Какой урок должна вынести Россия из катастроф атомных подлодок

10
К-278 «Комсомолец» – далеко не самая приятная страница советской истории. Сегодня она вновь заставила о себе заговорить.





Трагедия на закате СССР


Страсти вокруг росийско-норвежской экспедиции к погибшей атомной подводной лодке (АПЛ) К-278 «Комсомолец» немного улеглись, и пришло время систематизировать то, что мы узнали. Однако для начала немного отвлечемся, чтобы понять, с чего все вообще началось. Недавнюю трагедию с атомной субмариной АС-31 «Лошарик», как и гибель «Курска», принято почему-то списывать на кумовство, коррупцию или вообще все «беды капитализма» сразу. Однако, справедливости ради, советские подлодки и раньше были далеки от идеала. Можно вспомнить нелестное прозвище «ревущие коровы», а еще привести статистику, согласно которой именно СССР потерял больше всего атомных субмарин. Всего четыре: К-8, К-27, К-219 и К-278 «Комсомолец». Современная Россия и США потеряли за свою историю по две атомные подлодки.

Подводная лодка «Комсомолец» затонула 7 апреля 1989 года в Норвежском море. Из-за возникшего пожара в двух смежных отсеках произошло разрушение системы цистерн главного балласта, через которые началось затопление лодки забортной водой. В результате погибла сама субмарина и 42 члена ее экипажа, в то время как выжить удалось только 27-ми. Многие люди утонули в ледяной воде, а часть экипажа не успела выбраться из всплывающей спасательной камеры (ВСК), когда после ее всплытия с капсулы от разницы давлений сорвало люк и туда начала поступать морская вода.

В трагической истории рано ставить точку, однако и виновных найти с каждым годом все более сложно: фактически существует несколько разных точек зрения и причин происшествия. Включая конструктивные недостатки АПЛ.

Неожиданное открытие


Специалисты не раз детально исследовали затонувшую субмарину, несмотря на то, что она покоится на глубине почти 1700 метров. Ранее результаты четко дали понять: никакой угрозы для экологии - ни реактор, ни имеющиеся на борту торпеды с ядерными боевыми частями, не несут. Тем удивительней стало открытие, сделанное в рамках норвежско-российской экспедиции судна G. O. Sars.


В ходе работ исследовательский подводный аппарат Aegir 6000 сделал детальные снимки субмарины: как оказалось, корпус лодки за прошедшие с момента катастрофы годы сильно пострадал. Однако еще более необычным стало то, что уровень радиации рядом с погибшей субмариной оказался больше допустимого показателя в 100 тысяч раз. Выводы сделали на основе анализа проб воды, полученных из вентиляционного отверстия атомной подлодки.

Эти результаты предварительные. Мы изучим образцы более тщательно, вернувшись домой. Уровень, который мы нашли здесь, составляет 10 беккерелей на литр,

– заявил руководитель экспедиции Хильда Хельдал.

Тогда же ученые поспешили успокоить общественность, заявив, что ситуация не несет никакой угрозы жизням и здоровью людей, а также рыболовному промыслу в данном регионе.


Однако вскоре стали поступать более тревожные сведения. Как сообщил норвежский Институт морских исследований, максимальный уровень радиации в районе вентиляционной трубы реакторного отсека превышает норму даже не в 100, а в 800 тысяч раз. Однако заборы, проведенные на высоте нескольких метров над трубой, уже не продемонстрировали значимого превышения нормального уровня радиации.


Десятого июля издание The Barents Observer сообщило, что угрозу могут представлять торпеды с ядерными боеголовками.

Фотографии и видео, снятые дистанционно управляемым подводным транспортным средством, демонстрируют большие повреждения корпуса в передней части подводной лодки. Именно здесь расположены две торпеды с ядерными боеголовками,

– пишут журналисты норвежского СМИ.

Причем по их данным, плутоний-239 может корродировать в химическом процессе с титановым корпусом К-278. Не в этом ли корень проблем?



Мнения экспертов


Издание Lenta.ru в своем недавнем материале привело небезынтересные свидетельства разных специалистов.

Не может такого быть, чтобы без каких-то видимых причин фон в районе реактора вдруг возрос и превысил норму в сто тысяч раз,

– заявил по поводу недавних выводов ученых бывший командующий Северным флотом адмирал Вячеслав Попов, который в свое время руководил спасением «Курска».

И который по неизвестным причинам не стал говорить о том, что часть подводников тогда пережила взрыв (или серию взрывов). В свою очередь, ученые отнеслись к ситуации более настороженно, хотя и избегали резких формулировок. Так, директор ФГБУ Научно-производственное объединение «Тайфун» Владимир Булгаков заявил, что нужно дождаться радионуклидного анализа, хотя уже понятно, что употреблять рыбу в пищу из опасного района не следует.

Еще более откровенно высказался ведущий научный сотрудник Международной лаборатории по изучению климата, землепользования и биоразнообразия ТюмГУ Александр Хаустов.

Малые дозы приносят отдаленный эффект. То есть мы не знаем, какие последствия – они могут проявиться через 15-20 лет. Как сейчас в Чернобыле рождаются телята с двумя головами – вот это все отдаленные последствия,

– говорит исследователь.

Таким образом, точку в этой истории ставить рано: очевидно, открыть тайну загрязнения помогут новые исследования. При этом не стоит ожидать подъема субмарины на поверхность, хотя данный вопрос и прорабатывали в 90-е.

