Будут ли российские транспортники «Слон» и «Ермак» лучше украинского «Руслана»

29

Модель разрабатываемого в России тяжелого транспортного самолета «Слон». Фото: ЦАГИ

После разрыва промышленных связей с Украиной Военно-транспортная авиация России (ВТА) оказалась в очень непростом положении. Все права интеллектуальной собственности на Ан-124 «Руслан» остались у Киева. В связи с этим активизировалась дискуссия о необходимости возрождения производства легендарного «тяжеловеса» в России, но уже под другим именем.

Однако, судя по последней информации, на «Руслане» у нас поставили крест. Вместо него на авансцену выходят сразу два перспективных отечественных проекта. Но каковы их реальные перспективы?



«Слон»


Первый кандидат на роль «убийцы» Ан-124 – это сверхтяжелый транспортный самолет «Слон», разработка которого по заказу Минпромторга начата ЦАГИ в 2016 году. По имеющимся данным, его длина составит 82 метра, размах крыльев достигнет 88 метров, а высота – 24-х. В отличие от «Руслана» с его 120 тоннами, «Слон» должен потянуть 180 тонн полезной нагрузки. Длина ВПП под такого великана составит до 3 километров. С полной нагрузкой самолет пролетит 4900 километров, со 150 тоннами – 7700 километров.

Несмотря на то, что заказчиком является гражданское министерство, в первую очередь транспортником смогут воспользоваться российские военные. За раз гигант примет на борт до 400 солдат и 14 «Тигров» либо 5 САУ. Технику можно будет выгружать через 2 грузовых люка: спереди и сзади самолета.

В настоящее время в ЦАГИ успешно завершили первый этап аэродинамических испытаний. Однако, когда крылатый великан реально полетит, совершенно непонятно. В качестве силовой установки для него выбран ПД-35. Проблема заключается в том, что перспективный двигатель с тягой в 35 тонн запустить в серию планируется только в 2028 году. Это если все пойдет по плану.

Ил-106 («Ермак»)


Это второй перспективный самолет на замену Ан-124, разрабатываемый ОКБ Ильюшина. Возможности его несколько скромнее, чем у «Слона»: грузоподъемность составляет 80-100 тонн, дальность полета - 5000 километров. Представитель конструкторского бюро пояснил:

Ил-106 будет соответствовать всем современным требованиям и по пилотажному авиационному комплексу, и по ресурсу, и по перевозимым грузам. Таким образом, дискуссии по поводу необходимости воссоздания Ан-124 закончились. Мы приступаем к разработке самолёта Ил-106.



Проект вполне реалистичный, но проблемы с финансированием превратили его в долгострой. По начальным планам, транспортник мог появиться еще в конце девяностых годов.

Разработка возобновилась только в 2014 году, однако и с ней не все ладно: проблемы опять заключаются в силовых установках, вернее, их отсутствии. Изначально планировалось использовать на Ил-106 четыре турбовентиляторных двигателя НК-93. Но в свое время из-за недостатка финансирования разработка была заморожена. Теперь ОКБ рассчитывает на перспективный двигатель ПД-24, который будет создан на основе ПД-35. Остается только дождаться появления самого ПД-35.

Получается, что в России есть сразу два интересных проекта тяжелого транспортного самолета, но оба они не могут быть реализованы без силовой установки. Второй вопрос – потянут ли производство таких гигантов своими силами «Ильюшин» и «Туполев». И самое главное, хватит ли банально на все это денег в бюджете, уже ощутимо трещащем от финансовой нагрузки.
29 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. -3
    2 апреля 2020 17:02
    Будут ли российские транспортники «Слон» и «Ермак» лучше украинского «Руслана».

    Руслан 35 лет назад разрабатывался. Двигатели еще одноконтурные.

    Надо очень, очень постараться, чтоб через 10 лет появились самолеты еще хуже старых.... Но Сердюкову, Рогозиным и прочим все по плечу!
    1. +1
      3 апреля 2020 21:31
      Хорошо на Украине!!! Авиации нет, значит и падать нечему….. Флота нет, значит и «тонуть» некому…..Одно плохо - на Украине сейчас БАНАНОВАЯ республика, но - БЕЗ БАНАНОВ :))))
      1. +1
        4 апреля 2020 11:29
        Все передовые писатели и говорители страны озабочены самым великим вопросом современности - а как там на Украине.

        Сахар уже кончался 3 раза, земля - тоже 3, горилка, сало, масло - один, олигархи - 3 раза сбегали за бугор... и т.п.

