«Все нормально! Падаем…»: Россия окончательно похоронит Boeing?

16
Ко всем остальным, и без того весьма серьезным неприятностям американской авиастроительной корпорации, похоже, добавилась еще одна проблема. Причем, если вдуматься, она несет для Boeing даже большую угрозу, чем те беды, которые уже обрушились на нее до сих пор. Речь идет о судебном иске, поданном против корпорации российской компанией «Авиакапитал-Сервис».





Это событие рискует стать первым звеном в цепи роковых событий, которые промышленный гигант, являющийся одним из символов США, может и не пережить. Почему так произошло и какие риски рядовая, на первый взгляд, тяжба несет не только ставшим ее фигурантами авиастроителям, но и всей американской экономике в целом?

По-хорошему не захотели


В чем, собственно, заключается суть дела? Одна из лизинговых дочерних компаний «Ростеха», «Авиакапитал-Сервис» в марте 2019 года сделала заказ на приобретение 35 Boeing 737 MAX. Произошло это, понятно, до того, как вся эта популярная до недавнего времени серия среднемагистральных авиалайнеров была припечатана клеймом «самолет-убийца». Гибель полутора с лишним сотен людей в его крушении над Эфиопией, прибавившаяся к аналогичной катастрофе в Индонезии, унесшей около двух сотен жизней, окончательно поставила крест на доверии ко всей этой линейке самолетов. Как тогда казалось – ненадолго. Однако, миновало уже почти полгода, а проблемам с 737 MAX не видно ни конца, ни края. Все новые проверки, проводимые специалистами по авиационной безопасности, вместо того, чтобы успокоить нынешних владельцев и потенциальных покупателей проблемных лайнеров, находят в нем все новые и новые недоработки, несущие потенциальные угрозы. Получение разрешения на их эксплуатацию, соответственно, все затягивается и затягивается, а вместе с этим в воздухе «повисает» и вопрос закупок новых самолетов, в том числе – и уже заказанных в разных частях света. Рано или поздно, эта ситуация неминуемо должна была вылиться в судебные иски. Вопрос был только в том, у кого первого не выдержат нервы…

Не выдержали они у наших соотечественников. Когда в Boeing их уведомили, что поставки самолетов, которые, согласно условиям контракта, должны были начаться уже нынешней осенью, и завершиться в течение трех лет, сдвигаются «всего-то» на годика два с половиной, «АКС» обратилась в суд округа Кук (Чикаго). Претензии, выдвинутые ею к американской корпорации, суровы, но справедливы. Компания требует не только вернуть ей со всеми полагающимися процентами внесенную предоплату (это – 35 миллионов долларов), но еще и компенсировать неполученную ею в результате такой «удачной» сделки прибыль во вдвое большем размере – 75 миллионов долларов. При этом отстаивающий интересы «АКС» перед Фемидой США, адвокат Стивен Маркс, заявил о том, что его клиенты, в принципе, готовы были решить проблему, не доводя дело до суда. Однако, в Boeing на такую сделку пойти не захотели. По словам юриста, компенсация, предложенная авиастроителями российской компании, ее представителей не устроила категорически. Что ж, теперь американцам остается только пенять на себя - раздосадованные их жмотством и несговорчивостью россияне, решили разобраться с оппонентами, что называется, «по полной».

Все только начинается?


В своем исковом заявлении они не просто высказывают претензии к Boeing по поводу срыва поставок, а прямо обвиняет в преступной небрежности при разработке самолета, которая и стала непосредственной причиной двух смертельных катастроф. Более того – по их мнению, на корпорации лежит еще и ответственность за сознательное утаивание в процессе сертификации лайнера «критически важной для регулятора США информации» о возможных проблемах с ним. А вот это – уже не шутки. Если юристы Boeing не сумеют «отбить» в суде эти обвинения, деловую репутацию компании, и так уже держащуюся на волоске, можно будет считать погребенной навеки. Об остальных последствиях догадаться тоже не сложно. Напомню, правовая система Соединенных Штатов является прецедентной. То есть, одно судебное решение по какому-либо важному делу автоматически становится как бы образцом, эталоном для разрешения всех остальных аналогичных исков. На сегодня «Авиакапитал-Сервис» стала первой в мире компанией, решившей полной мерой взыскать с Boeing за свои убытки. Можно не сомневаться ни на секунду – за результатом процесса во всем мире будут наблюдать с куда большим интересом, чем за мировым чемпионатом по футболу. Кто? Да все те, кто, в случае успеха россиян, выстроятся в предлинную очередь к судам Соединенных Штатов, чтобы решить свои проблемы аналогичным же образом.

