Как русский в Нью-Йорке блинами торговал

0
Российский предприниматель Михаил Гончаров известен как «блинный король» не только на родине, но и в далеком Нью-Йорке. Будущий создатель сети «Теремок» начинал с учебы в МГУ на инженера-космонавта. В начале девяностых годов он пришел в торговый бизнес и вполне успешно им занимался, пока не прогорел во время кризиса 1998-го года. Почти полмиллиона долларов по тому курсу сгорели в одночасье, и Гончаров еще и остался должен 100.000 долларов.





На последние деньги разоренный предприниматель решил шикануть в последний раз и слетал снять стресс в Париж. Там он увидел французскую уличную торговлю свежеиспеченными блинами, которая на тот момент не была знакома в России. Позаимствовав формат и рецепт «сковородных пирогов» у французов, Михаил Гончаров решил рискнуть, открыв аналогичный проект в Москве. В кризисном 1998 году бизнесмен обратился в мэрию с просьбой разрешить открыть сеть ресторанов быстрого питания.

Спрос на блины на Масленицу, под празднование которой чиновники позволили на несколько дней открыть три ларька, превысил самые смелые ожидания. Так и начал строиться в России «Теремок», название которому придумала мама Михаила. Через несколько месяцев бюрократической волокиты открылся первый стационарный киоск будущей сети русского фастфуда. В первом производственном цеху начинал работать всего один повар, с утра до вечера делая блины с начинкой из сыра и ветчины. К сведению, сейчас в «Теремке» работает более 4000 сотрудников.



Постепенно сеть росла, однако, некоторые торговые точки закрывались из-за московских «зачисток» ларьков. С 2003 года «Теремок» начал активно осваивать нишу фудкортов в крупных торговых центрах, и это оказалось значительно стабильнее уличного формата. Новой «Теремок» вырастает за 30 дней, инвестиции составляют порядка 12 миллионов на точку. По состоянию на 2016 год, проект Михаила Гончаров был на пятом месте в стране в своем сегменте. За 2017 год выручка поставила 8,3 миллиарда рублей. После 2014 года бизнесмен пытается зацепиться за формат fast casual, более привычный западном потребителю.

В 2016 году Гончаров попытался выйти на рынок фастфуда Нью-Йорка, открыв там две точки:

Конкуренция там огромная, но и людей очень много


Однако дела «Теремка» в США идут не так гладко, как хотелось бы, и причиной тому протекционизм властей по отношению к местным компаниям. Российский фастфуд вынужден платить за аренду ставку в 25% от выручки, а международные компании американского происхождения – всего 5-6%. Из-за этого чек в «Маке» может составлять условные 120 рублей, а в «Теремке» - 250. Гончаров констатирует, что из-за такой «конкуренции» продажи падают и приходится закрывать рестораны. Вполне возможно, что американские конкуренты в самом скором времени выдавят российский фастфуд из Нью-Йорка.

В настоящее время «Теремок» ожидает большие реформы, площадь его помещений существенно увеличится, появится фарфоровая посуда. Через мобильное приложение можно будет заранее заказывать блюда к назначенному времени.