Почему России не следует возобновлять авиасообщение с Грузией

8
Наметившееся было потепление в отношениях Москвы и Тбилиси, резко ухудшившихся после июньского русофобского шабаша в грузинской столице, рискует закончиться, даже не начавшись. Несмотря на зазвучавшие «по обе стороны баррикад» разговоры о возможном восстановлении авиационного сообщения между странами, соединяющее их небо, может остаться «на замке» еще на долгий срок, если грузинская сторона и вправду пойдет на те крайне недружественные шаги, о которых заявила недавно. Да и общий настрой руководителей этой страны пока что не дает повода для особого оптимизма. Так что же ждет Грузию и Россию – возобновление туристических потоков или новый виток конфронтации?





В гости через... суд


О том, что запреты на полеты российских авиакомпаний в Грузию, и соответственно, грузинских в нашу страну, могут быть отменены «уже в ближайшее время», заявил на днях Леонид Калашников, возглавляющий комитет по вопросам СНГ Государственной Думы России. На подобный миролюбивый лад его, очевидно, настроила проходившая накануне встреча с представителями партии «Альянс патриотов Грузии», являющейся сегодня оппозиционной. Напомним, что в пользу именно такого решения высказывался не так давно и руководитель отечественного МИД, Сергей Лавров. Правда, главный дипломат России при этом подчеркнул, что такой шаг возможен лишь при условии «стабилизации ситуации в стране» и осознании тамошней властью «провокационного и контрпродуктивного характера» любых антироссийских демаршей. А вот с этим, как раз, у Тбилиси, похоже, проблемы. Никак они не поймут, что любые попытки «наездов» на Россию неизменно обойдутся себе дороже. Так, глава авиакомпании Georgian Airways Роман Бокерия сообщил, что его предприятие имеет твердые намерения судиться с российским Министерством транспорта из-за введенного запрета на полеты в Россию. «Вчинить иск» грузинские авиаперевозчики собираются, не мелочась – на сумму в 25 миллионов долларов, которые они таким образом намерены стребовать с Москвы за «дискриминационное решение о запрете полетов». Вот и помирились...

По словам господина Бокерии, «добиваться справедливости» в Европейском суде по правам человека он и его коллеги намерены потому, что «незаконное решение российского Минтранса» нанесло компании «большие убытки». При этом глава Georgian Airways начисто отметает претензии российской стороны по поводу невыплаченных ею за аэронавигационное обслуживание 800 тысяч долларов, речь о которых, между прочим, идет уже далеко не первый год. В свое время грузинские перевозчики соответствующий миллионный долг признали и обязались его погасить. Однако после 2008 года всякие выплаты прекратились. Ну, теперь вот о них вспомнили. А что, надо было простить? С еще большим негодованием Бокерия отметает все упреки относительно обеспечения безопасности: мы, мол, 27 лет по всему миру летаем и никогда никаких претензий не было! Может, и не было, а теперь вот появились. Можно подумать, так не бывает. Одним словом, грузинские авиаперевозчики, очевидно вдохновленные дурным примером газовых транзитеров из Украины, решили пойти путем тяжб и вымогательства, намереваясь, похоже, таким образом не только «скостить» собственные неплатежи, но и опровергнуть русскую пословицу «Насильно мил не будешь». В таком случае, им стоило бы повнимательнее изучить опыт НАК «Нафтогаз Украина», которая собственным склочным сутяжничеством, скорее всего, оставит страну не только без вожделенных денег за транзит, но и без топлива накануне надвигающейся зимы.

А в остальном, прекрасная маркиза, все хорошо, все хорошо...


Ей-богу, попытки Тбилиси любой ценой приуменьшить экономические потери, понесенные страной от прекращения авиасообщения между странами и резкого падения туристического потока из России в Грузию, напоминают именно строки из той самой песенки, припев которой вынесен в подзаголовок. К примеру, Георгий Чоговадзе, возглавляющий объединение аэропортов Грузии, выразив робкую надежду на то, что полеты «в обе стороны» возобновятся хотя бы в течение ближайшего полугодия, тут же принимается уверять в том, что «из-за увеличившегося количества рейсов в Европу», представители отрасли «настроены оптимистично». Впрочем, он все-таки признает:

Прекращение сообщения с Россией нанесло нам большой ущерб.