Да, в Boeing, вроде бы, готовились и к такому повороту событий. Во всяком случае, в компании заявляли о том, что уже выделили около 5 миллиардов долларов на компенсационные выплаты потенциальным жалобщикам. Казалось бы – ну что на этом фоне 115 миллионов, которые с нее хочет стребовать «АКС»? Сущий пустяк… Не торопитесь с выводами! Только в России, авиакомпании «Нордстар», «Победа», «Уральские авиалинии», «S7 Airlines» и «Utair», ожидают от Boeing еще 73 борта серии 737 MAX. Их поставки должны были начаться, опять-таки, в нынешнем году. А теперь – еще более интересные цифры: к моменту второй трагедии, уже окончательно «приземлившей» эту модель, корпорация успела получить заказы на без малого 5 тысяч таких лайнеров. Добавляем еще около четырех сотен таких бортов, уже находившихся в эксплуатации и сейчас простаивающих в ангарах, вводя своих владельцев в немалые убытки (по некоторым оценкам – до четверти миллиона долларов в день за один самолет). Хватит ли заявленных миллиардов на все компенсации?! Довольно сомнительно – если учесть, что срыв контракта по всего 35 самолетам, может вылиться корпорации в сотню с лишним миллионов. А ведь о своей готовности заставить авиастроителей раскошелиться за понесенные убытки, уже заявляли ряд авиаперевозчиков. В частности, представители Норвегии, Индии, Польши, ряд китайских авиакомпаний… И если со скандинавами или поляками американцы еще, может, и договорятся, то с китайцами, особенно с учетом нынешних реалий, вряд ли.

«Все нормально! Падаем…»


Рассматривая ситуацию, следует учитывать еще и то, что за пять месяцев, прошедших со времени последней смертельной аварии, концерн, вполне ожидаемо, не получил ни единого нового заказа на нажившие себе дурную славу 737 MAX. Вряд ли таковые и воспоследуют, по крайней мере, в ближайшем обозримом будущем. В общем и целом, дела у корпорации идут все хуже и хуже – поставки ее самолетов сократились почти на 40% в сравнении с прошлым годом. Июльский уровень продаж, составивший 19 самолетов по всему миру, стал самым низким за все предыдущее десятилетие. Но то ли еще будет, если безответственность Boeing, ее готовность ради собственной прибыли обманывать государственных контролеров и рисковать жизнями людей, признают и зафиксируют в судебном порядке? Очень может статься, что в таком случае компании придется забыть о каких-либо заказах вообще. А ведь «свято место», как известно, пусто не бывает! Главный конкурент американцев, европейская корпорация Airbus SE, не теряя времени, использует сложившуюся ситуацию, как говорится, «на всю катушку». За то же время, пока Boeing с превеликим трудом сбыл с рук меньше двух десятков бортов, европейцы успели поставить покупателям более четырех с половиной сотен самолетов. Уже имеются примеры отказов от контрактов, заключенных ранее с американскими авиастроителями как раз в пользу Airbus. Что дальше?

Если процесс в окружном суде Кук откроет «ящик Пандоры» и на Boeing ринутся с претензиями со всех сторон, корпорация может не устоять. Как минимум, эта волна, практически, гарантированно похоронит 737 MAX, надежды на возвращение которого в строй и так весьма призрачны. И вот тут самое время вспомнить о прогнозах, сделанных нынешней весной экспертами американского банка JPMorgan. Там без труда подсчитали, что отказ от производства этой модели хотя бы до конца 2019 года нанесет корпорации ущерб, превышающий 31 миллиард долларов. А ведь это совершенно неизбежно – представители Федерального авиационного агентства США (FAA) уже заявили о том, что о получении этой моделью сертификата, дающего право на возобновление полетов ранее 2020 года, и речи быть не может. Вместе с тем, по оценкам главного экономиста упомянутого выше банка, Майкла Феролли, сделанным вскоре после катастрофы в Эфиопии, прекращение выпуска одних только 737 MAX, проделает в национальном ВВП США «дыру» в 0.6%. Вопрос относительно варианта с полным крушением корпорации, этот финансист даже обсуждать отказался. Очевидно, не смог подобрать цензурных слов. Казалось бы, во всеамериканских масштабах одна компания, пусть даже и настолько мощная, как Boeing, не может сыграть роковой роли. Однако, нужно учитывать, что экономика США и без того сейчас находится далеко не в лучшем состоянии, а впереди – новый, еще более жесткий виток «торговой войны» с Китаем. Кроме того, не стоит забывать, что в любой катастрофе всегда присутствует пресловутая «последняя капля». Мировой кризис 2008 года начался с банкротства одного-единственного американского банка…

