14

Пандемия коронавируса нанесла болезненный удар по сектору воздушных перевозок. Пассажиропоток резко сократился и неизвестно, когда полноценно восстановится. Судя по всему, большие дальнемагистральные лайнеры еще долго будут летать с «недогрузом». Уже сейчас понятно, что кризис без государственной поддержки переживут «не только лишь все» авиакомпании.

Обстоятельства сейчас складываются таким образом, что у нашего многострадального «Суперджета» появляются определенные шансы стать более востребованным.



О многочисленных проблемах этого самолета известно давно. Главная из них состоит в том, что разработчики слишком увлеклись импортными комплектующими, по сути, превратив лайнер в «конструктор». Постепенно задача импортозамещения решается, но остается самая серьезная – с силовыми установками. Специально под этот проект французская компания Safran разработала турбовентиляторный двигатель SaM146, который нигде, кроме «Суперджета», более не используется. Было создано совместное с «ОДК-Сатурн» производство в Рыбинке, где на долю европейцев приходится так называемая «горячая часть» двигателя.

Однако почему-то все проблемы при эксплуатации лайнеров этого типа возникают именно с французскими авиационными моторами. Постоянно фиксируется брак и прочие конструктивные недочеты. Из-за этого двигатели «Суперджетов» приходится отправлять на капитальный ремонт каждые 2-4 тысячи летных часов. При этом часто возникают сложности со своевременной доставкой комплектующих из Франции. В итоге средний налет у отечественных лайнеров составляет 3,6 часа, у бразильских Embraer – 6 часов, у Boeing и Airbas – 10 часов. В прежние времена нечто подобное назвали бы вредительством и причастных к нему поставили бы к стенке.


Сейчас другие времена и проблемы решаются иначе. В России разработан современный авиадвигатель ПД-14 для перспективного лайнера МС-21. Опытная серия моторов была передана корпорации «Иркут», где хорошо себя показала. Сообщается, что уже начато серийное производство силового агрегата. На его основе для «Суперджета» планируется создать менее мощную силовую установку ПД-10. Появление нового авиадвигателя ожидается к 2022 году. Это поможет на корню решить проблему с надежностью в эксплуатации российских авиалайнеров. Кроме того, ПД-10 можно устанавливать на российские самолеты-амфибии Бе-200, о чем мы подробно рассказывали ранее.

До тех пор «Суперджету» придется существовать при активной поддержке со стороны государства. Корпорация «Ростех» в настоящее время пристраивает среднемагистральные лайнеры в «добровольно-принудительном порядке» в авиакомпанию Red Wings. Президент Владимир Путин предложил ввести субсидии для снижения летного часа для владельцев «Суперджета»:

Предлагаю запустить новую программу поддержки лизинга и эксплуатации российских воздушных судов. Для этого на 2020−2021 годы предоставить лизинговым компаниям государственные гарантии.

Надо полагать, что авиаперевозчики точно не откажутся от мер господдержки в столь непростое время. «Суперджет» начинался очень непросто, но в среднесрочной перспективе имеет шанс занять свою нишу. Несмотря на финансовые потери по проекту, нет худа без добра: в России начали появляться собственные авиадвигатели и наладилось производство компонентов для самолетов.

Будем надеяться, что этот технологический задел будет рационально использован уже при дальнейших разработках.
14 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. -3
    20 мая 2020 10:40
    Специально под этот проект французская компания Safran разработала турбовентиляторный двигатель SaM146, которые нигде, кроме «Суперджета», более не используется. Было создано совместное с «ОДК-Сатурн» производство в Рыбинке, где на долю европейцев приходится так называемая «горячая часть» двигателя.

    Зато и бабла намыли, и "неимеющийаналоговвмире" наверняка. В мире мало авиадвигателей производят, надо обязательно еще один, а потом еще один разработать...
    1. +2
      20 мая 2020 11:36
      Цитата: Сергей Латышев
      В мире мало авиадвигателей производят, надо обязательно еще один, а потом еще один разработать...