Насколько большой? Похоже, что подобного рода сведения приравнены в Грузии к государственной тайне. Впрочем, полностью скрыть весьма существенные потери, которые экономика страны понесла из-за неумения держать в узде русофобствующих маргиналов, никак невозможно. Так, заместитель министра экономики Грузии, Акакий Сагирашвили, еще в августе говорил о падении пассажиропотока в аэропортах, как минимум на 10%. Примерно тогда же, бывший в это время главой грузинского правительства Мамука Бахтадзе, озвучил цифру в 60 миллионов долларов, которых не досчиталась из-за отсутствия в стране россиян одна только ее туристическая отрасль.

В то же самое время, Национальная администрация туризма Грузии с завидным оптимизмом отрапортовала о том, что в стране за те три месяца, пока авиасообщение с Россией было прервано, побывало даже больше туристов, чем за такой же период прошлого года! «Почти на 150 тысяч...» Как утверждают тамошние чиновники, «отсутствия русских мы почти не заметили». Ну да, получается, что раздрай между странами пошел Грузии чуть ли не на пользу. Вот только с жизненными реалиями это состыковывается крайне слабо. Недаром же экс-спикер парламента страны, Нино Бурджанадзе, заявила о занижении официальными властями понесенного ущерба, как минимум, в 10 раз. Что ж, учитывая стремительный обвал национальной денежной единицы, бешеную инфляцию, цены, моментально взлетевшие на все, вплоть до продуктов питания первой необходимости, названная ею цифра в 700 миллионов долларов звучит более убедительно. Недаром же Национальный банк страны вынужден был прибегнуть для «спасения» лари к валютным интервенциям на местный финансовый рынок в объеме 32 миллионов долларов уже в первый день августа нынешнего года. Иначе обесценивание этой денежной единицы было никак не остановить. Впрочем, и предпринятые экстренные меры помогли ненадолго... Во всяком случае, заявление о том, что в Тбилиси желают, чтобы «решение по восстановлению сообщения было принято как можно скорее» и, более того, «всячески готовы к этому», было сделано министром иностранных дел Грузии Давидом Залкалиани совсем недавно. Однако намечающаяся тяжба в ЕСПЧ вряд ли является доказательством такой готовности.

Политическая подоплека


Самая большая проблема заключается, пожалуй, в том, что в случае с Грузией мы имеем ту же ситуацию, что и с Украиной. То есть – сильнейший фактор внешнего воздействия, направленного на максимальное ухудшение отношений между Тбилиси и Москвой. В своем поздравлении, адресованном новоизбранному премьер-министру Грузии, Георгию Гахария, государственный секретарь США, Майк Помпео, четко и однозначно дал понять, чего именно от него ожидают в Вашингтоне:

...сотрудничества в рамках Хартии стратегического партнерства между США и Грузией для углубления наших двусторонних отношений.
.

При этом особо было подчеркнуто вот что:

Соединенные Штаты Америки подтверждают свою непоколебимую поддержку территориальной целостности и суверенитета Грузии, которой угрожает российская агрессия, а также приверженность решению Бухарестского саммита НАТО 2008 года, согласно которому Грузия станет членом НАТО...


Прозрачнее, по-моему, уже некуда. Результаты ждать себя не заставляют. Недавно на внеочередном заседании грузинского правительства было принято решение об увеличении военных расходов страны в будущем году до 300 миллионов долларов. А тот же Гахария уже принялся делать заявления о нежелании государства «субсидировать авиасообщение с Россией». Georgian Airways компания, конечно, частная. Однако вряд ли стоит сомневаться, что планируемый ею демарш не согласован на самом высоком уровне официального Тбилиси.

Для полного прояснения ситуации приведу дословную цитату из одного из первых выступлений Георгия Гахария в роли премьера:

Оккупированы 20% экономики Грузии, оккупированы 20% развития Грузии, 20% потенциала развития страны, оккупированы 20% ее человеческого капитала, и в этом состоит самый большой вызов для нашей безопасности. Это более всего тормозит развитие нашей страны в целом.