Насколько масштабны и разрушительны будут последствия иска, поданного в американский суд российской компанией? Думаю, мы все узнаем об этом достаточно скоро.
16 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. -15
    30 августа 2019 09:01
    Суть статьи - скоро в России только на "кукурузниках" будут летать...
    1. -6
      30 августа 2019 15:07
      Не, на "супер надёжных" суперджетах - это похуже будет.
      1. +8
        30 августа 2019 22:41
        По техническим причинам еще ни один Суперджет не упал. А Боинги, и уже Эрбасы падают. Что-то не слышно воплей от русофобов, что и Боинги, и Эрбасы надо запрещать выпускать...
      2. 0
        1 сентября 2019 07:12
        В чем Суперджет ненадежен?
        1. 0
          2 сентября 2019 20:58
          Только в 2012 году на этот тип лайнера в «Аэрофлоте» пришлось порядка 40% всех инцидентов, связанных с отказом авиатехники. В отчете компании, касавшемся авиабезопасности, речь также шла о сбоях выпуска шасси.
          9 мая 2012 года близ Джакарты (Индонезия) - погибли все находившиеся на борту 45 человек.
          21 июля 2013 года в аэропорту Кефлавик (Рейкьявик, Исландия) - приземлился с убранными шасси.
          10 октября 2018 года - следовавший регулярным рейсом из Улан-Удэ в Якутск, выкатился за пределы взлетно-посадочной полосы, получил значительные повреждения фюзеляжа, стоек шасси и двигателей, в результате чего был списан.
          Май 2019: в московском аэропорту "Шереметьево" у SSJ-100 загорелся хвост. В результате авиакатастрофы погиб 41 человек.
          В 2013-2015 годах, аварийные посадки самолеты SSJ-100 совершали в Хабаровске, Челябинске, Анапе, Кефлавике, Одессе и два раза в Москве. Проблемы возникали со створками шасси, также происходило заклинивание стабилизатора хвостового оперения. В Одессе у лайнера отказал двигатель. В 2011-2012 годах, аварийные ситуации с лайнерами SSJ-100 возникали восемь раз — в Нижнем Новгороде, Москве, Казани, Минске. Помимо проблем с шасси в данных случаях сообщалось о частичной разгерметизации салона и неполадках в системе кондиционирования.

          В 2018 году BBC со ссылкой на внутренние документы «Аэрофлота» писало, что в авиакомпании называют SSJ-100 самым аварийным из своих самолетов. В частности, за один только февраль 2018 года «Аэрофлот» зафиксировал 12 внештатных ситуаций с этими с самолетами (всего по всем типам воздушных судов - 21 инцидент за месяц).

          А так всё хорошо - надёжный самолёт.
    2. 0
      31 августа 2019 10:31
      Я лучше в "Кукурузник сяду", чем в американский гроб на крыльях. А ты?
  2. 0
    30 августа 2019 09:16
    Нужно еще немного подождать, а потом начать скупать акции Боинга за копейки, если, конечно, разрешат. Вот Опель не разрешили покупать.
  3. +6
    30 августа 2019 09:23
    Судебная система США является прецедентной.

    Одна эта фраза делает шансы на справедливое судебное разбирательство призрачными. Скорее всего, российская компания проиграет дело в суде. Американские суды достаточно патриотичны, и создавать прецедент для других исков они не будут.
  4. +8
    30 августа 2019 10:45
    Кошмарить Фольксваген за процент выброса или Хуавей за якобы шпионство, совсем не то же, что падающие американские демократические самолеты! В сияющем граде на холме все замечательно и розовые пони мирно пасутся на полях техасщины. Какие такие иски? Чтоб другие не побежали с аналогичными исками? Закроют дело с минимумом компенсаций. Логично ожидать в ближайшем будущем сообщения про неких шпионов в Боинге, которые намерено вносили искажения в проект. Госдеп работает, составляет списки, чьи шпионы испортили 737MAX.
  5. 0
    30 августа 2019 15:59
    Ду.рень думкою богатіє.

    В декабре МАХ возвращается на линии с исправленным и доработанным МКАСом. А местные фантазёры мечтают, как Боинг будет банкротиться:)))
  6. -1
    30 августа 2019 19:12
    Любопытно. Боинг хоть заметит потерю российского рынка, если такое гипотетически всё-таки произойдет?
  7. +3
    30 августа 2019 21:21
    Похоже на то, что суды США теперь будут отбиваться от исков, чтоб прекратить развал корпорации Boeing, так как на нее ринутся с претензиями со всех сторон. Так что, неизвестно еще, сколько получат наши в США по своему иску.
  8. 0
    31 августа 2019 20:44
    Вернутся "исключительным" все беды, которые они принесли всему миру.
  9. 0
    31 августа 2019 23:55
    Цитата: Игорь Павлович
    Суть статьи - скоро в России только на "кукурузниках" будут летать...

    Специально для вас - Боинг 737. Да-да. Тот самый. Знаменитый. Чтобы не скучали в полётах и внимательно прислушивались. Ко всему.
  10. +1
    31 августа 2019 23:59
    Цитата: Bakht
    Судебная система США является прецедентной.

    Одна эта фраза делает шансы на справедливое судебное разбирательство призрачными. Скорее всего, российская компания проиграет дело в суде. Американские суды достаточно патриотичны, и создавать прецедент для других исков они не будут.

    Тоже неплохо. Показать всему миру "патриотичность" американского суда. Интересно, насколько БОЛЬШЕ будет убытков после такого разбирательства? Когда очень многие просто шарахнутся от фирмы и не станут заключать договоры?
  11. 0
    1 сентября 2019 11:28
    Цитата: Илья Павлов
    В чем Суперджет ненадежен?

    Запчастями, вернее - отсутствием российских аналогов этих агрегатов.
  12. Комментарий был удален.