        Про бананы сами сказали, тоже нэма...
  2. +6
    2 апреля 2020 17:14
    Украинский "Руслан"? Не, не слышал.
  3. +3
    2 апреля 2020 17:27
    Будут ли российские транспортники «Слон» и «Ермак» лучше украинского «Руслана»

    Нет никакого украинского "Руслана", это самолет СССР. Проектировался и строился всей страной. Поэтому, что строили в 70 - 80-х, сейчас уже утеряно и мы не можем это сделать. Довели промышленность до "дна". Не знаю, сможем мы когда-нибудь в будущем делать то, что делали при СССР. Единственное, что нам остается, это мечтать, мечтать и назначать сроки, когда мечта может осуществиться.
  4. 0
    2 апреля 2020 17:55
    Автор, в Ташкенте выпускались узбекские Тушки и Илы?
  5. +4
    2 апреля 2020 18:18
    Все права интеллектуальной собственности на Ан-124 «Руслан» остались у Киева.

    Подсказать, сколько раз Украина, США, Китай нарушали права на российскую и не только российскую интеллектуальную собственность? Чего только стоит наглое копирование автомата Калашникова и его производство в Китае и США. А Украина соблюдает интеллектуальную собственность в ВПК? Нет, конечно. К тому же Ан-124 делал в кооперации весь Союз. Серийное производство велось на УАПК (РСФСР) и КиАПО (УССР). В производстве компонентов для него в СССР участвовали более сотни предприятий в России, Украине, Узбекистане и других советских республиках. После распада СССР и остановки серийного производства на обоих заводах остался задел, дособранный в постсоветское время. Так что ссылка на какую-то там интеллектуальную собственность просто смешна. Её никто не соблюдает. Ан-124 и в 90-ых выпускался в Ульяновске в России.

    «Русланы» серийно производились в течение 20 лет. С 1984 по 2004 год было выпущено 55 машин. Две трети самолётов были произведены на Ульяновском авиастроительном заводе (сейчас - АО «Авиастар-СП», входит в Объединённую авиастроительную корпорацию).

    «Ан-124 - это детище советской авиастроительной промышленности, никаких особых прав на машину у Киева нет. В конце концов, Украина проводит модернизацию своего вертолётного парка, не спрашивая разрешения Московского завода имени Миля», - отметил в беседе с RT военный обозреватель журнала «Арсенал Отечества» Дмитрий Дрозденко.

    https://russian.rt.com/russia/article/519725-an-124-proizvodstvo-ukraina

    Это по правам.
  6. +6
    2 апреля 2020 18:28
    Начнем с того, что Руслан не украинский, а советский, а что получится у РФ, поживем, увидим...
  7. +1
    2 апреля 2020 18:34
    Теперь ОКБ рассчитывает на перспективный двигатель ПД-24, который будет создан на основе ПД-35. Остается только дождаться появления самого ПД-35.

    ПД-24 на основе ПД-35? Странно. Это все-равно, что создавать ПД-14 на основе условного ПД-24. И там, и там - разница тяги в 10 тонн. Мне кажется, что ПД-24 - это НК-23Д (24 тонны тяги), создаваемый для ремоторизации Ан-124 и для производства ПАК ДА. То есть НК-23Д (он же ПД-24) и ПД-35 - два разных не взаимосвязанных между собой проекта. Всё-таки там требования по газогенератору и материалам разные.
  8. +2
    2 апреля 2020 18:49
    ...потянут ли производство таких гигантов своими силами «Ильюшин» и «Туполев». И самое главное, хватит ли банально на все это денег в бюджете, уже ощутимо трещащем от финансовой нагрузки.

    Ну, в 90-ых ведь тянули производство Ан-124 до 2004 года, почему сейчас не потянут? Хотя какие деньги в бюджете были в 90-ые годы, я думаю, многим объяснять не надо. При чем тут Туполев и проекты Слон и Ермак, созданные Илом? Туполев и Ильюшин - это конструкторские школы, а не заводы. Тот же Ту-160, созданный Туполевым строится на Казанском Авиационном Заводе.
    1. -1
      2 апреля 2020 19:09
      Бесполезно, это Сергей Маржецкий.
      1. +1
        2 апреля 2020 19:19
        Цитата: Поручик Ржевский я
        Бесполезно, это Сергей Маржецкий.

        У него либеральные взгляды или он украинец? Я же не только для Маржецкого пишу, а пытаюсь дать объективную оценку написанному. Обсудить со всеми желающими.
        1. -1
          2 апреля 2020 21:36
          Бог его знает. Мутный он.
  9. 0
    2 апреля 2020 21:49
    Будут ли российские транспортники «Слон» и «Ермак» лучше украинского «Руслана»

    Ну, если смотреть, как новоявленные "ильюшины" создают Ил-112, то ответ вероятно однозначный. Модернизировать что-то у них ещё способностей хватает, создать что-то новое, революционное - это не к ним. К сожалению. sad
  10. Слон круче!
  11. 0
    3 апреля 2020 01:40
    Цитата: Афиноген
    Будут ли российские транспортники «Слон» и «Ермак» лучше украинского «Руслана»

    Нет никакого украинского "Руслана", это самолет СССР. Проектировался и строился всей страной. Поэтому, что строили в 70 - 80-х, сейчас уже утеряно и мы не можем это сделать. Довели промышленность до "дна". Не знаю, сможем мы когда-нибудь в будущем делать то, что делали при СССР. Единственное, что нам остается, это мечтать, мечтать и назначать сроки, когда мечта может осуществиться.