Еще вопросы есть?! Тогда могу напомнить, что этот политик считает «ближайшим союзником» своей страны США, а главной ее задачей – интеграцию в Североатлантический альянс. Экономика, говорите? Ну, она явно стоит для Тбилиси далеко не на первом месте, иначе там не рисковали бы сотнями миллионов долларов, устраивая русофобские игрища.

Да, дела в стране идут, очень мягко говоря, не блестяще. К примеру, Государственная энергосистема Грузии закончила прошлый год с убытками в десятки миллионов и сегодня для ее спасения Тбилиси вынужден выпрашивать кредиты аж в Германии. И это только один пример. Однако, как уже было сказано выше, окончательные решения, касающиеся отношений с Россией, принимаются вовсе не там. Крайне показательна в этом отношении недавняя статья в издании The Washington Times, в которой, с присущей американцам предельно циничной прямотой, сказано: Грузия является геополитическим «ключом» к Кавказскому региону. И владеть им должны, естественно, только США. До тех пор, пока политика Тбилиси будет определяться такими вот постулатами, о нормализации российско-грузинских отношений нечего и думать – хоть с авиаперелетами между странами, хоть без них.
8 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +5
    9 октября 2019 08:34
    Даже ребёнка наказывают, отлучая от сладкого. Со странами, власти которых лоббируют русофобию в разных проявлениях, нужно поддерживать сухие дипломатические отношения, пока не образумятся. Можно даже закрыть ВГД...Пусть тропами ходят.
    1. +1
      9 октября 2019 21:56
      Цитата: yuriy55
      Со странами, власти которых лоббируют русофобию в разных проявлениях, нужно...

      По этой логике, в первую очередь нужно отменить авиасообщение с США, а не накладывать "самоограничения" на депутатов ГД.

      Цитата: yuriy55
      Пусть тропами ходят.

      Согласен - пусть граждане США тропами через Северный Полюс и Иран-Ирак ходят, минуя воздушное пространство РФ. Ну, или поездом Минск-Москва, заодно экономическую помощь союзному государству окажем.

      Цитата: yuriy55
      Даже ребёнка наказывают, отлучая от сладкого.

      Вот и отлучим США от нашего сладкого воздушного пространства. Или США уже не ребенок и наказать их нужно жестче, дополнительно прекратив им поставки нашего титана?
  2. 0
    9 октября 2019 09:50
    Нечего на зеркало пенять, если сами тормоза. Габунистан и развитие - понятия несовместимые.
  3. +1
    9 октября 2019 10:31
    А всё могло бы быть иначе, если бы Лужков не отговорил в свое время руководителя Аджарии от союза с Абхазией. Народ Аджарии был за союз с Россией, но его убедили не чинить препятствия грузинским властям. И вот результат. Грузия имеет выход к морю и заходу американского флота туда.
  4. 0
    9 октября 2019 13:22
    «...добиваться справедливости» в Европейском суде по правам человека он и его коллеги намерены потому, что «незаконное решение российского Минтранса» нанесло компании «большие убытки».

    Европейский суд по правам человека такими делами не занимается. Автор, уточни суд, в который подан иск.
  5. +2
    10 октября 2019 08:44
    Как такое может быть, что из более 200 стран на земном шаре, Россия считает хорошими только Венесуэлу, Иран, Северную Корею и Сирию! А остальные вроде как плохие?!
    1. +1
      11 октября 2019 07:07
      Цитата: САНДРО
      Как такое может быть, что из более 200 стран на земном шаре, Россия считает хорошими только Венесуэлу, Иран, Северную Корею и Сирию! А остальные вроде как плохие?!

      Россия и российская власть - очень разные понятия только потому, что легитимность некоторых "избранных" можно считать пособничеством административного ресурса.
      Страны в своих взаимоотношениях не должны делиться на хороших и плохих. Они существуют в симбиозе, который в силу общественного уклада состоит из хищников-паразитов и "травоядных"-терпил.
  6. -1
    10 октября 2019 15:10
    Все эти запреты надо отменять.