      Тут главное, чтобы эти двигатели СВОИ были. У нас многие проекты без силовых установок прозябают.
      1. 0
        20 мая 2020 13:13
        Тут главное - чтоб были.
        Многие страны производят просто по лицензии, если НАДО. А если пяток лет туда, пяток лет сюда, денег из бюджета подкинуть, то да, можно ждать свои....
        1. +4
          20 мая 2020 16:34
          Никто не отдает лицензии на горячую часть (газогенератор). Да и в целом на двигатели. Embraer полностью зависит от двигателей GE. В случае введения ограничений на поставку двигателей парализуется деятельность авиакомпаний. А всё идет к такому раскладу.
          Всего 4 компании производят двухконтурные реактивные двигатели. Среди них только одна французская. Остальные - англосаксонские. Германских и японских компаний среди них нет. Не пускают. Попробовали совместное предприятие с французами. Обожглись. Откровенный саботаж на исправления нареканий авиакомпаний. Невозможность влиять на цену двигателя и, как следствие, высока цена всего самолёта. Как известно, стоимость двух двигателей - это примерно 30-40% стоимости самолёта.
          Теперь сделаем свой ПД-10, благо ПД-14 уже готов и действительно показал неплохие результаты.
          Сделаем и ПД-35 для тяжелого транспортника и возможно широкофюзеляжного пассажирского.
          Сделаем обязательно, несмотря на причитания профессиональных нытиков. Пускай ноют, работа у них такая...
          1. 0
            20 мая 2020 16:56
            Спасибо, понятно объяснили.
        2. 123
          +1
          21 мая 2020 15:57
          Тут главное - чтоб были.
          Многие страны производят просто по лицензии, если НАДО. А если пяток лет туда, пяток лет сюда, денег из бюджета подкинуть, то да, можно ждать свои....

          Спасибо за интересную информацию. Кто именно авиадвигатели по лицензии производит? smile
  2. -2
    20 мая 2020 20:36
    Не помогут здесь никакие ПД, которые, кстати, пока все готовятся к выпуску и серийное производство пока только провозглашено. Все дело в отвратительных сервисе и логистике. В Боинг и Эрбас, напротив, это налажено и работает как часы.
    1. +2
      21 мая 2020 12:52
      Не помогут Boing-737 MAX никакой сервис и логистика. Сервис и логистика вообще бессильны, если планер 1969 г. исчерпал запас модернизации. В нише среднемагистральных самолётов Boing отвалился и не вернется туда, пока не сделает абсолютно новый проект. В нынешнем положении Boing - это практически нереально.
      1. -1
        21 мая 2020 20:52
        Что за глупости. Боинг-737 (и NG,и Classic), a также Эрбас А-320 самые распространённые в мире среднемагистральные самолеты и ничего тут не меняется. А вот 737MAX до конца года в любом случае выходит на линии. Так что, сначала неплохо бы изучить матчасть, чтобы не позориться.
        1. 0
          21 мая 2020 22:47
          Boeng в попытке обойти своих конкурентов пренебрег безопасностью и выпустил на рынок "сырой" и не доведенный до ума самолёт. Теперь расплачивается за спешку. Потеря репутации для Boeng может быть фатальным для компании. Репутацию нарабатывают годами, а потерять ее можно в один момент.
        2. +1
          22 мая 2020 00:17
          Впервые за семь лет компания Boeing не получила ни одного коммерческого заказа за месяц на свой еще недавно самый продаваемый лайнер. В марте корпорация не смогла продать ни одной новой модели Boeing-737 Max, пишет The Wall Street Journal.
          В марте стало известно, что индонезийская авиакомпания Garuda попросила отменить заказ почти на $5 млрд на поставку 49 самолетов Boeing-737 Max 8, поскольку пассажиры потеряли доверие к этой модели после двух авиакатастроф с ее участием за последние полгода. Компания была готова рассмотреть замену этого типа самолета контрактом на поставку других модификаций.
          1. -1
            22 мая 2020 07:49
            Боинг-737 NG и Classic, на сегодняшний день самые распространённые в мире среднемагистральные самолеты. У него примерное равенство с Эрбас-320. Может, сравним с Суперджетом? МАХ всего лишь одна из моделей. Которая до конца года возвращается на рынок.
            1. 0
              22 мая 2020 15:33
              Разбившийся в Пакистане Airbus A320 был произведен 15 лет назад.
              Предварительной причиной катастрофы стала техническая неисправность

              ТАСС, 22 мая. Потерпевший крушение вблизи Карачи самолет Airbus А320 "Пакистанских международных авиалиний" был произведен 15 лет назад. Об этом в пятницу сообщил портал Flightradar24.

              Самолет, следовавший из Лахора, разбился вблизи Карачи перед заходом на посадку. Предварительной причиной катастрофы стала техническая неисправность.

              В соответствии с опубликованным списком пассажиров, на борту находился 51 мужчина, 31 женщина и 9 несовершеннолетних детей, а также 7 членов экипажа.

              В результате инцидента было разрушено несколько жилых построек, из-под обрушившихся зданий были спасены около 20 местных жителей. На месте катастрофы работают спасатели и военные.
            2. 0
              24 мая 2020 23:41
              Этот самолет разработан клоунами, которые, в свою очередь, находятся под надзором обезьян.

              https://www.rbc.ru/business/10/01/2020/5e180ab19a794778166d3bd8