    Если размазывать сопли по лицу, лежать на диване и прекраснодушно мечтать и заниматься маниловщиной, то ничего, кроме придумывания чего-то такого.... ничего не получится. Если ничего не умеешь - не отвлекай других. Молчи громче.
  12. -3
    3 апреля 2020 07:28
    Цитата: Sapsan136
    Начнем с того, что Руслан не украинский, а советский, а что получится у РФ, поживем, увидим...

    Начните лучше с того, что отучитесь сперва на юриста, а потом рассуждайте про права интеллектуальной собственности.
    1. +2
      3 апреля 2020 16:52
      Цитата: Маржецкий
      Начните лучше с того, что отучитесь сперва на юриста, а потом рассуждайте про права интеллектуальной собственности.

      Начните лучше с того, приведите примеры, кого и когда останавливали права интеллектуальной собственности? Пару примеров вам уже привели, так с чего это должно останавливать Россию? Тем более, что правообладатель, фактически ничего не производящий - труп, и скоро будет юридическим трупом.
  13. -4
    3 апреля 2020 07:29
    Цитата: Поручик Ржевский я
    Бог его знает. Мутный он.

    Зато с вами все предельно ясно. hi hi
  14. -3
    3 апреля 2020 07:30
    Цитата: Orange Big
    Цитата: Поручик Ржевский я
    Бесполезно, это Сергей Маржецкий.

    У него либеральные взгляды или он украинец? Я же не только для Маржецкого пишу, а пытаюсь дать объективную оценку написанному. Обсудить со всеми желающими.

    Я россиянин, придерживающийся левых взглядов. А вот что за каша у вас в голове....
    1. +3
      3 апреля 2020 10:25
      А вот что за каша у вас в голове....

      Поясните, пожалуйста, эту фразу. Вы про мифические права на интеллектуальную собственность, в том числе, и на Ан-124? Во всем мире, особенно в сфере ВПК, на них плевали. Китай копирует что хочет, дает свое название и привет. То же самое касается производства Калашникова в США, им тоже никто на это разрешение не давал, но их это не беспокоит. Что уже говорить про Украину, которая копировала наши ПТУРы и давала им свое название? Также Украина самостоятельно ремоторизирует вертолеты Ми, интеллектуальные права на которые, судя по вашей логике, принадлежат заводу Миля, так почему мы тогда не можем ремоторизировать Ан-124, точно также поставив свои движки, или возобновить производство Ан-124, немного изменив его, поставив другие двигатели. Европейцы же наладили производство А-400М, хотя это, по сути, немного измененная копия то ли Ан-70, то ли Ан-74, сейчас точно уже не помню, права на интеллектуальную собственность, по идее, должны принадлежать Украине, но это европейцам ведь не помешало. Так что никакие юристы тут не помогут никому, если кто-то решит что-то у себя производить очень похожее на то, что производят в любой другой условной стране.
  15. Пардон за неграмотность, но где у Слона хвостовое оперение?
    1. +3
      3 апреля 2020 18:27
      На фото просто рабочий макет для продувки в трубе. Других фоток Слона, вроде нет, вот эту и дали. А по хвосту, может на тот момент ещё и решения не приняли, какой он формы будет.
      1. Значит, ильюшинский проект лучше.
  16. +1
    3 апреля 2020 21:30
    НЕТ не только никакого "вуКраинского" "Руслана"......... Даже "вуКраинской вуКраины" - НЕТ!!!! :))))))

    Олег Константинович Антонов (1906 - 1984) - советский авиаконструктор, доктор технических наук (1960), профессор (1978), академик АН СССР. Герой Социалистического Труда. Лауреат Ленинской премии и Сталинской премии второй степени. Родился 25 января (7 февраля) 1906 года в деревне Троица Вороновской волости Подольского уезда Московской губернии (ныне - в составе Троицкого административного округа Москвы). Русский. С 1912 года жил в городе Саратове. В 1915-1922 годах учился в Саратовском реальном училище (окончил два класса) и средней школе (ныне - СШ № 23).
    Альма-матер: Ленинградский политехнический институт.

    ……. Как видите, ни малейшего намека на укрОПОпитекистость :):):):)
  17. +1
    4 апреля 2020 13:02
    Правильный заголовок: -

    Будут ли российские транспортники «Слон» и «Ермак» лучше советского «Руслана»?
  18. -3
    5 апреля 2020 11:53
    Будут ли российские транспортники...

    - не будут!
  19. +1
    5 апреля 2020 12:55
    Сравнение некорректно, авиапром укрорейха скончался вместе с Украиной.
  20. Rus
    -1
    10 апреля 2020 20:49
    Руслан украинский летает, а других пока нет! О чем статья?