В то время мы пришли к выводу, что поднять субмарину технически невозможно. Тросы длиной около 1700 метров будут слишком тяжелыми,

– заявил руководитель общественной организации Bellona Foundation эколог Фредерик Хауге.

«Правильные подлодки»


Какие выводы можно сделать из трагедии для современной России и для военно-морских сил вообще? На этот счет довольно резко, но по своему правдиво, недавно высказался Сергей Кубынин, офицер-подводник Военно-морского флота СССР, капитан I ранга.

…надо строить правильные подводные лодки, а не всякую туфту. Иначе какого черта на АС-31 замыкание произошло? Само там ничего не замкнет – значит, было нарушение технологического процесса, прокладки электрооборудования, кабелей и так далее,

– сказал он в комментарии Lenta.ru.


И действительно, если мы посмотрим на трагедии с К-278 «Комсомолец» и «Лошарик», то увидим много схожих черт. Во-первых, множество темных пятен и пространные формулировки руководства ВМФ. Во-вторых (и это, пожалуй, более важно) - обе субмарины были построены в единственном экземпляре, а это почти автоматически гарантирует серьезные проблемы. Начиная от «детских болезней», которые крайне трудно в таких условиях устранить, и заканчивая риском аварий и гибели экипажа.

Вообще, в основе передового флота лежит разумная унификация, и если каждый корабль будет построен по отдельному проекту, то аварии и катастрофы не заставят себя долго ждать. Мы уже молчим про дополнительные траты и падение боевой эффективности.
10 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +2
    22 июля 2019 12:27
    Лучше вообще промолчать и ничего НЕ писать, чем писать такие статьи! negative
  2. +4
    22 июля 2019 13:06
    Помню первые глубоководные телерепортажи и фото обследования затонувшей К-278, поэтому мне в глаза бросаются разрушительные следы вражеской "исследовательской деятельности"!
    Не один год же "ковыряли" нашу ПЛ (ведь есть даже следы взрывных работ на корпусе) злокозненные "партнёры" (торпеды-то, хотя бы, не уволокли??!)!
    А норвежцы почему-то россиянам претензии выставляют за повышение уровня радиации??!
  3. +6
    22 июля 2019 20:49
    А АПЛ США (Трешер) и (Скорпион) затонули со всем экипажем и разрушились, включая реакторный отсек и Запад и его холуи в РФ помалкивают об этом, будто и не было таких АПЛ у США и торпед с ядерными боеголовками на АПЛ (Скорпион).
    1. +1
      23 июля 2019 09:33
      Увы, выглядит так, что в серьезных вопросах Кремль часто подыгрывает НАТО и США.
      Ну, а внутри страны можно и поругать, и попетушиться. Несильно, чтоб фазенды за бугром не отняли.
  4. -1
    23 июля 2019 13:43
    Давно не читал материал на военную тему, где нет обвинения в сторону НАТО! Молодцы! Так держать! Надо писать правду, по крайней мере, стараться это делать! А что касается пространных формулировок руководства ВМФ, то это их фирменный стиль! Тайна, даже если она таковой не является, всё равно должна быть - это жанр! Надеюсь, все помнят, как "прокомментировал" трагедию с "Курском" сам Главком ВС России? "Она утонула"... А мы, дурачьё, думали, что она всё ещё на плаву!
    1. +3
      23 июля 2019 14:51
      В 2012 году в доке сгорела и списана АПЛ США "Маями" и что-то не видно заметок о проблемах на верфях США - ни от местных, ни от патриотов США, заблудившихся в РФ. Конечно, в РФ много проблем и их нужно решать, но не нужно замалчивать проблемы на Западе и боготворить его, там своих проблем, как грязи.
      1. +2
        30 июля 2019 07:39
        Вы правы. Способность видеть не то, что тебе хочется видеть - многого стоит.
  5. +3
    23 июля 2019 14:47
    Нужно вкладывать больше денег в разработку и строительство!--------Проблема одна, МАЛО денег!-------А откуда они возьмутся, если миллиарды долларов каждый год выводятся из РОССИИ!--------Кремль это прекрасно знает, но остановить отток капитала не прекращает!----------Повысили возраст выхода на пенсию!---------Это что-то дало ВПК, но этого мало, а НАРОД РОССИИ настроили ПРОТИВ ВЛАСТИ!----------Зачем это сделали!-----------Заставьте олигархов построить за свои грязно пахнущие деньги, например, по одному АВИАНОСЦУ!----------Пусть Негодяи, ограбившие НАРОД РОССИИ, сделают хоть что-то доброе для РОДИНЫ!
  6. +1
    23 июля 2019 23:39
    Титан и его сплавы обладают очень высокой коррозионной стойкостью в морской воде.

    https://chem21.info/info/392014/
    1. 0
      25 июля 2019 00:16
      Цитата: Астронавт
      Титан и его сплавы обладают очень высокой коррозионной стойкостью в морской воде.

      https://chem21.info/info/392014/

      И хорошо "сжирают" коррозией, образуя в соленой морской воде электрохимическую пару, соседние изделия из не титановых сплавов! request
      Например, стальные части опор пирса, у которого ошвартована такая титановая подлодка, или не титановые детали оборудования и вооружения, если нет достаточного, по площади, протектора!